Диана Вишнева проводит фестиваль современной хореографии в восьмой раз. За это время сложилась постоянная структура проекта: непременный конкурс хореографов, гастрольные спектакли, видеопоказы, мастер-классы, лекции и круглые столы.
В этом году по ряду причин «Контекст» разросся во времени: что–то пришлось переносить на следующий год, кто-то не смог приехать именно сейчас, а кто-то и вовсе не приедет. Но конкурс молодых хореографов (едва ли не самое важное для Вишневой начинание) прошел, как и прежде, в октябре, на сцене Гоголь-центра.
Нынешний фестиваль посвящен 80-летию со дня рождения Пины Бауш, которая отставила не только выдающиеся спектакли, но часто цитируемую фразу: не так важно, как человек движется, важно то, что им движет.
Найти танец, в котором качественная форма адекватна содержанию – цель и задача «Контекста». Потому и важен конкурс начинающих постановщиков, которых никак не ограничивают в выборе лексики: хоть пуанты и выворотность, хоть босые ноги и «завернутые» внутрь колени, было бы интересно.
Условия существования современного танца в России далеки от идеальных.
«Крупные театры хотят, чтобы к ним приходил уже сформировавшийся хореограф»,
– говорила Вишнева в интервью,
«но так не бывает, молодому постановщику где-то нужно оттачивать мастерство, пробовать и набираться опыта. Все это возможно в камерном пространстве в формате лаборатории.
Из этой мысли и родился наш конкурс. Причем в первые годы мы приглашали тех хореографов, которых знали лично. Спустя время мы пришли к формату конкурса с отбором заявок и жюри».
Пять финалистов, прошедших отбор из ста претендентов, стали участниками конкурса-концерта. Победитель получил грант на стажировку в одной из ведущих компаний или школ современного танца. Судьями были Вишнева, худрук балета Музыкального театра имени Стиниславского и Немировича-Данченко Лоран Илер и глава Челябинского театра современного танца Ольга Пона. Зрители тоже могли голосовать и выбрать собственного любимца.
«Клетка» Ольги Рыжковой (Воронеж) явно навеяна карантинами и изоляциями. Рыжкова описывает балет как
«отношения людей в ограниченном пространстве… событий и возможностей, где никто не может быть в безопасности».
Отсюда страхи, фобии и прочее такое же. Созидать или разрушать – вот в чем вопрос. На практике это вылилось в синтез рваного видео (виртуальная клетка наплывами), «рваной» электронной музыки, вспышек света и потока хореографии сурового стиля, с взаимным выворачиваем рук и ползанием по полу. Здесь волокут и тащат, намекают на брейк, играют разницами кинетических скоростей, клубятся в куче и боксируют с воздухом. Красный свет в конце подчеркивает психологическую травму. И все обрывается на полуслове.
«Сак-Сок» казанского хореографа Нурбека Батуллы основан на татарском фольлоре. Это история о братьях-близнецах, которые поссорились из-за наконечника стрелы и были прокляты матерью. Проклятие превратило братьев в птиц, которые никак не могут встретиться.
Батулла превратил это и
«в обряд инициации, который проходят современные ребята, чувствующие потребность в общении с предками».
Родовая память реализуется под живую музыку (импровизация на семплере) и грустное протяжное пение, на фоне чего два парня. сперва в спортивных костюмах, потом полуобнаженными, ищут символические контакты разными способами, в том числе и криком, и звериными повадками. Сталкиваясь лбами, колотя себя по ляжкам и друг друга по спине, топчась, как ментальные калеки. Брутальное и силовое зрелище.
Номер «Zi-MA», (не про зиму, хореографу из Петербурга Ирине Сергеевой важно, что ZI-MA в переводе с румынского – «скажи»), наоборот, чисто женский и мягкий, как растопленное масло. Несколько девиц в белых балахонах кружатся снежинками, трогают свои лица и чужие ладони, оставляя впечатление немного усложненного «дунканизма» в танце и чересчур наглядной эманации чистой духовности.
«Астматический этюд» Игоря Булыцина (Екатеринбург) построен на классическом танце в его главных па бурно-скоростной пьесе Россини. Настолько скоростной, что танцовщики никак за темпом не успевали, хотя, если они по роли «астматики», что с них возьмешь?
Сказать, что эта хореография, наполненная стандартными комбинациями времен очаковских и покоренья Крыма, достойна названия «современный танец», значит преувеличить. Поле фестиваля «Контекст» все же подразумевает какую-то трансформацию старых форм.
Победителем этого года (как у жюри, так и у публики) стал Эрнест Нургали, единственный из всех, кто пробовал работать с музыкой, а не под музыку, хотя Филипп Гласс провоцирует на вполне определенный тип «возвратной» хореографии. Как гласит программка,
«постановка Gentle Hearts говорит о возможности двух людей испытывать разные чувства друг к другу и о невозможности выразить эти чувства в обществе».
Мужской чувственный дуэт по-своему красив, хотя и пронизан не всегда перереботанным знанием европейских телесных практик. Нургали тут использует двойную телесную «волну», в смысле «перекатывания» движений от тела к телу, разрыва и схождения объятий, зыбкую гимнастику и пластические намеки на раненых птиц.
Второе отделение отдали Павлу Глухову и Кириллу Радеву, оба – лауреаты «Контекста» прошлых лет. Первый выиграл приз зрительских симпатий, второй – главный приз.
Глухов сделал номер «Когда папа был маленьким»: условный наивный ребенок в мире загадочных и странных взрослых эпохи бесформенных пиджаков с ватными плечами. Ребенок и подражает большим, которые куда-то спешат и зачем-то действуют, и ищет себя. Это показано пластически и, к счастью, не оставляет ощущения иллюстрации темы «отцы и дети».
Радев предложил мини-балет «Пилигрим», тематически закольцевавший вечер. Как «Клетка» в начале, он посвящен, с помощью арии из оперы Генделя, идее «замкнутого временного пространства». Тут не ошибешься: трио в малиновых трико много движется, не сходя с места.
Современный танец фестиваля, на специально созданной онлайн-платформе, посмотрели почти сто тысяч человек. Вишнева этим очень гордится. Наверняка большую аудиторию соберет и онлайн-диалог Дианы со знаменитым хореографом Каролин Карлсон, как и мастер-класс, посвященный легендарным «Гвоздикам» Пины Бауш.
Впереди еще канадский балет «Ревизор» в постановке Кристал Пайт, но это уже 2021 год, и (если обстоятельства позволят) скорые гастроли Пермского балета с одноактными спектаклями «Шахерезада» и «Шут». Опус на музыку Римского-Корсакова рассказывает о последней шахине Ирана (отсюда такое написание названия), и танцевать в нем будет сама Диана, вместе с Эваном МакКи.
Майя Крылова