Карл Таузиг — выдающийся польский пианист, композитор, педагог, одна из крупнейших фигур в фортепианном искусстве XIX столетия.
Пресса не раз называла его равным самому Листу, не уступающим Рубинштейну, и, надо сказать, оба гиганта без ревности относились к его успехам. Первый восхищался его «бронзовыми руками», а второй — окрестил его «непогрешимым».
Чех по национальности, Карл (Кароль) Таузиг родился 4 ноября 1841 года в Варшаве. Там же он провел и детские годы. Игре на рояле его учил отец, профессиональный пианист и композитор, ученик Сигизмунда Тальберга.
В июле 1855 года юного музыканта представили Листу. Когда Карла впервые привели к Листу, тот не захотел его слушать, говоря, что не интересуется вундеркиндами. Но отец мальчика незаметно усадил сына за инструмент. Композитор Петер Корнелиус, принадлежавший к кругу его друзей, свидетельствует, что Лист был необычайно взволнован, слушая мальчика:
«Парень был сущий чертенок. Он набросился на ля-бемоль-мажорный Полонез Шопена и ошеломил нас своими октавами».
Позже этот Полонез стал особым коньком Таузига. После той встречи Лист написал восторженное письмо княгине Сайн-Витгенштейн:
«Ко мне пришел маленький пианист-вундеркинд из Варшавы, по фамилии Таузиг… Возможно, он пробудет год или два в Веймаре. Это поразительно одаренный ребенок, слушать его – наслаждение. Он все играет наизусть, сочиняет (совсем недурно), и, на мой взгляд, ему суждено очень быстро прославиться».
Прогноз великого маэстро оправдался очень скоро. Карл Таузиг делал успехи, разучил огромный репертуар, стал любимцем великосветских салонов.
В 1858 году музыкант дебютировал перед публикой в Берлине, играя с оркестром под управлением Ганса фон Бюлова. За следующие два-три года он объездил всю Германию, а затем и Европу.
Уже в те годы критика отмечала исключительные, экстраординарные технические возможности пианиста. Многие восторгались его брызжущей через край эмоциональностью и «листовской эксцентричностью». Хотя были придирчивые рецензенты, вроде Эдуарда Ганслика, выражавшего недовольство разного рода преувеличениями и привычкой «колотить по клавиатуре», когда «отдельные звуки берутся с такой силой, что звучание просто уподобляется треску или скрежету».
Довольно скоро таузиговские «буря и натиск» сменяются соразмерностью, уравновешенностью, гармоничностью, так что тот же Ганслик несколькими годами позже пишет о «значительно более законченном стиле» артиста, а сторонники подчеркнуто эмоциональной игры теперь уже иногда упрекают пианиста в объективности, излишней сдержанности, холодности и рассудительности исполнения, особенно произведений композиторов-классиков.
«При всем этом критики неизменно отмечали поистине феноменальные исполнительские достижения Таузига, сочетавшего в своем искусстве листовскую мощь и колористичность с бюловской интеллектуальной углубленностью, безграничную энергию Антона Рубинштейна — с певучестью и прозрачностью игры Тальберга.
Не случайно историки пианизма полагают, что Таузиг обладал всей виртуозностью мира и был, вероятно, самым разносторонним и совершенным пианистом своего века»,
— пишет А. Меркулов.
По стилю игры, по внешнему артистическому облику Карл Таузиг был, конечно, типичным виртуозом той эпохи, потрясавшим публику техническими «пируэтами», причем он сознательно отвергал всякую театральность, все, что называл одним словом — «спектакль».
За роялем он был почти неподвижен, и лишь в самые трудные моменты слегка напрягались губы на бесстрастном лице. Но неверно было бы думать, что Таузиг был только виртуозом, он по праву считался и большим, настоящим художником.
Известный русский критик Вильгельм Ленц отмечал,
« …он играл, как Шопен, он чувствовал, как Шопен, он был Шопеном за роялем».
Поскольку фон Ленд хорошо знал Шопена, к его замечанию следует прислушаться, правда, большинство не согласилось бы с ним.
Необычно большим для того времени был репертуар музыканта. Ничтожное место в его репертуаре занимали собственные сочинения — Концерт для фортепиано с оркестром, несколько этюдов. Зато он исполнял произведения, редко исполняемые в то время, например, прелюдии и фуги Баха. Примечательно, что даже Лист недоумевал по поводу включения Таузигом в концертные программы сонат Скарлатти, практически не звучащих тогда с эстрады.
Основу же программ артиста составляли произведения Листа, которого Таузиг называл своим «богом», «царем пианистов», своим «вторым отцом», Шопена и Бетховена. По воспоминаниям современников, Карл Таузиг не имел себе равных в исполнении листовской фантазии «Дон-Жуан», на которой, по наблюдению Кюи, «осекались даже Бюлов и Антон Рубинштейн».
Таузиг первым после авторов начал исполнять сложнейшие этюды Листа и Шопена, в частности шопеновский терцовый этюд. Бетховена пианист играл строго, стильно, «без всяких вычур современного пианизма, так часто искажающих смысл исполняемого» (Кюи).
«Останемся при великом стиле. Бетховен не был способен ни на какую манерность»,
— говорил Ленцу Таузиг. Стиль Бетховена чутко запечатлен пианистом в фортепианных переложениях частей из его квартетов.
Другими его «коньками» были великолепные транскрипции для фортепиано сочинений Шуберта, парафразы на мотивы опер Вагнера, обработки вальсов Штрауса, и поныне иногда встречающиеся в программах пианистов.
Поселившись в середине 1860-х годов в Берлине, Таузиг наряду с концертной деятельностью занялся и преподавательской. В 1866 году Таузиг учредил Академию высшего фортепианного мастерства. Правда, на нее у него оставалось не слишком много времени.
Основным его педагогическим методом была демонстрация музыки в собственном исполнении и требование к ученику как можно точнее копировать его. Одна из воспитанниц артиста, довольно известная пианистка Эми Фрей описывает один из них. Она приготовила Скерцо Шопена; Таузиг стоял над ней и издавал «ободряющие» возгласы: «Кошмарно! Отвратительно! Ужасно! Боже! Боже!»
В его представлении урок заключался в том, чтобы, отстранив ученика, сыграть пассаж самому и велеть ему сделать то же самое. Эми Фрей в таких случаях всякий раз испытывала чувство как будто ее «просили концом мокрой спички изобразить вспышку разветвленной молнии». Таузиг ненавидел преподавание и всеми силами избегал его, наведываясь в свой класс только в свободные от концертов моменты. Тем не менее, среди учеников Таузига была известная русская пианистка Вера Тиманова.
Надо сказать, что Карл Таузиг пользовался весьма высоким авторитетом среди современников не только как виртуоз, но и как настоящий художник, человек широкого кругозора и культуры. Он был начитан и продолжал занятия философией и естественными науками, считался прекрасным собеседником — когда был «в духе».
У него даже нашлось время для женитьбы на пианистке Жозефине Рабели, брак, впрочем, оказался непродолжительным. Среди друзей и почитателей Таузига были многие крупнейшие музыканты. В их числе Вагнер, росту популярности которого он немало способствовал своими транскрипциями оперных фрагментов.
Лист прочил Таузигу, своему любимейшему ученику, роль «наследника своего пианизма», посвятил ему свой знаменитый «Мефисто-вальс». Он же говорил «Руки Таузига — это бронза и алмазы».
«Совершенно исключительную одаренность» пианиста, производящую «необыкновенное впечатление», отмечал Брамс, неоднократно музицировавший с Таузигом. Брамс чувствовал буквально благоговейный страх перед его талантом. В письме к Кларе Шуман он рассказывал, что будет играть свою сонату для двух фортепиано (позже переработанную в ре минорный концерт) с Таузигом.
«Он в самом деле замечательный юноша, многообещающий пианист, и, насколько это только возможно, постоянно совершенствуется».
Нет сомнения, что Таузиг находился в процессе роста, и этот рост наблюдали его современники.
Немало почитателей было у Таузига и в России… В марте 1870 года артист единственный раз гастролировал в России, дав по три концерта в Петербурге и Москве. Сохранилось немало содержательных отзывов известных русских музыкантов об искусстве замечательного польского пианиста.
С годами маэстро все больше стремился к уединению, страдал приступами тяжелой меланхолии. В 1870 году он признавался ученикам, что сама мысль выступить публично для него больше непереносима. Вскоре после этого, словно бы пересиливая себя, он объявил цикл из четырех концертов, но под предлогом ухудшения состояния здоровья отменил их.
Потом у него появилось желание поехать в Италию и там спастись от зимы и болезни, но едва поставив ногу на обетованную землю, он решил: «Нет, нет, здесь нельзя оставаться!» И вернулся в Берлин, где его и сразила «чума XIX века» — туберкулез…
Именно после его ухода стало ясно, каков был масштаб этого уникального музыканта. Ганс фон Бюлов — сам один из корифеев мирового пианизма, восклицал:
«Непревзойденный, великолепный концентрат фантазии! Он олицетворял собой все развитие фортепианной игры от начала ее до сегодняшнего дня».
В те же дни Антон Рубинштейн писал своему другу Листу:
«До меня дошло печальное известие о смерти Таузига. Это ужасно. Я глубоко огорчен этой смертью, тем более что вместе с моим братом и Бюловым он последний из великих пианистов-виртуозов, а ведь инструментальная музыка может лишь пасть с исчезновением виртуозности искусство двигают вперед вовсе не «хорошие музыканты».
Так называемый «хороший музыкант» — это депутат правой, центра, левой, но искусству необходим диктатор, император. Композиция есть закон, а виртуоз — исполнительская власть… »
Карл Таузиг умер, не дожив и до 30 лет и далеко не достигнув своей вершины, он так и остался загадкой и легендой…
ClassicalMusicNews.Ru