
Ежегодно в городе Аспен (штат Колорадо) проходит крупнейший фестиваль «Aspen Music Festival and School». С 1949 года здесь собираются десятки тысяч зрителей, чтобы посетить более 400 мероприятий, включая концерты академической музыки, оперные постановки. При фестивале работает летняя школа, для ее участников в течение двух месяцев также проводятся мастер-классы и лекции.
В этом году премию на фестивале получил дирижер Герман Киткин, в интервью он рассказал о своем творческом пути и поделился впечатлениями от фестиваля.
— Герман, вы закончили Московскую консерваторию по классу фортепиано, затем магистратуру по оперно-симфоническому дирижированию в Казанской консерватории. Почему решили в итоге выбрать карьеру дирижера?
— Есть фраза — «не профессия выбирает человека, а человек — профессию», но в моем случае скорее профессия выбрала меня. Еще с колледжа я слушал огромное количество симфонической музыки, даже больше ей увлекался, чем фортепианной. Я также много играл камерной музыки, работал в оркестровых и хоровых классах концертмейстером. Очень помогла работа с Владимиром Петровичем Зивой, я был у него концертмейстером в оркестре и видел весь процесс изнутри.
— А возникали ли сомнения, трудности?
— Конечно, в самом начале было страшно, иногда непонятно. Год, когда я заканчивал Московскую консерваторию, оказался успешным, было много конкурсов. Каких-то профессиональных причин сворачивать с пути концентрирующего пианиста не было. Но мне не давала покоя мысль попробовать стать дирижером, и я решил, что хочу развиваться в новом направлении.
Вот это, пожалуй, было сложно — взять паузу и переключиться на другую деятельность. Однако со временем так получилось, что я перестал представлять свою жизнь без дирижирования.
— Получается, карьеру пианиста пришлось оставить?
— Нет, я продолжаю играть, есть концерты. Конечно, самое сложное — это держать форму, когда параллельно много репетиций с оркестром. Бонусом является то, что учить новый фортепианный текст стало в разы проще и быстрее — дирижирование очень этому способствует.
— Летом вы получили премию на фестивале в Аспене, от души поздравляю вас с успехом! Расскажите, чем вас привлек фестиваль?
— С фестивалем в Аспене получилось так, что я прошел на него еще в 2019 году как пианист, но не смог поехать. В этом году я отправил заявку повторно, уже как дирижер, и меня пригласили. Это было неожиданно, так как из 200 дирижеров выбрали только 6.
Сам фестиваль длился два месяца, у нас были мастер-классы с Марком Стрингером, Аланом Гилбертом, Робертом Спано, множество концертов. Было и что-то вроде творческой лаборатории с молодыми композиторами — мы исполняли их музыку, делились комментариями, учились друг у друга. На фестивале была и оперная программа, которой руководили Рене Флеминг и Патрик Саммерс, поэтому у нас также проходили сессии с вокалистами.
— В связи с политической напряженностью и случаями неоднозначного отношения к артистам из России не могу не спросить, как вас приняли?
— Там была замечательная атмосфера, приняли очень тепло и даже намека не было на какие-то политические темы.
— Насколько комфортно было работать с оркестром?
— Оркестр там очень высокого уровня, конечно, в таких ситуациях важно хорошо владеть английским, быть максимально вежливым и тактичным. При этом фестивальный оркестр есть фестивальный оркестр — это не годами слаженный коллектив, но тем показательнее была работа дирижера.
Еще нужно было учитывать так называемую “задержку звука” — насколько быстро оркестр реагирует на дирижерский жест. Например, российские и европейские оркестры обычно играют на поздней отдаче, а вот американский оркестр играет “в точку”, “в долю” — в этом смысле приходилось немного перестраиваться.
— Для вас как для дирижера какие самые важные моменты в работе с оркестром?
— Важно, чтобы все, что я даю возвращалось соответствующей отдачей со стороны музыкантов. Очень ценно, когда в оркестре сидят неравнодушные люди, которые увлечены процессом.
— На ваш взгляд, от чего зависит результат на сцене?
— Любой коллектив более пятидесяти человек — это сложный организм, работа которого зависит от множества факторов. Конечно, в первую очередь важна квалификация и мотивация музыкантов и дирижера, но могут вмешиваться и внешние обстоятельства. Если сравнивать, кто несет большую ответственность, дирижер или оркестр, то, скорее всего, это не 50 на 50. Перед дирижером стоит множество задач — от выбора репертуара, подготовки оркестра, до вдохновения на сцене.
— А как вы понимаете, успешное было выступление или нет?
— Понятно, что по большей части у всех, кто выходит дирижировать оркестром, есть в голове идеальная картина, как это должно звучать. Но иногда нужно адаптироваться. Опытный дирижер должен быть не только художником, но и реалистом, понимать, какого результата он может достичь в конкретной ситуации с конкретным оркестром.
Можно бесконечно полировать каждый такт и этим задушить артистов так, что жизни и творчества в таком исполнении не будет. Человеческая память ведь работает впечатлениями, только искреннее и живое исполнение по-настоящему цепляет и запоминается. Именно к этому я всегда стремлюсь, и если чувствую попадание в образ, химию на сцене, значит это то, что нужно.
— Как изменилось ваше видение музыки, когда вы начали заниматься дирижерской деятельностью?
— Очень сильно поменялось восприятие музыки, это связано с масштабом — начинаешь видеть картину более цельно, выстраиваются новые линии, четче видится структура. Многие композиторы открылись для меня с новой стороны, особенно композиторы-симфонисты: Брамс, Прокофьев, Чайковский.
— Какие еще композиторы вам близки?
— Мне все больше нравится музыка молодых современных композиторов, интересно с ними работать, погружаться в этот процесс. Их музыка часто откликается во мне.
— Вы участвовали во многих мастер-классах. Скажите, что дает такая практика?
— Я очень много вынес из каждого мастер-класса и репетиции, потому что хотел вынести. Мне кажется, это так работает: кто хочет учиться, тот обязательно что-то новое для себя будет открывать.
— Понимаю, что сейчас очень трудно что-то планировать, но все же, какие у вас планы на будущее?
— Летом меня снова пригласили на фестиваль в Аспен. Также было бы очень интересно побольше поработать с оперной и балетной музыкой, с российскими театрами.
Беседовала Наталья Поддубняк
Выпускница МГК имени П. И. Чайковского. Лауреат I степени Международного конкурса журналистских студенческих арт-проектов АРТ-МЕДИА (2018 г., Москва), лауреат II степени Третьей Международной Олимпиады по музыкальной грамоте и теории музыки «Четыре Четверти» в номинации «Исследователь музыки» (2019 г., Екатеринбург). Также принимала участие в научных конференциях и семинарах.
В 2020 году стала слушателем образовательной программы 15 Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория».
Неоднократно работала в пресс-службе музыкальных конкурсов и фестивалей, таких как «Grand Piano Competition», Конкурс имени П. И. Чайковского, «На пересечении прошлого и будущего», «Вселенная – Светланов». Публиковалась в таких СМИ, как «ClassicalMusicNews.Ru», «Пражский телеграф», «Музыкальный клондайк», «Трибуна молодого журналиста», «Stravinsky.online».