
Программы, составленные главой агентства Apriori Arts Еленой Харакидзян, всегда не просто оригинальны, но подчинены философскому замыслу. Так было и в Камерном зале «Зарядье» 5 марта 2023.
Рихард Штраус – достаточно популярный автор на столичных концертных площадках. Правда, чаще звучат его симфонические произведения или фрагменты из опер.
Вечер, целиком состоящий из камерной музыки Рихарда Штрауса – неординарное явление. Более того, начавшись с юношеского фортепианного опуса «Картины-настроения», через «Четыре последних песни», написанные за год до смерти, в 84 года, закончился концерт опять сочинением 20-летнего автора, Фортепианным квартетом до минор. Своего рода «тематическая арка» длиною более полувека, из позднего романтизма XIX столетия в залечивающую раны Второй Мировой Европу 1948 года.
Позволю себе невольный каламбур. Фаворитом вечера, вернее, его основной «движущей силой» стал пианист Юрий Фаворин. Будучи далека от фортепианного исполнительства, подпала под обаяние его игры почти сразу: Stimmungsbilder / Картины–настроения для фортепиано, ор.9 (1884). Это пять разнохарактерных пьес: 1. Auf stillem Waldespfad / На тихой лесной тропинке 2. An einsamer Quelle / У одинокого источника 3. Intermezzo 4. Träumerei / Грёзы 5. Heidebild / На пустоши.
Это ещё не тот певец страстей Саломеи и Электры, завоевавший мировую славу как «поздний романтик» и яркий экспрессионист. Фортепианные миниатюры двадцатилетнего Штрауса чисты, искренни, элегичны. И так славно перекликаются с аналогичными пьесами «старшего современника – С.В. Рахманинова.
Встречались ли они лично? Могли ведь, и не раз! Упоминаний не нашла. Но вот что сказал Рахманинов во время своей первой поездки в Дрезден:
«И всё-таки Штраус – очень талантливый человек. А инструментовка его поразительна. Когда я, сидя в театре и прослушав уже всю «Саломэ», представил себе, что вдруг бы сейчас, здесь же заиграли бы, например, мою оперу, то мне сделалось как-то неловко и стыдно».
В исполнении Юрием Фавориным «Картин-настроений» сочетались выверенность нюансов и динамических оттенков, баланс ума и вдохновения, певучесть туше и лёгкая элегантная остранённость.
Участие вокалиста всегда украшает клавирабенд. Особенно, когда это не «дежурный» солист филармонии, а оперный солист в расцвете сил. Ольга Толкмит, ведущая солистка «Геликон-оперы», уже дебютировала с циклом «Четыре последние песни» Рихарда Штрауса с оркестром в Екатеринбурге. Отсюда, наверное, и уверенность, и понимание материала.
Но, честно говоря, давно наблюдая за творческим ростом Ольги, с удивлением обнаружила, что её сопрано обрело убедительно драматическую мощь и плотность. Если две первые песни: Frühling / Весна (на стихи Германа Гессе) и September / Сентябрь (на стихи Германа Гессе) были исполнены скорее оперной актрисой, с крупной звуковой и эмоциональной подачей (ах, какая будет Саломея или Ариадна в операх Штрауса!), то последующие Beim Schlafengehen / Отход ко сну (на стихи Германа Гессе) и завершающая Im Abendrot / На закате (на стихи Йозефа фон Эйхендорфа) – достойная камерная интерпретация.
И снова не удержусь от комплимента Юрию Фаворину. Он полно передавал оркестровую фактуру сопровождения, притом, держа солистку словно в нежных ансамблевых объятиях. Хотелось бы запечатлеть на CD!
Второе отделение целиком – Фортепианный квартет до минор, ор.13 (1884-1885). Опять двадцатилетний юноша Рихард Штраус. И так слышно, что фортепианную партию он писал под себя, любимого, исполнив её на премьере сочинения. Пожалуй, впервые слышала квартет, который точнее бы назвать: «Для фортепиано соло в сопровождении струнного трио».
Юрий Фаворин опять был на высоте. Все подголоски, мелодические всплески, кульминации, прежде всего, запомнились у фортепиано. Достойно обрамляли «бенефис» рояля средне-низкие голоса – мягко-вкрадчивый альт Сергея Полтавского и бархатистая виолончель Ольги Калиновой.
Не хватало брутальной яркости и, увы, иногда точности в скрипичной партии Станислава Малышева. Но в плане ансамбля всё получилось. Разве что в самом финале повеяло общей усталостью: всё же, объём Квартета – около сорока минут – один из самых солидных в жанре.
И, наконец, сюрпризом стал для публики «бис», объединивший всех участников концерта. Один из немногих «шлягеров» Рихарда Штрауса, дивное «Morgen» – «Завтра», Ор.27 №4, написанное в 1894 году на стихи Дж. Г. Маккея. Переложение для фортепианного квартета слушалось органично.
Истаивающие пиано Ольги Толкмит перекликались с нежными флажолетами скрипки, а тремоло альта и виолончели добавляло красок в зыбко-водянистую фактуру:
«А завтра солнце снова засияет.
И по дороге, по которой я пойду,
мы, счастливые, воссоединимся
посреди этой дышащей солнцем земли.И к берегу, широкому, голубому,
мы будем спускаться тихо и медленно,
молча посмотрим друг другу в глаза.
И тишина счастья опустится на нас».
В начале весны, среди московских сугробов, так хочется в это верить!
Татьяна Елагина
Публиковаться начала в 1999 году в специализированных журналах: «Звукорежисёр», «Шоу-мастер», Install Pro, «Технология праздника». С 2011 стала постоянным автором интернет-порталов «OperaNews.ru» и «Belcanto.ru», а также электронной и бумажной версии журнала
«Музыкальная жизнь» и портала «Музыкальные сезоны».
Специализируется на интервью с оперными певцами, дирижёрами, музыкантами-струнниками и др. В 2017 принимала участие в
работе экспертной комиссии оперной премии «Онегин».
С 2019 сотрудничает как автор статей об оперных певцах с электронной версией БРЭ. По основной специальности – музыкальный архивист, звукорежиссёр-редактор Электронной базы МГК им. Чайковского и участник проекта «Электронный архив Большого театра».