23 апреля 2022 в зале «Известия холл» наградили лауреатов фестиваля киномузыки “Кинорекс”.
Кинозавры не вымерли. Символ «Кинорекса» – тирранозавррекс – вернулся вместе с молодым фестивалем, ворвавшимся в прошлом году в медийное пространство. Он сталболее осознанным и степенным: с новыми партнерами, большим количеством участников, сложившейся атмосферой.
Если в прошлый раз многие пути лишь нащупывались организаторами, в этот – проект перестал быть похожим на студенческий и обзавелся всеми признаками солидного фестиваля.
И если год назад гнесинцев еще спрашивали: что за зверь такой, этот ваш «Кинорекс», то теперь мощная информационная поддержка сделала доброе дело. «Зверь» стал важной птицей. Не только для Гнесинцев – а именно они, в лице студентов факультета современной музыкальной индустрии, выступили инициаторами «Кинорекса» – круг участников, гостей, членов жюри, волонтеров и журналистов в этот раз неумолимо расширился. Работы прислали 300 авторов из 20-ти стран, в том числе из Кореи, Индии, Уругвая, Аргентины, Бразилии, Испании, Мексики.
Неделя, мастер-классов, встреч, совместной работы композиторов и режиссеров заканчивается церемонией закрытия в «Известия холле». Зал окрашен в фирменные цвета «Кинорекса» – уютный фиолетово-голубой градиент. Фотографы чертят замысловатые траектории, стараясь не столкнуться с операторами федерального телеканала.Постепенно приезжают участники, оживленная публика резвится в ловко придуманных организаторами пространствах: фотозоне с символом фестиваля – динозавром «Кинорексом», на красной дорожке, вдоль которой стоят афиши фильмов, на фоне баннеров.
Церемония закрытия состоит из двух частей: демонстрация работ финалистов и награждения лауреатов.
Гаснет свет. На большом экране в сопровождении оркестра«NellaMusica» показывают шесть фильмов.
По ним можно судить о том, что волнует нынешних молодых режиссёров: а это вещи, на удивление традиционные – в самом лучшем смысле слова. Все фильмы – с очень тонкой этической интонацией, без нагромождения концепций, размышлений о метамодерне и новой искренности.
Не новый гуманизм, а хорошо забытый старый. Гуманизм по гамбургскому счету. И это чистое и доброе кино сочетается с чудесной, порой пронзительной, музыкой, у которой нет цели понравиться, но есть цель быть точной.
В этом году места на «Кинорексе» заменили номинациями, а также учредили специальные призы от спонсоров. Один из них – от радио «Орфей», достался фильму «Соловей и роза» (режиссёр Луна Мануэль, композитор Екатерина Хмелевская). Авторов работы поздравил программный директор радиостанции Игорь Летин. Наградой стало приглашение на интервью.
Приз за лучшую электронную музыку достался фильму «Кукушка» – интересной и жутковатой работе студентки ВГИКа Юлии Максимочкиной, соавторами которой стали композиторы Артём Кузьмичев и Александр Дудоладов.
Лучшим в номинации «Оркестровая музыка» признали испанский фильм «LUZ DE MAR» («Свет моря») режиссёра Джона Доу и композиторов Игоря Тарабрина и Екатерины Евменьевой. Работу, в которой музыка уже неотделимая от видеоряда – создает пространство мистического одиночества – главного и единственного героя – смотрителя маяка, оставшегося наедине с природой – внешней и внутренней.
Триумфаторами фестиваля стали режиссер Марат Нариманов и композитор Константин Борисов с фильмом «Галчонок». Кроме гран-при, они взяли приз зрительских симпатий и специальную награду Госфильмофонда.
Несмотря на то, что «Галчонок» кино теплое и трогательное, стольких наград авторы не ждали. Режиссёр признается, что так, как нужно, получилось не сразу. Но на вопрос, будет ли еще сотрудничать с композитором, отвечает так:
«Я учусь на режиссера игрового кино, и мне, конечно, надо будет снимать что-то игровое. Конечно, первый человек, к которому я обращусь, будет Костя, потому что, во-первых, он очень талантливый, а во-вторых, у нас с ним есть уже некий опыт, мы уже друг друга понимаем».
Откуда берется эта доверительная интонация, которая есть в «Галчонке», чем именно трогает этот фильм?
Марат Нариманов:
«Хорошее кино во многом это определенная энергетика. Это метафизические вещи, если люди это пытаются вкладывать туда, то оно чувствуется.
На самом деле, надо признать, что мультфильм технически сделан очень плохо. Три сцены с галчонком анимировал профессиональный аниматор, и она это сделала очень классно, а всё остальное, к сожалению, пришлось делать мне, потому что у нее нет времени. Несмотря на то, что это выглядит достаточно ужасно, с моей профессиональной точки зрения, тем не менее, это работает.
Можно все оценивать с точки зрения профессиональных критериев, а есть еще какая-то метафизика, энергетика, которая просто там есть. И я думаю, что это работает. И то, что Костя, как композитор, вложил туда частичку своей души и своей любви».
«Кинорекс» закончился, а режиссёры и композиторы продолжат работать вместе. В этом году случился прекрасный фестиваль. Особенно приятно, что на вечные вопросы «Кто мы? Откуда? Куда мы идем?», племя «молодое, незнакомое» отвечает этими фильмами и музыкой, – в которых любовь и нежность, искренность и открытость переживаниям, желание жить, замечая, что происходит вокруг, и размышления над тем, как быть друг к другу добрее и ближе.
Полина Маркина