
В театре «Новая опера» прошла церемония награждения лауреатов оперной премии.
Премия «Casta Diva» учреждена в 1996 году. Ее основал исследователь музыкального театра и автор трехтомника «Хроника мировой оперы» Михаил Мугинштейн, а присуждается награда ежегодно российскими музыкальными критиками.
В фокусе внимания – российский оперный театр, но не только. Приз в материальном виде – бронзовая статуэтка девы-богини “как жрицы оперной мистерии”. Награждение лауреатов в последние годы сопровождается концертом, который, несмотря на всем известные обстоятельства, удалось провести и на этот раз.
Октябрь – самый подходящий месяц для такого: как известно, в 1600 году, 6 октября, во Флоренции (во дворце Питти) прошло первое в истории оперное представление – “Эвридика” Пери.
«Casta Diva» существует в нескольких номинациях, их названия и количество время от времени меняются. В этот раз итоги подводились за 2019 год. Участники концерта – солисты разных трупп России и зарубежья, солисты театров-победителей и почетные гости. Театр «Новая опера» предоставил не только площадку, но и оркестр, которым впечатляюще руководил дирижер Андрей Лебедев.
В номинации «Событие года» был назван спектакль «Три сестры» композитора Этвёша, поставленный в Екатеринбурге. Это хороший выбор. Ведь театр «Урал Опера Балет» не только первым в России взялся за эту партитуру, но и пригласил на постановку известного европейского режиссера Кристофера Олдена А он, вторя Этвешу совместно с дирижером Оливером фон Дохнаньи, убедительно трансформировал чеховские мысли и чувства, а также персонажей пьесы, в весьма причудливую фантасмагорию.
«Это современный спектакль на современную музыку, навеянную пьесой классика русской литературы»,
и три сестры существуют в разных этапах истории: Ирина — в чеховское, Маша — в советское послевоенное, Ольга — в наши дни. В итоге «времена переплетаются, скручиваются в спираль, расходятся и снова сходятся, потому что Этвёш написал оперу на своеобразное либретто. В нем одни и те же события рассмотрены глазами разных людей».
«Спектакль года: оригинальная постановка»: тут награду получила опера «Поругание Лукреции» Бриттена в версии театра «Новая Опера». Дирижер Ян Латам-Кёниг и режиссер Екатерина Одегова сделали символистскую трагедию без буквальных древнеримских примет, следуя не за внешней архаикой, но за сутью архетипа и за музыкой 20-го века. На вручении премии было отмечено, что эта «Лукреция» – спектакль «редкой красоты и невероятного психологизма».
На этот раз в недрах жюри возникли две номинации лучшего спектакля, поскольку, как гласит комментарий судей,
«актуальные тенденции и специфика российского оперного процесса обусловили реакцию премии Casta Diva и ее новый принципиальный ход на нынешнем этапе развития. Впервые принято решение разделить номинацию «Спектакль года» на оригинальную и совместную постановки».
Тот факт, что совместная постановка ныне выделена в отдельную номинацию, подчеркивает важность совместных работ в мировой оперной жизни. А уж Россия, с ее множеством не очень богатых театров, просто Клондайк» для копродукций, как было сказано на вечере: ведь расходы тогда гораздо меньше, а разнообразия в афише – больше. Спектаклем года в этой номинации названо действительно событие, мимо которого нельзя пройти. Это «Похождения повесы» Стравинского в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (копродукция с фестивалем в Экс-ан-Провансе).
Режиссер Саймон Макбёрни и сценограф Майкл Левайн придумали актуальную притчу о невозможности противостоять соблазну, «спектакль, в котором всё время восхищаешься упругой четкостью мизансцен. Ни единой лишней детали, ни одной длинноты». Директор МАМТа Антон Гетьман, получая награду, сказал, что для режиссера с мировым именем это было трудное решение – приехать и ставить в неизвестном ему театре. Но доверие полностью оправдалось.
Специальная премия жюри тоже досталась МАМТу. Это номинация «мировая премьера оперы современного российского композитора», и она присуждена «Влюбленному дьяволу» Александра Вустина. Партитура ждала сценического воплощения 40 лет. Над спектаклем работали дирижер Владимир Юровский и режиссер Александр Титель.
Учитывая, что 47 процентов репертуара театра – оперы двадцатого и двадцать первого веков, а мировая премьера – всегда определенный творческий риск, Музыкальный театр можно не только поздравить, но и поблагодарить.
«Европейское событие» в опере – очень значительное, но не только европейское, потому что награду получил выдающийся спектакль Дмитрия Чернякова «Сказка о царе Салтане», поставленный в брюссельском Театре Ла Монне.
Сказочная драма Пушкина и Римского-Корсакова тут получила новые и совсем не произвольные смыслы. Режиссер сделал Гвидона мальчиком-аутистом, которой сказку Пушкина видит и чувствует по-своему. Дирижер Ален Альтиноглу сделал так, что музыка не только в этот поворот вписалась, но раскрылась как фактор, порождающий режиссерский замысел.
«Певица года» и «Певец года» – соответственно Екатерина Губанова и Евгений Никитин. Их, как мировых звезд, представлять не нужно, и отмечены они главным образом за обширный вагнеровский репертуар. Никитин показал умения петь Вагнера в трагическом рассказе Голландца из оперы «Летучий голландец», а Губанова – в мистической «Смерти Изольды» из «Тристана и Изольды», хотя и страсти ее Эболи («Дон Карлос») пробирали публику до мурашек.

Что касается дуэта Сенты и Голландца, где Никитин спел с Еленой Стихиной, то это – еще одно доказательство того, что лучшие вагнеровские певцы сегодня рождаются не только в Германии и не только в Европе.
В номинации «Взлет» победила солистка Мариинского театра Елена Стихина – за ряд партий в разных оперных домах, позволивших раскрыть ее красивый, слегка «матовый» голос (Ярославна в Париже, Мими в Петербурге, мадам Баттерфлай в Амстердаме и Аида в Женеве).
Певица открыла программу концерта, исполнив молитву Нормы, ту, из которой взято название премии. В финале первого отделения вместе с Екатериной Губановой (Амнерис) она предстала страдающей Аидой.

«Европейской певицей» объявлена Марлиз Петерсен, а певцом – Кристофер Мальтман. К сожалению, иностранные участники на концерт приехать не смогли. Но вечер и без них произвел сильное впечатление.. Хотя бы потому, что на этом концерте я получила мощное подтверждение идее, что настоящее оперное актерство заключается в голосе.
У всех лауреатов премии ««Casta Diva» не просто хорошие или очень хорошие вокальные данные, у них «актерские» голоса, формирующие роль и образ на сцене.
Кроме нынешних победителей, в концерте принимали участие лауреаты прошлых лет. Например, Игорь Головатенко, спевший редкую (потому что опера эта в России почти неизвестна публике) арию злодея Франческо из вердиевских «Разбойников». По ходу арии негодяю мерещится Страшный суд, и что такое страхи нераскаявшейся души, Головатенко показал на редкость наглядно. В «Застольной» из оперы Тома «Гамлет» певец – по контрасту – внес в вечер ноту праздника.
Другая гостья, солистка МАМТа Наталья Мурадымова, блестяще продолжила тему оперных злодейств, исполнив арию вердиевской леди Макбет. Ну, и ее коллега по театру, Дмитрий Ульянов, который во всей вокальной полноте воплотил тяжкие думы и душевную угнетенность испанского деспота (ария короля Филиппа из «Дона Карлоса»).
Солисты «Новой оперы»- Виктория Яровая, Хачатур Бадалян, Екатерина Петрова – спели Массне и Бриттена, причем так, что уровень концерта не снизили.
Финальное же трио из «Кавалера розы» Штрауса (Маршальша, Октавиан и Софи, «Hab’mir’s gelobt, ihn lieb zu haben/Клялась его любить») в исполнении Елены Стихиной, солистки «Новой оперы» Гаянэ Бабаджанян и примы Большого театра Ольги Селиверстовой подарило такое красивое сплетение голосов, что ради одного этого стоило затевать концерт.
Впору снова вспомнить про «странное великолепие» (моя любимая цитата из Вольтера, так сказавшего про оперу).
Майя Крылова

А автор точно была на концерте? Сенту пела не Губанова, а Стихина – меццо не поют эту партию! И дуэт солистки исполнили вовсе не из “Дон-Карлоса”, а из “Аиды”!!! Мадам Крылова вздремнула что ли…?