
Майские дни в Москве, пожалуй, лучшее время года! Зелень свежа, всё цветёт и благоухает, а птицы поют без устали даже в городских дворах.
Послушать изысканную программу камерной музыки в такую пору, да ещё в наполненном живописью и скульптурой, уютном и «намоленном» зале Галереи Нико – настоящее романтическое приключение.
«Майские ночи» — так назвала новый цикл концертов Елена Харакидзян, создатель и глава Apriori Arts Agency.
Вечер, состоявшийся 24 мая 2024 года, не открыл для публики новых имён композиторов или исполнителей. Модест Петрович Мусоргский и Рихард Штраус прозвучали в интерпретации певицы Ольги Толкмит и пианиста Юрия Фаворина.
Однако, как же без интриги? Казалось бы, с детской музыкальной школы известны всем «Картинки с выставки», цикл из 10 пьес Соч.1874 года.
Но тут же поймала себя, что оркестровое их звучание в инструментовке Мориса Равеля гораздо привычней! Столько красок заложено Мусоргским в фортепианную фактуру, что проявить индивидуальность в этом хрестоматийном вроде опусе далеко не каждому пианисту по силам.
Юрий Фаворин не играл «Картинки» по его собственному признанию целых 10 лет. Сильное, свежее, богатое оттенками получилось исполнение! Здесь и неожиданно брутальный «Гном», и замшево-мягкий «Старый замок», и веристски взвинченные «Быдло» и «Два еврея», и отчаянная болтовня на «Рынке» в Лиможе, вдруг напомнившая «Рондо о потерянном грошике» Бетховена.
И после затаённой мистики «Катакомб» и вихревой «Бабы-Яги» гармонически удивительные «Богатырские ворота», где долгая педаль наслаивала мощные аккорды финала друг на друга (чего нет в оркестровой версии!), оттеняя колокольную помпезность терпким «приветом» из грядущего XX века.
Следующий номер программы – вокальный цикл Мусоргского «Детская» для завсегдатаев концертов Apriori Arts стал знаковым возвращением Ольги Толкмит на концертную эстраду. Причём, её заключительное выступление в марте 2023 также состоялось в партнёрстве с Юрием Фавориным в камерном зале «Зарядья» с «Четырьмя последними песнями» Штрауса – о них позже.
Столь долгий перерыв в творческой деятельности певицы был связан с самой ответственной и желанной для неё «ролью» — Ольга впервые стала мамой в августе прошлого года. Беременность и роды почти всегда заметно влияют на женский голос. Чаще благотворно, обогащая грудной регистр и расширяя технические возможности.
Так и на этот раз, природа оказалась щедра к молодой маме. Первое, что бросилось в глаза – та же стройная прелестная фигура в простом белом платье, выразительное лицо, сияющие глаза – будто и нет недосыпа и бытовых хлопот по уходу за дочкой-грудничком.
Впервые «Детскую» Ольга Толкмит спела в этом же зале Галереи Нико в сентябре 2020 в ансамбле с пианисткой Ксенией Башмет. Тогда это прозвучало тоже прекрасно! Но иначе.
Сейчас в окрепшем голосе Ольги появился тёплый металл, чуть скупее стала выразительная мимика, хотя фирменный чертёнок артистки Толкмит иногда ловко выглядывал, показывая трясущую головой старушку Няню или хулигана Кота Матроса.
«Детская» сложна для певцов именно актёрской составляющей. Тут и мальчик Мишенька, хитрый сорванец, и нежная девочка, поющая про всю родню «Господи, помилуй и спаси…», и реплики Мамы и Няни, что иногда исполняют приглашённые возрастные певицы.
Ольга Толкмит справилась одна за всех. И так ловко, радостно! А Юрий Фаворин в этом «театре одной актрисы» взял на себя функцию слаженного и деликатного к певице оркестра. В антракте снова сожалела, что для драматического сопрано, коим теперь явно слышится Ольга, практически нет озорных и гротескных оперных героинь – вот бы она где развернулась!
Второе отделение было посвящено Рихарду Штраусу. Композитор, объединивший век XIX и XX, проживший долгую, до конца плодотворную жизнь. Концептуально получилось, что начал Юрий Фаворин с его Картин-настроений для фортепиано, ор.9 (1884), а заканчивали они с певицей финальным вокальным опусом «Четыре последних песни» (1948).
Между этими произведениями 64 года, вся взрослая жизнь, становление, победы и мировое признание, а ещё две Мировые войны, крушение прежнего уклада, философии и ещё много чего.
Итак, фортепианный цикл 20-летнего юноши Stimmungsbilder / Картины–настроения для фортепиано, ор.9 (1884). Это пять разнохарактерных пьес: 1. Auf stillem Waldespfad / На тихой лесной тропинке 2. An einsamer Quelle / У одинокого источника 3. Intermezzo 4. Träumerei / Грёзы 5. Heidebild / На пустоши.
При всём обаянии музыки исполняется нашими пианистами нечасто. Юрий Фаворин верный адепт этого раннего «Рихарда второго», как позже назовут в Германии автора, намекая на первенство Рихарда Вагнера.
Для молодого композитора отголоски великих естественны. То оборот из «Канцоны» Листа замечаешь в пьесе «У одинокого источника», то в финальном «На пустоши» атмосфера «Зимнего пути» Шуберта – будто его «Шарманщик» дожил до 1884 года!
Но опять, как и в прошлом году на концерте Фаворина, лично мне повеяло мелодизмом младшего современника Рихарда Штрауса – Сергея Рахманинова. Теоретически они ведь могли быть знакомы, общаться. (Вот бы подслушать диалог!) Но, увы, не задокументировано.
Нашла только такое в письмах Сергея Васильевича:
«И всё-таки Штраус – очень талантливый человек. А инструментовка его поразительна. Когда я, сидя в театре (в Дрездене –прим.) и прослушав уже всю «Саломэ», представил себе, что вдруг бы сейчас, здесь же заиграли бы, например, мою оперу, то мне сделалось как-то неловко и стыдно».
Скромный наш классик!
В «Четырёх последних песнях» уже нет тех откровенных чувственно-страстных мелодий, что в «Саломее», «Кавалере розы», «Ариадне на Наксосе» и т. д. Всё сдержанно, чуть отстранённо. Хотя поразило, благодаря подробным поэтическим переводам в программке, как спокойные повествовательные строки Германа Гессе в первых трёх номерах и Йозефа фон Эйхендорфа в финальном, силой музыки превращаются в трагические монологи.
По-вагнеровски мистическая песня «Весной», интересное сочетание долгого вокального легато и «рваных» синкоп рояля в «Сентябре», «Время сна», где всё же почудились зазывные обороты Саломеи, и, наконец, прощальная «На закате»: «А мы- мы так устали, а может это –смерть?» — по сути Лебединая песнь старого мудрого автора. (Флэшбэк в голове – документальное фото Рихарда Штрауса впереди толпы на каком-то фашистском сборище. Какой всё понимающий взгляд!)
Спела Ольга Толкмит эти четыре монолога по-оперному значимо. Голос развернулся во всей красе, давая представление о будущей вагнеровской Изольде, и, конечно, легендарной Саломее. Не владея разговорным немецким, она полностью сопереживала каждое слово, вплоть до заметной слезы в глазах.
Певица комфортно себя ощущает в плотной фактуре сопровождения, которое Юрий Фаворин так колористически подавал, что про оркестровую версию «Четырёх последних песен» этим голосом думалось с надеждой.
Бис оказался предсказуем. Лирическая вершина камерно-вокального Штрауса: «Morgen» – «Завтра», Ор.27 №4, написанное в 1894 году на стихи Дж. Г. Маккея. Абсолютная красота и покой, нежно сфилированные на пиано фразы голоса и замирающие в предвкушении счастья консонансы фортепиано.
Опять навязчивая параллель – Адажио из Пятой симфонии Густава Малера.
«И к берегу, широкому, голубому, мы будем спускаться тихо и медленно, молча посмотрим друг другу в глаза. И тишина счастья опустится на нас»,
— перевод заключительных строк.
Татьяна Елагина