Музыка Сергея Невского прозвучала в камерном зале Московской филармонии.
Интерес к современной музыке неуклонно растет, чему подтверждением служит состоявшийся недавно в камерном зале филармонии концерт современной музыки.
Сергей Невский был представлен московским зрителям 18 декабря 2017 года в качестве героя проекта музыкального критика и общественного деятеля Андрея Устинова “Персона – композитор. Музыка будущего”.
Проект Московской филармонии был создан для того, чтобы познакомить аудиторию с творчеством современников, чье влияние на музыкальный процесс неоспоримо, но имя не успело “забронзоветь”. Сергей Невский был назван лидером композиторов своего поколения.
Высокий и широкоплечий, голубоглазый красавец-блондин, Невский хорошо известен любителям академической музыки. Среди друзей-музыкантов его зовут “светлой головой” и умницей, он называет себя интровертом и заразительно хохочет над шутками интервьюера или зрителей.
Формат концерта предполагал не только исполнение музыки, но и короткую беседу с композитором. Сергей Невский представил пьесы, включенные в программу вечера, а также ответил на вопросы, подготовленные автором абонемента.
Концертные номера в исполнении Натальи Пшеничниковой и участников Московского ансамбля современной музыки, Ивана Бушуева (флейта), Ильи Рубинштейна (виолончель), Сергея Чиркова (аккордеон), Александра Суворова (ударные) и Михаила Дубова (фортепиано) состояли как из пьес, написанных для камерного состава в 1997 году, так и совершенно новых. Кроме того, состоялась российская премьера произведения для голоса, органа и фортепиано “Гипсовое небо”. Таким образом, был охвачен двадцатилетний период в творчестве композитора.
В первом отделении прозвучали дуэты, сочиненные с временным разрывом в 18 лет. “Прерванный хорал” для флейты и виолончели, написанный в 1997 году для международного конгресса, посвященного саксофонной музыке в Валенсии, и Elliptic Glide (“Эллиптическое скольжение”) для флейты и аккордеона, созданное для российско-хорватского дуэта и впервые исполненное в России в 2015 году стали иллюстрацией основного интереса в творчестве композитора. По его собственному выражению, это “взаимодействие одновременно проходящих временных процессов в музыке и взаимодействие телесных практик и звука”.
Короткая беседа с композитором в первом отделении была посвящена разговору об основных тенденциях и процессах в современной музыке, о расширении самого понятия “музыка” как в немецком музыкальном дискурсе, так и в российском, о стремлении к слиянию музыки с другими формами искусства, о необходимости “изобрести музыку заново”.
Затронули в разговоре тему институтов бытования современной музыки, столь различных в Германии и России: если в Германии композитору стабильно поступают заказы на написание музыки от оркестров и руководителей различных фестивалей, то в России эта взаимосвязь еще не стала прочным завоеванием, и композиторы вынуждены кормиться чаще всего заказами от театров.
В беседе композитор также признался, что до сих пор не осуществил свою давнюю мечту – написать комическую оперу. Однако вокальный цикл “Правила любви” (на концерте были исполнены части 2, 3, 4 и 6) определенно можно считать попыткой освоения этого жанра.
Правило любви. Часть четвертая. Точно любит
Наступил день бракосочетания. Она надела свадебное платье, украсила свои черные волосы хризантемами. И даже не было видно, что она беременна.
Свадьба состоялась. Время летело как птица. Марину отвезли в роддом. У нее родился мальчик Рома.
И однажды прохожие увидели молодую и красивую пару с коляской. За ними шли две женщины и два мужчины.
Марина и Сергей жили хорошо. Но все дело в том, что юность прошла мимо.
Этот и подобные ему незамысловатые фрагменты дневниковой девичьей прозы, открывающие зрителям широкий спектр подростковых любовных переживаний, блистательно и артистично изображенных певицей Натальей Пшеничниковой, легли в основу вокального цикла “Правила любви”.
Автор обратился к этим текстам по совету своего коллеги Владимира Раннева. В одном из интервью 2014 года Сергей Невский рассказал о работе над своим произведением:
“Каждый женский монолог я постарался написать в несколько ином стиле, с использованием других вокальных техник – от бельканто до ритмизованного чтения. Пожалуй, впервые в моей работе я обратился к элементам комедийного театра, кабаре, а также использовал скрытые цитаты из поп-музыки, из песен Пола Маккартни и Нэнси Синатры”.
Синкретизм театрального жанра, жанра кабаре и вокального цикла обеспечил, по мнению композитора устойчивую репертуарную судьбу произведению – в этот вечер состоялось двадцать второе исполнение, прошедшее с большим успехом.
Второе отделение музыканты открыли исполнением квартета “Азбука слепых” (версия для бас флейты, аккордеона, виолончели и ударных, где солировал преимущественно аккордеон: его тихие вдохи и выдохи, едва слышный шелест наждачной бумаги у перкуссиониста прерываются резкой скрипящей нотой виолончели, рождающей нервное напряжение и разбивающей шелестящую бесплотность музыкальной ткани произведения.
Завершили второе отделение пьесой для флейты, фортепиано, виолончели и ударных Wut “Гнев”, написанной в качестве дополнения к вокальному циклу “Правила любви”. Пьеса также стала примером исследования новых возможностей телесного взаимодействия исполнителя с инструментом.
Событием вечера стала российская премьера произведения, написанного по случаю освящения органа в соборе Св. Мартина в германском городе Касселе. “Гипсовое небо”, написанное для женского голоса, органа и фортепиано на стихи режиссера П. П. Пазолини требует от солистки владения необычными голосовыми приемами и определенной драматической работы с музыкальным материалом.
Для Натальи Пшеничниковой, музы многих современных композиторов, подобные задачи привычны, и естественность существования певицы в музыкальном материале, ее артистичность помогают слушателям глубже почувствовать и понять незнакомый пока еще музыкальный язык современного автора.
Как и в первом отделении, Сергей Невский поднялся на сцену, чтобы ответить на несколько вопросов Андрея Устинова. В разговоре затронули тему зависимости выбора средств музыкального языка от условий, в которых исполняется современная музыка.
“Не все же знают об условиях райдера сегодняшнего концерта”,
– пошутил Андрей Устинов.
“Например, там есть наждачная бумага. Это она шуршала, правда?”
“Да”,
– ответил Невский.
“Зернистость крупная, а играть надо нежно”.
Встреча с композитором нашла теплый отклик у зрителей, многие из которых давно следят за его творчеством. В заполненном поклонниками творчества Сергея Невского камерном зале филармонии царила семейная дружелюбная атмосфера, располагавшая к восприятию сочинений камерной музыки.
В следующий раз музыка композитора прозвучит уже на сцене большого зала Московской консерватории: концерт для скрипки с оркестром Сергея Невского “Cloud Ground” исполнит оркестр musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса.
Наталья Шкуратова