Мариинка привезла в Москву «Кольцо нибелунга». На родной сцене тетралогию Рихарда Вагнера не давали три года. И вот, в обновленном полусценическом варианте её представили в «Зарядье».
Полина Маркина посмотрела оперы «Золото Рейна» и «Валькирия» (впереди еще две части оперной саги) – и пообщалась с артистами.
Атмосфера в Зарядье немного сюрреалистическая: сверкающий интерьер – то ли минимализм, то ли постапокалипсис, хорошо одетая публика и – амок в духе Кубрика, витающий в воздухе.
За кулисами, куда закрывает путь суровый привратник, – голова дракона, в которого превращается Альберих. У него сегодня выходной – в представлении не занят.
В «Валькирии» другие декорации и костюмы: великолепный шлем Брунгильды, крылья-щиты, принадлежащие отважным девам, меч – Нотунг и, конечно, бессменные истуканы, придуманные Георгием Цыпиным для устрашения московской публики. Они безмолвно взирают на то, как вершатся судьбы Богов и людей.
Евгений Никитин участвует в «Кольце…» уже двадцать лет. Начинал с партии Фазольта. В роли Гунтера побывал в Метрополитен-опера и в театре в Тулузе. Сегодня исполняет партию Вотана. На столике вместо грима – раскрытый клавир с пометками. «Сижу повторяю, представляете? Слово за словом, повторяю материал, потому что, если его не повторять, он улетучивается за неделю. Чистый лист бумаги».
Работа над материалом, действительно, была и остается до сих пор трудной и кропотливой – нужно не только вникнуть в сложную философскую концепцию опер Вагнера, выучить изощренные вокальные партии, но и запомнить большое количество текста на немецком, в котором много слов вышедших из обихода. Приходится из года в год работать над фонетикой.
На вопрос «Будете ли еще распеваться?», – Никитин отвечает:
– Перед такой партией вообще лучше молчать.
Идея поставить «Кольцо нибелунга» своими силами пришла к Валерию Гергиеву более двадцати лет назад. Задумку воплотили, не прибегая к услугам зарубежных певцов и оркестрантов. С тех пор Мариинка – единственный в России театр, где тетралогия идет целиком. С гастролями объездили многие страны, в том числе Германию, Японию, Корею и Францию. В родном Петербурге традиционно показывали на фестивале «Белые ночи».
В Мариинском театре знаменитая постановка не шла уже три года. Возрождение начали с показа в Москве. Изначально хотели сделать полностью концертное исполнение, но остановились на полусценическом. В «Зарядье» разместили часть декораций, которые помогают почувствовать атмосферу и лучше понять сюжет. В «Золоте Рейна» глубину сцене добавляет мультимедийный экран, в «Валькирии» – второй план: действие происходит не только в пространстве перед оркестром, но и на возвышении за ним.
Концертмейстер Мариинского театра Марина Мишук говорит: такой вариант выбрали, потому что в спектакле
«очень много всякой атрибутики, предметики, о которой идет речь и без которой невозможно никакое сценическое действо. Людям надо брать в руки и показывать – вот кольцо, вот волшебный шлем, вот молоток, которым Зигфрид кует себе волшебный меч».
«Кольцо» не отпускает артистов: с течением времени некоторые из них меняют амплуа, продолжая участвовать в таинстве тетралогии. Кроме того, в постановку вводят молодых певцов. В «Валькирии» – в партии Зиглинды – дебютировала новая солистка Мариинки Екатерина Санникова.
Михаил Векуа, как и Евгений Никитин, играет в музыкальной драме двух персонажей – Логе и Зигмунда. В этих операх занят с 2015-го года. О подготовке к выступлению и о своем персонаже говорит так:
«Покопайтесь в том, что сделал Вагнер. Он дал столько пищи для вдохновения, для ума. В клавире все написано. <…> Он характеризовал героя, поэтому важно следовать тому, что задумал композитор.
Зигмунд – он отважный, Зигмунд – он сильный, Зигмунд он свободолюбивый, он бесстрашный, он не лживый, он смелый, и он не терпит несправедливости, и всегда вступает со всеми из-за этого в конфликты. Он не человек сегодняшнего дня. Он такой – он вихрь, он бунтарь…»
Программки публика разбирала неохотно – настолько произведение известное и любимое. Темы – вечные, всегда актуальные. Любовь и страсть, одержимость властью, нарушение запрета и наказание. «Вечная буря стихий и сердец», – как писал Вагнер. Кто-то в надеждах скрыться от невзгод бежит в далекую Вальхаллу, еще не понимая, что к ответу призваны абсолютно все – и боги, и смертные вне зависимости от места нахождения.
«Золото Рейна» шло без перерыва, зато в «Валькирии» их сделали целых два. В антрактах пространства заполняют девы с шампанским – все в чем-то английском, испанском, тонких материалах и материях – почти дочери Рейна, по ошибке оставшиеся в фойе. Но публика, несмотря на бархатные голоса и платья, слушать не разучилась – с обеих опер почти никто не ушёл. В финале овации прокатились шумной волной – от задних рядов до сцены.
Маэстро Гергиев комментариев не дает – это обычная для него ситуация. Предпочитает говорить о важном для себя на сцене. И в тёмные времена можно найти свет, если не забывать обращаться к музыке.
Полина Маркина