Сопрано Ольга Толкмит и пианистка Ксения Башмет открыли цикл “Ladies apriori” в галереее “Нико”.
В столичной культурной афише, постепенно и настороженно оживающей, концерты в Галерее Нико занимают особое место. Креативное пространство и галерея художника и скульптура Н. Б. Никогосяна регулярно проводит концерты камерной музыки уже несколько лет. И уже не первый год сотрудничает с Галереей Нико продюсер агентства Apriori Arts Елена Харакидзян.
Ещё в июле, сразу после снятия запретов, здесь начались живые выступления артистов под говорящим названием “Live offline”, организованные Apriori Arts.
И вот, только закончив такой короткий на сей раз летний сезон, в концертном зале Нико открыли осенний.
Название снова интригует: Ladies Apriori. Три концерта вокальной и фортепианной музыки, где соединятся в дуэты оперные певицы и концертирующие пианистки. К прочим талантам Елены Харакидзян, безусловно, нужно добавить умение создавать неожиданные творческие связи, делать партнёрами, а иногда и друзьями самых разных, но всегда талантливых музыкантов.
Открывшие цикл Ladies Apriori сопрано Ольга Толкмит, солистка театра Геликон-опера, и пианистка Ксения Башмет познакомились ещё в 2017 году, когда вместе выступили на Благотворительном балу «Сокровища России» в Лозанне, проводимом компанией Russian Nights in Switzerland совместно с Фондом Константина Хабенского.
Возможность сыграть и спеть целую программу вдвоём у Ольги и Ксении появилась только сейчас, в сентябре 2020. Но идею для первого отделения, вокальный цикл М.П. Мусоргского «Детская» предложила Ксения Башмет сразу после знакомства с Ольгой Толкмит, оценив не только её вокальные, но и незаурядные актёрские способности.
И если для отмеченного наградами концертмейстера и ансамблиста Ксении вечер стал интересным опытом работы с молодой певицей, то для Ольги получился полноценный дебют в камерном жанре с сольной программой.
Не буду повторять сведения о создании и особенностях вокального цикла М. П. Мусоргского «Детская» (1868-1872). Отмечу лишь, всегда эти 7 вокальных миниатюр привлекали вокалистов, умеющих владеть интонацией и словом точно, акварельно-прозрачно. Эталонной считается запись Н. Л. Дорлиак и С. Т. Рихтера. Крупный оперный голос здесь приходится прятать, держать в узде.
Лёгким светлым звуком начала разговор «С няней» про «буку страшного» Ольга Толкмит. На вид – барышня начала XX века в белом летящем платьице. Но если вспомнить, что это
«…не песенки для детей, а вокально-поэтические миниатюры, раскрывающие душевный мир ребенка, его психологию»,
то с первых тактов слышно и видно: «ребёнок» Толкмит – озорной сорванец, даже в лирические моменты.
Маленькая героиня бурно возмущается няней, стоя «В углу», взахлёб рассказывает про «Жука», нянчится «С куклой», пугая её рассказом про серого волка, трогательно молится за всю родню «На сон грядущий», тараторит маме про «Кота Матроса» и, наконец, безудержно радуется, «Поехал на палочке».
К сожалению, своеобразная акустика концертного зала Галереи Нико (стеклянный потолок шатром) добавляла излишней реверберации в звучание, размывая хорошую дикцию певицы. Но текст с лихвой компенсировался её чудесно разнообразной мимикой, точной нюансировкой, проживанием каждого образа.
Не по-детски насыщенную Мусоргским фортепианную партию цикла Ксения Башмет сыграла ярко, но полностью контролируя ансамбль. По сравнению с каноническими интерпретациями «Детской» эта прозвучала будто от современной девочки, чуть избалованной и уже инстинктивно кокетливой.
Насколько же академичней по музыкальному языку, чем смелый мелодический речитатив Мусоргского, «Детский альбом» П. И. Чайковского, написанный даже позже, в 1878 году. Ксения Башмет подарила слушателям встречу с детством в буквальном смысле. Все, кто занимался на фортепиано в музыкальной школе, играли небольшие пьесы из «Детского альбома».
Из 24 пьес прозвучали 12. Конечно, для взрослого музыканта технически они не представляют сложности. Отличительная черта исполнения Ксении Башмет – знакомые почти наизусть мелодии, очистившись от ученической старательности, прозвучали будто заново. И «Болезнь куклы» не показалась «занудной», и «Похороны куклы» не вызвали иронии. Особенно проникновенно исполнены были две «религиозные» пьесы, в советских сборниках стыдливо переназванные: «Утренняя молитва» («Утреннее размышление») и «В церкви» («Хор»).
Второе отделение вечера представило контрастно другую музыку. Российская премьера песен Джакомо Пуччини. Это не цикл, великий верист писал вокальные миниатюры время от времени на протяжении всей жизни. По аналогии с романсами Джузеппе Верди ожидала услышать милые канцонетты для домашнего музицирования, доступные для пения даже дилетантам. Таковыми среди 11 песен оказались две –три. Остальные – те же оперные арии, требующие от исполнителя alto voce и бурных эмоций.
Спеть подряд несколько пуччиниевских арий – испытание. Решение их «разбавить» фортепианными антрактами логично и мудро. Ксения Башмет предложила нетривиальное сочетание. Пьесы современного итальянского композитора-минималиста Людовико Эйнауди дважды давали передохнуть певице. Спокойно журчащая «фоновая» музыка показала шёлковое туше пианистки, а ушам позволила «сбавить градус» перед новой порцией веристских страстей.
Начав с мелодичной «Storiella d’amore»/«Маленькая история любви», Ольга Толкмит отважно и умно озвучила малую октаву в романсе 17-летнего автора «A te»/«Тебе».
Узнаваемые интонации из «Манон Леско» и других опер слышались часто. Удивил романс «Terra e mare»/«Земля и море» – своего рода «репетиция», ставшая через пять лет любовным дуэтом из 3 акта «Богемы». Разлив тёплого чувственного голоса над деликатными синкопами рояля.
Некоторые опусы по тексту скорее рассчитаны на тенора. Это «Inno a Diana»/ «Гимн Диане» или «Avanti Urania»/ «Вперёд, Урания!». Но нашей сопрано боевого духа тоже не занимать. Насыщенные гармонии фортепианного сопровождения большинства романсов в передаче Ксении Башмет рисовали пуччиниевскую колористическую оркестровку. Обворожителен был последний номер: «Sogno d’or»/«Золотой сон (мечта)».
Сочинение 1912 года слушается как киномузыка XX века. Проживи Пуччини до конца 1930-х – был бы востребован и прославлен Голливудом.
Тёмно-зелёное с персиковым страусовым колье платье певицы и| строгий чернильно-синий с блеском наряд пианистки наверняка понравились бы композитору, известному ценителю женской красоты.
В репертуаре Ольги Толкмит уже есть Мими в «Богеме», спетая в Санкт-Петербургском Михайловском театре и Лю в «Турандот» в родном «Геликоне». После этого концерта можно уверенно заявить: со временем она может стать замечательной Тоской, Минни в «Девушке с Запада», Манон Леско и, конечно, Мадам Баттерфляй.
Когда-то в интервью артистка сказала, что концертные выступления ей не так интересны, как работа на сцене. Понадеемся, первый удачный опыт создания собственного «театра» поющего актёра в союзе с пианистом будет иметь продолжение в творчестве Ольге Толкмит.
А впереди ещё два концерта в том же уютном и гостеприимном зале. Женские дуэты продолжат 19 октября Альбина Латипова и Анна Генюшене с программой из пьес Р. Шумана и цикла «Любовь и жизнь женщины», а также опусов С. В. Рахманинова и Н. А. Римского-Корсакова.
И в завершающем концерте Ladies Apriori 23 ноября Дарья Зыкова и Варвара Мягкова исполнят: И.С. Бах. Прелюдии и фуги; Кантата Jauchzet Gott in allen Landen; Д. Д. Шостакович. «Сатиры» на стихи Саши Чёрного и ор 87; С. С. Прокофьев. 3 романса на стихи А.С. Пушкина, ор.73.
Татьяна Елагина