— Сегодня завершение очередного фестиваля, который пролетел как тайфун. Мое сознание не поспевает за ним.
Логистически так не было тяжело никогда; в прошлом году мы испытывали сложности во время пандемии – но теперь я вижу, это была лишь легкая прогулка. Невероятное количество усилий, бессонных ночей, воли, любви к этому фестивалю сделали свое дело. На мой взгляд, этот фестиваль, несмотря ни на что, прошел с энергичным успехом,
— этими словами руководитель Транссибирского Арт-фестиваля Вадим Репин предварил концерт-закрытие новосибирской части программы Фестиваля 6 апреля 2022 года в Государственном концертном зале имени А.М. Каца в Новосибирске.
Для финального концерта IX Транссибирского Арт-фестиваля выбрали программу из произведений Людвига ван Бетховена. Музыка, исполненная в этот вечер, была написана композитором в переломный момент его жизни и отражает решимость автора перебороть судьбу, ответить на ее удары с несокрушимой силой духа.
Увертюру «Кориолан» и Пятую симфонию нередко сочетают в симфонических программах, ведь их объединяет общая эмоциональная доминанта: трагический накал и попытка «схватить судьбу за глотку».
Драматический пафос разбавил Тройной концерт для скрипки, фортепиано и виолончели До мажор, – произведение, полное искрометного веселья и приветствующее жизнь во всех ее проявлениях. Выбор программы стал совместным решением художественного руководителя и Юрия Башмета, вставшего за пульт Новосибирского академического симфонического оркестра в этот вечер.
“Закрывать Фестиваль бетховенской программой – наша с Юрием Абрамовичем идея. Нам хотелось, чтобы концерт-закрытие стал своего рода гала наших звезд, и мы пришли к выводу, что Тройной концерт Бетховена как нельзя лучше подходит. Тогда мы решили посвятить весь вечер музыке Бетховена. Юрий Башмет придумал сыграть Симфонию, мы отрепетировали свой концерт.
Мы выбрали музыку очень красивую, вдохновенную. Есть, где пообщаться на сцене, а диалог на сцене – один из главных моментов в нашем искусстве. Я предвкушаю очень красивый концерт”,
— отметил Вадим Репин.
На сцене Новосибирский академический симфонический оркестр – коллектив, с первых дней Фестиваля ставший его надежной опорой, «краеугольным камнем», по выражению Вадима Репина. Художественный руководитель не скрывает своей признательности коллективу:
“Для меня огромное счастье стоять на сцене с моим любимым симфоническим оркестром, которому я очень благодарен”.
Первое отделение открыли исполнением Увертюры «Кориолан»: смычки струнников театрально вздымались словно копья, когда звучали трагические аккорды вступления.
История римского полководца Гая Марция по прозвищу Кориолан, жившего в I веке до н.э., предавшего родной Рим и примкнувшего к его врагам, презирающего народ и движимого честолюбивыми побуждениями, стала основой для трагедии Йозефа фон Коллина, которая в свою очередь вдохновила Бетховена на написание увертюры. Вряд ли многие из нас перечитывают бессонными ночами жизнеописание гордого римлянина, но в этот вечер трагический пафос его судьбы звучал в музыке гениального немца в исполнении сибирского коллектива – воистину причудливы пути формирования нашего культурного кода.
Программу продолжил Тройной концерт, предвкушаемый многими меломанами: солировали художественный руководитель Фестиваля Вадим Репин, пианист Вадим Руденко и виолончелист Александр Князев.
Тройной концерт – сочинение уникальное, ведь на сцене должны собраться три конгениальных солиста и оркестр, и в этот вечер единство творческих векторов артистов ощущалось полностью и в быстрых пассажах, где музыканты соревновались в виртуозности, и в нежнейших кантиленах, когда они передавали друг другу тему бережно, словно мерцающую свечу, и в быстрых перекличках, предугаданных фразах, интонациях – концерт превратился в необъятное пространство для музыкального диалога, в который слушатели в полной мере почувствовали себя вовлеченными.
Особое место в этой партитуре принадлежит виолончели. Так, вторая часть концерта начинается лирическим соло виолончелиста, и, слушая вдохновенное исполнение Александра Князева, зал, казалось, забывал дышать. Перед началом концерта Князев признается в большой любви к этому произведению:
Этот концерт – абсолютный шедевр. Прежде всего в музыкальном плане, но к тому же это великое новаторство: трио играет как один солист с оркестром, это невероятно трудная задача, и Бетховен ее решил феерически. Партия виолончели в нем особая, все написано в верхних регистрах, и это совершенно справедливо, потому что тогда виолончель всегда слышна. Гений Бетховена в этом концерте проявился с невероятной мощью.
Второе отделение концерта посвятили, пожалуй, самому знаменитому опусу автора – Пятой симфонии. Интересно, пробовал ли кто-то подсчитать, сколько исполнений эта симфония выдерживает ежедневно во всех концертных залах мира? Грозные удары всем знакомой «темы судьбы» продолжили эмоциональный накал «музыки гнева» «Кориолана», но торжество несокрушимого духа в финале вернуло слушателям ощущение праздника.
Заключительные аккорды симфонии поставили яркую финальную точку фестивальной программы в Новосибирске.
“Это был один из самых драматических и стремительных фестивалей, он пронесся как вихрь – просто круговорот событий. С какой-то попытки нам удалось создать интересную программу. Сейчас мне грустно осознавать, что мы находимся в преддверии заключительного концерта Фестиваля, и завтра уже не будет такого адреналина с самого утра, можно будет выспаться и отдохнуть.
Все мои друзья-артисты, которые приняли участие в этом фестивале, сделали его таким красочным и интересным и вдохновенным проектом”,
— делится впечатлениями Вадим Репин в интервью перед концертом.
Несмотря на невероятную работу, которую совершила команда Фестиваля, пересоздав программу заново буквально за 2 недели до открытия, значительную часть традиционных слагаемых Фестиваля удалось сохранить.
В афише Фестиваля десятки концертов с самой разнообразной программой и широко известными именами. Состоялась мировая премьера произведения, написанного для скрипки – в этом году это был Концерт для скрипки с оркестром Ильи Демуцкого, созданный специально для Вадима Репина и исполненный им 21 марта 2022 года в Государственном концертном зале им. А. М. Каца.
Не обошли вниманием подрастающее поколение музыкантов – ребята как обычно посещали мастер-классы именитых солистов и вышли на сцену вместе с Вадимом Репиным и Нареком Ахназаряном в традиционном концерте «Дети – детям».
Обширную программу Фестиваль подготовил для второго крупного сибирского города фестивального маршрута – Красноярска. Важной миссией Фестиваля стали гастроли по малым городам Новосибирской области и Красноярского края: в этом году жители Искитима, Кольцово, села Прокудское, Бердска, Краснообска, Канска и Лесосибирска имели возможность посетить концерты симфонической музыки в исполнении выдающихся музыкантов.
“Мы не срезали углы, хотя, действительно, за несколько дней до начала пришлось строить программу практически с нуля”,
– рассказывает Вадим Репин.
Транссибирский Арт-фестиваль официально попрощался со своими новосибирскими слушателями до следующего года, но это еще не финал. Впереди специальный проект: 11 апреля скрипач Павел Милюков выступит в Новосибирске в сопровождении Госоркестра России им. Е.Ф. Светланова.
А Транссибирский вновь набирает полный ход:
“Я очень трепетно жду концерты в Зале Чайковского и в Зарядье, ближе к осени мы продолжим наше путешествие в Самаре – там тоже будет очень интересная и своеобразная программа. До финиша еще нужно добежать”,
— говорит Вадим Репин.
Следующий фестиваль станет юбилейным, а значит, появится повод подвести первые итоги. Уже сегодня ясно, что Транссибирский Арт-фестиваль – важный культурный феномен, способствующий превращению Новосибирска в культурную столицу Сибири.
Наталья Шкуратова