Во время Шестого Транссибрского Арт-Фестиваля во второй раз состоялись занятия Академии Арт-журналистики.
Директор Транссибирского Арт-фестиваля Олег Белый сравнивает Фестиваль с большим слоеным пирогом: великолепные концерты – это лишь вишенка на верхушке пирога, основу же составляют многочисленные просветительские и образовательные программы, например, музыкальные мастер-классы от известных исполнителей, или Тонали-тур, в котором созданием всей концертной ситуации, начиная от исполнения и заканчивая продажей билетов, занимаются дети, пробуя себя в различных арт-профессиях.
С прошлого года важным ингредиентом в рецептуре этого «пирога» стала Академия Арт-журналистики.
Академия – 2018: Гамлетовский вопрос
Проект, задуманный как образовательная программа, а также как площадка для обмена знаниями, опытом и мнениями в области арт-критики для всех, кто так или иначе профессионально вовлечен в эту деятельность или планирует связать свою судьбу с ней, впервые был представлен в фестивальной программе в 2018 году.
Руководить проектом пригласили московского журналиста и музыкального критика, редактора издания «Музыкальное обозрение», Андрея Устинова, а в качестве лекторов к новосибирским студентам год назад приехали ведущие музыкальные критики и журналисты страны: Юлия Бедерова, Петр Поспелов, Ая Макарова, Ирина Яськевич, Анна Качкаева и многие другие.
Тогда, в 2018 году, занятия Академии были посвящены поиску ответа на вопрос, прозвучавший в приветственной речи Андрея Устинова: «Есть ли будущее у музыкальной критики?» Участники Академии учились писать рецензии, составлять театральные программки, вести блоги и рассказывать о событиях культурной жизни доступным языком в социальных сетях.
Но главным ответом на сакраментальное «Быть или не быть Арт-критике?» стал большой наплыв студентов, заинтересованных в предлагаемой программе: более 100 участников из 20 городов России приняли участие в работе Академии. Среди «академиков» были как студенты, прибывшие целыми делегациями во главе с преподавателями, так и работники пресс-служб различных филармоний и театров.
Этот горячий интерес не оставил сомнений в оптимистичном прогнозе для будущего музыкальной критики, поэтому Академия-2019 приступила к разработке серьезной образовательной базы для своих студентов.
Академия-2019: Веселую историю экран покажет наш
Невероятный успех лекции профессора НИУ ВШЭ Анны Качкаевой в прошлом году о цифровых средствах в нашей жизни вдохновил организаторов Академии углубить работу в этом направлении и посвятить программу 2019 года мультимедийной журналистике.
Анна Качкаева со своими коллегами из Высшей школы экономики разработала трехдневный курс, на занятиях которого речь шла о различных способах донесения информации до слушателей в условиях неудержимого ускорения процесса цифровизации и медиатизации нашей жизни.
Занятия прошли с 8 по 13 апреля 2019 года; как и в прошлом году, двери для слушателей Академии гостеприимно распахнул ДК «Энергия» – его руководительница Анастасия Медведко всегда готова содействовать творческим инициативам и проектам.
Преподаватели из ВШЭ затронули различные аспекты цифровой реальности, которая победоносно захватывает все больше пространства нашей жизни: студенты Академии слушали лекции профессора Анны Качкаевой и доктора искусствоведения Анны Новиковой о способах существования культурной индустрии в цифровой среде; обсуждали этикет в виртуальном мире с профессором Светланой Шомовой.
Центральными же понятиями учебного процесса стали сюжет и сторителлинг, которые только на первый взгляд показались хорошо знакомыми и несложными.
На занятии сценариста и режиссёра Анны Колчиной студенты пытались пересказать либретто опер на языке современных медиаресурсов, «пробуя» культурный сюжет на жизнеспособность в цифровых условиях: представить содержание оперы «Риголетто» в виде карточек «Медузы» или облечь события «Хованщины» в форму заголовков интернет-издания оказалось совсем не просто.
Медиатренер Артем Галустян открывал секреты создания мультимедийного сторителлинга – гибридного формата вещания, позволяющего донести информацию до аудитории в совершенно новом качестве и новым языком. По мнению Артема, прежние способы обмена информацией, если не устарели, то недостаточно эффективны в современной ситуации:
«Тот информационный шум, в котором мы пребываем, не позволяет доносить качественные сообщения до аудитории, наше внимание не бесконечно. Учитывая количество каналов производства и восприятия информации, мы абсолютно неспособны на погружение в серьезный контент. Поэтому необходим новый серьезный инструмент доставки информации».
Писатель Александр Архангельский заставил своих слушателей подумать о медиаграмотности в цифровом иллюзорном мире и призвал приучать себя критически считывать источник информации и просчитывать ее искажения. Ибо
«Всё превращается во всё»,
– утверждает Архангельский,
– «дело лишь в рамке, в которую помещается высказывание».
Сложная терминология и большой объем информации не испугали студентов, ведущие упаковали сложный контент своей программы привлекательно и легко: лекции сменялись дискуссиями, за ними следовали шутливые соревнования и групповые занятия в игровой форме.
Никто из преподавателей Академии не связан с музыкой профессионально, но они постарались адаптировать содержание своих занятий для аудитории, значительную часть которой составляли музыковеды: например, студенты работали с сюжетами опер, облекая их в формат современных цифровых изданий, или искали актуальные проблемные темы в музыковедческом дискурсе для создания мультимедийного сторителлинга.
Отдельная лекция была посвящена блогингу и новым формам коммуникации с потребителем. Международный медиаэксперт и специалист по работе с блогерами Татьяна Магера подчеркнула необходимость в обновлении способов коммуникации со зрителем в наше время, когда соцсети поменяли принцип работы пресс-служб культурных институций, а зритель стал активным соучастником процесса создания культурного события.
Татьяна даже объявила блогера «амбассадором бренда» – по ее мнению, блогер сегодня становится важным связующим звеном между производителем и потребителем.
Среди ресурсов, практикующих обновленный подход в общении со своей аудиторией, был назван и сайт ClassicalMusicNews.Ru.
Разумеется, большая часть занятий носила ознакомительный характер, но Анна Качкаева так объяснила основную цель программы:
«Учитывая, что публика такая разношерстная, мы составили программу, начав с публичных просветительских историй и закончив разбором конкретных кейсов.
Ясно, что мы не можем докрутить их до самого конца: чтобы объяснить многие вещи, требуется гораздо больше времени, люди должны были бы писать, владеть цифровым инструментарием.
Но мы можем показать направление, разбудить воображение, показать, что нет ничего страшного, если вы играете, если вы придумываете что-то, что не выглядит чрезвычайно серьезным и сакральным. Не страшно, если вы пытаетесь переупаковать серьезный контент, что вы режиссируете; не страшно, что вы получаете удовольствие от всего этого».
– А компот?
Разумеется, курс Академии не ограничивался лекционными и практическими занятиями.
Свою многослойную структуру Академия позаимствовала у Фестиваля. Студенты, как и в прошлом году, посещали фестивальные концерты и спектакли, а затем писали тексты-отклики на события.
По-прежнему важное место среди мероприятий Академии занимали творческие встречи с куратором проекта Андреем Устиновым и гостями Фестиваля. В этом году студенты получили возможность побеседовать с композитором Александром Раскатовым и обсудить его скрипичный концерт «…ex orient lux…», премьерное исполнение которого состоялось накануне, а также со знаменитым телеведущим Владимиром Познером и скрипачом Дмитрием Ситковецким, прибывшими в Новосибирск для участия в мультимедийном проекте «Чёрт, солдат и скрипка».
Как и в прошлом году, итоги Академии подвели во время проведения круглого стола, посвященного работе пресс-службы. «Что, как и зачем?» делается в пресс-службах различных культурных организаций страны обсуждали куратор Академии Андрей Устинов, директор Фестиваля Олег Белый, начальник отдела по связям с общественностью Новой сцены Александринского театра Оксана Токранова, руководитель пресс-службы Президентского центра Б.Н. Ельцина Евгения Капитонихина, начальник отдела по связям с общественностью Новосибирской госудаhственной филармонии Юлия Горбачева и другие представители этой профессии; модерировала работу круглого стола Татьяна Магера.
Пусть меня научат…
Слушатели Академии, как заметила Анна Качкаева, составили действительно такую же «разношёрстную» аудиторию, как и в прошлом году: здесь собрались студенты и преподаватели консерваторий и ВУЗов, а также журналисты и представители пресс-службы различных культурных институций; география участников была представлена пятнадцатью городами России, возраст слушателей варьировался от совсем юного до зрелого элегантного.
Заявок на активное участие в программе вновь поступило много, но в этот раз их прием закончился довольно быстро: курс был рассчитан на аудиторию приблизительно из семидесяти человек.
Программа по медиажурналистике от НИУ «Высшей школы экономики» нашла неоднозначный отклик у слушателей. Например, представитель Башгосфилармонии из Уфы призналась, что курс не оправдал ее ожиданий:
«Я ожидала большего. Я ожидала возможности еще больше окунуться в ту работу, которую я веду. К моему сожалению и разочарованию, ничего полезного кроме нескольких лекций, я не получила».
Но все же тех, кто нашел занятия полезными и вдохновился идеями преподавателей, было большинство.
Дмитрий Павликов, студент теоретико-композиторского факультета НГК им. Глинки:
«Название «Академия Арт-журналистики» уже подразумевает широкий спектр затрагиваемых проблем.
В прошлом году мы были направлены в основном на музыкальную критику и журналистику, что мне было близко как музыковеду. В этом году нам позволили выйти за музыкальные рамки, и это тоже показалось очень полезным.
Пообщаться с журналистами, с педагогами, которые занимаются медиаобучением, освоить какое-то новое пространство тех же трансмедиа, сторителлинга, – мне кажется, это очень важно. Очень благодарен организаторам, работа выстроена очень грамотно».
Анастасия Мельникова, специалист по связям с общественностью НГК им. Глинки:
«Мне показалось интересным, что нам преподнесли, так сказать, две стороны культуры: с одной стороны, современную цифровую реальность с ее особенностями и проблемами, с другой – культуру академической среды (тоже не без точек напряжения). При этом две культуры были предложены не как взаимоисключающие, но как дополняющие друг друга.
Самым интересным для меня был блок, проведенный специалистами из Высшей школы экономики. Часть материала мне уже была известна, но так обобщить и расширить эти знания удается немногим».
Среди слушателей оказалось немало «второгодников», и не удивительно: в прошлом году Академия вызвала всероссийский резонанс.
Удивительнее всего, что происходит все это не в столице нашей Родины, а в Новосибирске, и основными слушателями становятся именно представители регионов.
В 2019 году Академия повторила успех и убедила в актуальности выбранного направления и в необходимости этого проекта, аналог которому трудно найти в нашей стране.
Наталья Шкуратова