Участник Международного конкурса имени П. И. Чайковского, пианист Дмитрий Шишкин поделился своими впечатлениями от первого тура, рассказал, чему научился после участия на прошлом конкурсе и о том, как был в гостях у Евгения Кисина.
— Дима, ты только что вышел со сцены после исполнения программы Первого тура, поделишься своими впечатлениями?
— В зале очень дружеская теплая атмосфера. Было очень приятно играть, не было скованности. Разве что в начале, чтобы приноровиться к акустике я играл немного осторожно. В целом, было очень удобно играть, все прошло мягенько (смеётся).
— А ты помнишь, когда первый раз услышал о конкурсе Чайковского?
— Для меня он всегда был чем-то заоблачным. Участие в конкурсе Чайковского — это одна из целей, к которой я стремился. Даже не потому, что это серьезное испытание, а просто хотелось прикоснуться к такому легендарному событию, стать его непосредственным участником.
— Твоя мама, Ирина Шишкина— музыкант, преподаватель фортепиано. В детстве она водила тебя слушать конкурсантов?
— Конечно, она водила меня на каждый конкурс. Конкурса три я точно посетил.
— Среди зрителей в зале наверняка есть те , кто смотрят на тебя и также мечтают стать участником конкурса Чайковского. Какой совет ты бы дал им для осуществления этой мечты?
— Я бы посоветовал в первую очередь поменьше нервничать, беречь свою нервную систему, это действительно важно в нашем деле. Никогда не сдаваться, если что-то не получается. Если упорно стремиться делать то, что тебе нравится, то в какой-то момент ты обязательно достигнешь цели. Нужно наслаждаться жизнью и музыкой.
— К слову об упорстве, ты ведь не первый раз принимаешь участие на конкурсе Чайковского.
— Да, это было в 2015 году
— Чего тебе не хватило тогда для победы?
— Наверное, опыта. До этого я принимал участие только в конкурсе Бузони, где мне вручили премию (в 2013 году пианист завоевал третью премию — прим.авт.). За эти четыре года, прошедшие с предыдущего конкурса Чайковского, я многому научился. Например, не бояться проявлять свое “я” на сцене, получил необходимый сценический опыт.
— Скажи, ты выбрал рояль той же фирмы, что и в прошлый раз?
— На прошлом конкурсе я выбрал рояль фирмы Kawai, в этот раз Steinway & Sons. Я выбираю рояль исходя из удобства, чтобы почти на сто процентов получалось сделать то, что я хочу. Программу я тоже отчасти изменил — заменил сонату и этюды.
— Предположим, если бы тебе через несколько лет предложили место в жюри конкурса Чайковского, согласился бы?
— Конечно согласился бы. Правда это большая ответственность. На конкурсантах она тоже лежит. Но это было бы интересно.
— На что бы ты особенно обращал внимание в игре конкурсантов?
— На музыкальную составляющую, интерпретацию. Конечно и техника важна, если она плохая, то портится впечатление. Но все же гораздо важнее качество звука и собственное видение музыки.
— Часто, особенно молодые музыканты говорят , что если определенный человек сидит в зале, то играть всегда спокойно. Есть ли у тебя такой человек, чья поддержка тебе необходима?
— Конечно, это мама. Она всегда меня поддерживает, мне приятно знать, что она сидит в зале. Чувствуется, что она все нервы берет на себя. Играть не то чтобы спокойнее, я не думаю во время исполнения о том, кто меня слушает, больше концентрируюсь на музыке.
— Ван Клиберн в одном интервью сказал, что никогда не бывает счастлив после исполнения, ему всегда что-то не нравилось. Бывает ли у тебя такое чувство? Как думаешь, помогает это или мешает артисту?
— Мне кажется, что недовольство собой больше помогает, а не мешает. Если артисту все нравится и его все устраивает, то исчезает стимул развиваться дальше. Если это происходит, то ничего не подталкивает музыканта становиться лучше, совершенствовать свое мастерство. Поэтому я думаю, что самокритичность всегда уместна.
— Давай поговорим о твоих творческих связях. В своем инстраграме ты выкладывал видео, где занимаешься с пианистом Евгением Кисиным . Это был мастер-класс ? Как произошло Ваше знакомство?
— Мой менеджер, очень приятный и любящий музыку человек,с которым мы познакомились после конкурса имени Шопена, часто сотрудничает с такими крупными музыкантами как Евгений Кисин, Кристиан Цимерман, Даниил Трифонов. У меня всегда была мечта получить советы от столь легендарных музыкантов. Он мне и предложил поиграть Кисину.
Это было в Праге, мы играли у него дома на рояле Нейгауза. Маэстро любезно согласился и дал много дельных советов. Это бесценные моменты, когда ты сидишь в полуметре он великого человека и тебе говорят простые казалось бы вещи, но они меняют твою психологию игры, манеру.
— Скажи, музыка какого композитора тебе наиболее близка?
— Бетховена. Меня поражает его гений, идеи, которые он воплотил в музыке. Трагизм, путь через мрак к свету, катарсис. Это касается всего, к чему ты прикасаешься, все изменения в жизни происходят как мне кажется именно в таком ключе.
— Я знаю, что ты, по крайней мере раньше, увлекался не только классической музыкой, играл в группе и сочинял электронную музыку. Расскажи об этом.
— Это был интересный опыт, я старался попробовать что-то новое, экспериментировал, сочинял. Тогда у меня было на это время. Даже писал музыку для разных интересных проектов.
Борис Блох: “Я приехал, чтобы услышать молодых пианистов и понять, что они делают лучше меня”
Потом я начал больше заниматься на фортепиано, стало много концертов и я, к сожалению, забросил свою студию. Кстати, тогда я играл с братом (брат Дмитрия — Вадим Шишкин, перкуссионист — прим.авт.). И сейчас возникла идея поиграть теперь дуэтом.
Для нас будет сочинять мой друг, прекрасный композитор, мой однокурсник Иван Древалев. Он собирается написать для нас специальную программу для перкуссии и фортепиано, поскольку произведений для такого сочетания инструментов почти нет. Пока мы это делаем для себя, мне интересно с братом сыграть наконец полноценный концерт.
— Ты много гастролируешь. В какой стране больше всего нравится играть?
— Сложно сказать, везде публика очень доброжелательная и внимательная. Скорее всего Россия, тут всегда хороший прием и я себя чувствую спокойно. Причем не только в Москве.
В моем родном городе Челябинске настолько тепло принимают, что хочется приезжать и приезжать с новыми программами. Это очень помогает и стимулирует, когда чувствуешь такую отдачу.
Беседовала Наталья Поддубняк