Образовательная программа Транссибирского Арт-фестиваля возникла в 2017 году по инициативе художественного руководителя Фестиваля Вадима Репина в тесном сотрудничестве с арт-директором новосибирского Дома культуры «Энергия» Анастасией Медведко.
Первоначально проект задумывался как мастер-классы, где преподавали солисты, приехавшие выступать на фестивальных концертах. Назвали программу «Просто общайся со звездой» – действительно, ребята получили возможность взять урок у артистов мировой величины!
Вскоре занятия стали так популярны, что организаторы пришли к решению открыть еще одну программу «Школа мастеров», в которой студенты смогли посетить уже цикл занятий – мастер-курсы. Команда Фестиваля приглашала самых известных преподавателей из самых престижных музыкальных учебных заведений для проведения курсов: в разные годы преподавателями выступали Дмитрий Башкиров, Борис Гарлицкий, Виктор Третьяков, Клара Джуми-Кан, Константин Лившиц, Дмитрий Вдовин, Наталия Трулль, Борис Петрушанский, Михаил Воскресенский и многие другие именитые представители музыкальной педагогики.
За несколько лет существования мастер-курсы и мастер-классы стали неотъемлемой составляющей фестивальной программы. Более 800 студентов из разных уголков России получили возможность заниматься с лучшими музыкантами и преподавателями, более 20000 слушателей посетили эти занятия.
В 2022 году команда IX Транссибирского Арт-фестиваля совершила практически подвиг, буквально за две недели до открытия воссоздав программу фестиваля заново. Большинство важных слагаемых удалось сохранить, в том числе и образовательную программу.
Мастер-классы IX Транссибирского Арт-фестиваля проводились с 13 марта по 5 апреля 2022 года. Преподавательский состав мастер-классов впечатляет: с юными музыкантами занимались Вадим Руденко и Итамар Голан (фортепиано), Вадим Репин и Сергей Поспелов (скрипка), Александр Князев и Нарек Ахназарян (виолончель), Олег Трусов (контрабас), Максим Кузьмин-Караваев, Юлия Мазурова (вокал), Наталья Бутман (джазовый вокал), Олег Бутман (ударные), Павел Скорняков (саксофон), Юрий Медяник (баян), Евгений Миронов (актерское мастерство), Алексей Корбанов (гитара). Мастер-класс по хореографии дала прима-балерина Большого театра Светлана Захарова.
Состоялись также мастер-курсы программы «Школа мастеров». Их провели Михаил Сергеевич Воскресенский и его внучка Анастасия Александровна Гамалей-Воскресенская на двух площадках – в консерватории и специальной музыкальной школе. В занятиях приняли участие 11 ребят, заключительным аккордом мастер-курсов стал концерт, в котором студенты обоих профессоров представили свои программы.
Концертная деятельность студентов – возможно, самая важная составляющая мастер-курсов. О необходимости постоянной концертной практики для обучающихся неустанно повторяет художественный руководитель Фестиваля Вадим Репин:
“Важно выходить на сцену, быть на ней как можно чаще. Каждую неделю, каждую вторую неделю, а не два раза в год – только на экзаменах. Учить произведения нужно как можно быстрее, выскакивать на сцену нужно как можно быстрее. Учить произведения необходимо только с опытом сценического исполнения”,
— сказал он на встрече с учащимися музыкальных образовательных заведений, Красноярск, 28.06.2022)
В этом году гала-концерты участников программы «Школа мастеров» разных лет состоялись в образовательном центре «Горностай»: 1 июня 2022 года концерт приурочили к Дню защиты детей, а 6 июня поводом для праздничного концерта стал день рождения русского гениального поэта А.С. Пушкина.
Анастасия Медведко, руководитель образовательной программы Транссибирского Арт-фестиваля, поделилась своими размышлениями о работе мастер-классов с корреспондентом ClassicalMusicNews.Ru:
– Мастер-классы – определенный формат занятий, не предполагающий долгосрочного сотрудничества педагога и ученика, обычно это не более нескольких уроков. Исходя из ваших наблюдений, чего удается добиться ученику в рамках этого формата?
– Возможно, мастер-классы не несут глубокой образовательной функции, но прежде всего это выход на сцену – ведь мы проводим занятия всегда на концертной площадке. Наши занятия обеспечивают ребятам возможность выступить, обыграть программу.
Кроме того, на мастер-классах можно познакомиться с педагогом, обменяться с ним контактами. Как правило, после мастер-классов ребята начинают ездить на консультации; кто-то из них поступает в высшее учебное заведение, кто-то просто делает видеозаписи и отправляет их на конкурсы.
Нужно также отметить, что общение с мастерами дает огромную мотивацию для занятий и личностного роста. Общение с интересным артистом сильно мотивирует!
– Пришлось ли вам в этом году столкнуться с какими-то сложностями, препятствиями в организации мастер-классов? Как вы их преодолели?
– Впервые мы столкнулись со сложностями в организации мастер-классов еще во время пандемии. С ее началом стало трудно обеспечивать возможность слушателям посещать занятия, трудно было добиться разрешений на проведение мероприятий. Этот опыт закалил нас и позволил преодолевать трудности уже в дальнейшем.
Мы прекрасно справились с задачей, переключились с зарубежных мастеров на российских, стали приглашать педагогов из московской консерватории. Это было комфортнее для нас и по финансовым условиям, мы гораздо легче укладывались в бюджет, работая с отечественными мастерами, а не зарубежными (даже если они русские, но приезжают из-за рубежа).
В этом году программу мастер-классов мы организовали на площадках трех музыкальных образовательных заведений Новосибирска: Специальной музыкальной школы, Консерватории и Музыкального колледжа имени А. Ф. Мурова.
Сложность заключалась в том, что это не наши личные площадки, не все можно было сделать так, как хотелось нам.
Но были безусловные плюсы. К нам пришло очень много слушателей. Во-первых, все три площадки располагаются в центре города, поэтому слушатели могли переходить с одного мастер-класса на другой – иногда они шли параллельно.
Во-вторых, студенты могли свободно прийти и послушать мастер-классы. Ведь когда мы проводили занятия в «Энергии», им нужно было специально ехать туда. А здесь они могли отучиться, затем забежать хотя бы на час послушать, и снова идти учиться. Посещаемость была очень высокая.
– Были добавлены какие-то новые специальности в программу мастер-классов в этом году? Какие специальности были особенно популярны, востребованы?
– Что касается мастер-курсов, мы изначально определили самые востребованные специальности – фортепиано, скрипка, виолончель и вокал – и работали в этих направлениях.
В мастер-классах эти специальности тоже очень популярны. Из интересных специальностей в этом году у нас появился баян. Мы не ожидали, что он тоже будет так востребован. В Новосибирске сильная школа баянистов, их очень много у нас. Это был очень интересный опыт.
Проводил мастер-классы баянист Юрий Медяник. Он ведь еще и дирижер, и сам занимается менеджментом. Мы организовали творческую встречу с ним и его коллективом Emotion-orchestra. Встреча прошла очень позитивно и продуктивно: задавали много вопросов, было очень интересно.
– Как происходит отбор детей для мастер-классов? Приходится ли им оплачивать обучение?
– И на мастер-классы, и на мастер-курсы отбор происходит по заявкам и видео. Уроки для ребят проводятся абсолютно бесплатно. На курсах им приходится оплачивать небольшой – около трех тысяч – взнос. Эти деньги идут на организационные расходы: распечатать ноты, купить цветы на концерт, устроить чаепитие. Мы традиционно устраиваем после мастер-курсов pizza-time с профессором, во время которого обсуждаем концерт.
– Случалось ли так, что мастер-классы стали толчком для серьезных перемен в судьбах ваших студентов? Можете вспомнить яркие случаи?
– Действительно, для многих ребят мастер-курсы стали своего рода стартовой точкой. Это плохо для Новосибирска, потому что мало кто из ребят возвращается, но это очень здорово для самих ребят, которые уже посвятили себя музыке и получают возможность реализовать себя на международном уровне или на уровне столичных городов.
У нас есть несколько настоящих историй успеха ребят, которые после мастер-классов поступили в вузы в Москве, Санкт-Петербурге, Германии, выиграли какие-то конкурсы.
Например, Анастасия Тараторкина, участвовавшая в наших мастер-классах, выиграла ARD Competition по вокалу в Германии. Конечно, у нее был очень сильный педагог, она много училась, мы не говорим, что это только заслуга мастер-классов или курса.
Но в любом случае, они дают толчок, дают возможность задуматься о том, что нужно развиваться, идти дальше, расширять кругозор. Я знаю, что ребята потом посылают свои записи, созваниваются, советуются с мастерами, прежде чем принять участие в конкурсе. Обсуждают вместе, на какие конкурсы можно поехать. Очень часто между ребятами и педагогами складываются по-настоящему дружеские отношения.
Конечно, это облегчает путь к поступлению в вузы. Не каждый может позволить себе поехать на консультацию. Участие в наших мастер-классах или мастер-курсах часто позволяет студентам получить ответы и на эти вопросы.
– Ваши дочери принимали участие в образовательной программе Транссибирского Арт-фестиваля. Какое влияние на них оказали мастер классы?
– Ева больше принимала участие в наших программах, поскольку она уже занимается профессионально. Она была студенткой мастер-курса Дмитрия Александровича Башкирова. Правда, это была вторая их встреча, впервые на его мастер-класс она попала в Лихтенштейне. Они очень подружились, мы не раз были у него дома… Очень жаль, что его больше нет с нами.
Для Евы эти курсы стали важным опытом. Благодаря занятиям с Дмитрием Александровичем Башкировым и Борисом Всеволодовичем Петрушанским она стала участницей концертной программы Транссибирского Арт-фестиваля, ей повезло играть камерную музыку с Вадимом Репиным и Александром Бузловым (тоже ушедшим от нас, к несчастью), Миленой Симович и Романом Симовичем. Вообще, выступать на большой сцене в камерном ансамбле с такими звездами – это большое достижение.
Что касается Виолетты, ее педагог не особенно приветствует участие в мастер-классах. Она сама ученица Захара Брона, очень сильный профессор. Поэтому Виолетта буквально взяла пару мастер-классов у Виктора Третьякова. Он рекомендовал ее к участию в концерте Транссибирского Арт-фестиваля, и она выступила с камерным оркестром Новосибирской филармонии под управлением Андреса Мустонена.
И, конечно, она постоянно принимает участие в мастер-классах Вадима Репина, он знает ее с детства, и мы с ним познакомились через Виолетту. Он для нее словно путеводная звезда, всегда дает ей дельные советы…
– Исходя из текущей музыкальной ситуации в России, какую специальность вы бы добавили в образовательную программу? Какая сфера музыки нуждается в развитии в России сейчас?
– Как раз сейчас мы размышляем над улучшением или развитием программы, и пришли к выводу, что играющих ребят очень много, но, когда они выходят из консерватории, очень мало кто из них может потом работать по специальности.
Поэтому мы придумали курс подготовки артиста для тех ребят, которые уже точно свяжут свою жизнь с музыкой. Мы понимаем, что им нужно уметь подавать себя. Сейчас недостаточно просто хорошо играть, нужно уметь общаться с агентами, с публикой.
Слушатель стал очень требовательный. Существует очень много деталей, которые нужно знать и учитывать: необходимо соблюдать дресс-код, нужно знать, как составлять портфолио, что в нем должно быть, где можно записать диск, какие есть площадки для продвижения артистов, что такое фандрайзинг и как он работает и очень много других деталей и тонкостей.
Необходимо знать несколько языков, даже просто для развития своего кругозора, для понимания музыки. Возможно, сейчас уже нужно учить китайский.
Именно поэтому в этом году мы впервые провели мастер-класс по деловому этикету. Я поняла, что в образовании наших студентов это серьезный пробел, который нужно восполнять. Возможно, это то направление, в котором нам следует развиваться.
Беседовала Наталья Шкуратова