С 30 апреля по 5 мая в Москве пройдёт III Международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition (художественный руководитель Денис Мацуев). В связи с пандемией конкурс был перенесен с прошлого года на эту весну.
Членами жюри выступят Борис Петрушанский, Пётр Палечный, Паскаль Эсканд, Павел Нерсесьян, Владимир Овчинников и Валерий Пясецкий. Каждый из пятнадцати юных конкурсантов сыграет сольную программу, а также концерт с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова во втором туре.
Среди участников молодая пианистка, уже принимавшая участие в Grand Piano Competition в 2016 году, Варвара Кутузова. Перед началом конкурсных прослушиваний Варвара поделилась своими детскими воспоминаниями, рассказала о том, как провела карантин и почему приняла решение снова подать заявку на конкурс.
— Варвара, вы родились в Архангельске, расскажите о своем родном городе. Как часто сейчас его посещаете?
— Я родилась на севере и какое-то время жила с бабушкой, пока родители искали жилье в Москве. Сейчас, приезжая на родину, я любуюсь природой и спокойным течением жизни. Особенно приятно бывать там зимой, когда на улице мороз, а снег хрустит под ногами и сверкает.
Правда, в последнее время удается приезжать в Архангельск только во время гастролей – раз в год, тогда я обязательно остаюсь на день-два, чтобы погостить у бабушки.
— Расскажите о самом ярком музыкальном впечатлении детства.
— У нас в доме всегда звучала академическая музыка, потому что я родилась в семье музыкантов. На кассетном магнитофоне проигрывались оперы, симфонии, большое количество фортепианных сочинений. Я впитывала музыкальное искусство буквально с рождения.
Во всем этом огромном «плейлисте» было одно произведение, которое меня уже тогда пробирало до мурашек. Однажды, когда мне было 5-6 лет, я была с родителями на концерте и вдруг услышала то самое, такое родное произведение. Это оказался Второй концерт Рахманинова, и до сих пор это сочинение является одним из моих самых любимых.
Будучи уже постарше, я узнала, что на той нашей древней кассете играл молодой Аркадий Володось, эту запись я могу узнать из тысячи других.
— А в других областях у вас были источники вдохновения?
— Для меня это фигурное катание. Я с восторгом следила за Юлией Липницкой, Аделиной Сотниковой и Евгенией Медведевой, восхищалась их пластикой, упорством, трудом и выдержкой. Также величайшим фигуристом считаю Алексея Ягудина.
После просмотра соревнований у меня всегда появлялось особое вдохновение, я шла и занималась. До сих пор, если вдруг у меня плохое настроение, я болею и нет сил играть, то включаю ролик с Алексеем Ягудиным «Winter» или его знаменитое показательное выступление 2002-го года, «промурашиваюсь» и с новыми силами иду заниматься.
— Этим летом вам исполнится 18 лет, для многих это рубежный возраст. Что изменилось в вас за последние несколько лет?
— Лично я пока никаких рубежей не вижу, так как моя жизнь с раннего возраста была очень насыщенной – учеба, гастроли, друзья, дом, – все кипело, бурлило и менялось ежесекундно. Так продолжается по сей день, поэтому говорить о том, какой я себя представляла раньше в 18 лет и сошлась ли картинка – невозможно. Наверное, я такая, какая и должна была быть при данном образе жизни.
Конечно, за последние годы произошли огромные перемены: во- первых, я уже не ребёнок и продолжаю расти; во-вторых, меняются увлечения, интересы, друзья… Меняется вся жизнь – появляются новые цели, планы и понимание того, что скоро начнётся взрослая самостоятельная жизнь, а это крайне интересно.
— А какие у вас новые цели и мечты в профессии?
— Они есть, но пусть останутся в секрете. С детства я верю в то, что если загадала желание, то ни в коем случае нельзя рассказывать о нем окружающим, иначе не исполнится.
— Судя по вашим высказываниям в предыдущих интервью, вы очень позитивный и целеустремленный человек. А были ли кризисные моменты, когда хотелось все бросить? Как справлялись?
— Кризисные моменты бывают у всех творческих людей, это своего рода этапы развития и переосмысления. Они были и у меня. Был очень острый период, когда хотелось все бросить, но в этот момент меня поддержали мои друзья.
— Если я правильно понимаю, вы скоро заканчиваете Школу имени Гнесиных? Где планируете продолжить обучение?
— Гнесинка – это спецшкола и колледж, два в одном, поэтому сейчас я учусь на втором курсе (или одиннадцатом классе, если рассматривать со стороны школы) в классе Михаила Сергеевича Хохлова, выпускаюсь в следующем году.
Здесь предусмотрен колледж – два года и три; в связи с хаосом в мире из-за пандемии я решила взять курс из трех лет. В дальнейшем планирую продолжить обучение в консерватории у нас или за рубежом.
— Остается ли время на личную жизнь?
— Времени на личную жизнь почти нет, но с друзьями стараюсь видеться почаще. Это удаётся благодаря тому, что мы учимся в соседних переулках ( Гнесинка и ЦМШ) и в обеденное время случайно встречаемся в кафешках. У нас даже выработался свой хештег в инстаграме – #случайнаявстреча.
Особенно радуюсь, когда пересекаюсь с друзьями на гастролях. Тогда мы общаемся все свободное время , и поездка становится незабываемой.
— Как проводите досуг? Удается ли посещать концерты?
— На концерты хожу, но не очень часто. В основном это концерты мастеров классической музыки или друзей. В последнее время также увлеклась живописью и с удовольствием посещаю художественные выставки.
— Как вам кажется, насколько полезно концертирующему пианисту слушать других исполнителей своего возраста и не только?
— Своих сверстников не слушаю, больше нравятся старые записи мэтров. Конечно, польза от этого огромная – чем больше записей, тем больше мнений, с чем-то ты соглашаешься, с чем-то – нет, а что-то берёшь себе на заметку.
— Вы – лауреат более десяти конкурсов. Как вы относитесь к конкурсной системе, к конкуренции?
— Большинство этих конкурсов были в глубоком детстве. Последний серьёзный конкурс, давший популярность, был в 12 лет, а потом были гастроли, которые продолжаются до сих пор.
К конкурсной системе никак не отношусь – если педагог говорит: «Надо идти», – иду. Конкуренция в нашей среде всегда была и будет, стараюсь ей соответствовать. Хотя, честно сказать, я не особо задумываюсь об этом – места на сцене хватит всем.
— Не могу не спросить про прошлый год, я смотрела, как вы делаете с музыкантами прямые эфиры в инстаграме. Чем вы еще занимались?
— Мне очень приятно, что вы смотрели мои эфиры. На самом деле, у меня всегда была мечта оказаться по другую сторону баррикады и побывать корреспондентом. Как только возникла идея, я начала обзванивать всех, с кем хотела побеседовать – так был сформирован первый сезон антивирусного марафона (#антивирусныймарафон).
В домашней обстановке, вместе с потрясающими музыкантами, дирижёрами, артистами балета, актёрами и кутюрье мы обсудили все, что только можно было обсудить. Эфиры были ориентированы на молодую аудиторию, поэтому мы старались не касаться глубоких философских тем, больше говорили о жизни, мотивировали всех, кто оказался в локдауне, отвечали на вопросы зрителей.
Помимо антивирусного марафона вместе с искусствоведом Сергеем Хохловым я записала цикл «Рассказы о музыке детям», взяв за основу цикл Сергея Прокофьева. Эта идея многим понравилась, особенно преподавателям детских музыкальных школ. Мне стали поступать предложения продолжить проект на примере других циклов, но карантин закончился, а с ним закончилось свободное время, поэтому проект пока приостановлен. Также я участвовала в онлайн-концертах, много читала и занималась.
— Сейчас вы готовитесь выступить на конкурсе Grand Piano Competition. В 2016 году вы уже стали лауреатом этого конкурса. Почему решили снова участвовать?
— Хочется еще раз испытать драйв и кураж на сцене, как это было пять лет назад. Для меня участие в конкурсе – это не только само конкурсное выступление, но и ещё одна прекрасная возможность выступить сольно и с потрясающим оркестром в крупнейших залах Москвы. Конечно, всегда хочется выиграть, но это не главная цель.
На Grand Piano я подала заявку в прошлом году, когда уже была неясная ситуация с гастролями. Конкурс перенесли, и я подумала, что для меня он закончился. Недавно узнала, что всех, кто прошел в 2020 году, перенесли на этот год, это было неожиданно, но приятно. Пришлось отменить концерты в Красноярске и Новосибирске – приношу публике свои извинения, мы обязательно увидимся с вами!
Беседовала Наталия Поддубняк