Grand piano competition открылся 30 апреля 2021. Перед началом конкурса интервью дал 13-летний участник конкурса Даниил Тюрин.
— Вы родились в Сербии, потом учились в Азербайджане, сейчас живете в Москве. Расскажите, как так получилось?
— У меня русские родители, но когда я родился, мы жили Сербии, потому что мой папа там работал, потом переехали в Турцию. К сожалению, я ничего не помню из того времени, так как был очень маленький. Музыкой я начал заниматься уже в Баку, когда мне было около четырех лет.
— Когда вы решили, что хотите стать пианистом?
— Изначально я хотел научиться играть на гитаре, но в таком раннем возрасте это было невозможно, поэтому мама отдала меня на фортепиано, чтобы развивать моторику. Потихоньку меня стало затягивать, и в четвертом классе я по-настоящему полюбил музыку и решил, что хочу стать профессиональным пианистом. Мои родители не музыканты, но они были рады моему выбору.
— Помните ли вы первый раз, когда вышли на сцену?
— Свой первый выход я не помню, но помню третий, когда вышел на большую сцену. Это был концертный зал в Баку, и я играл вальс Штрауса. Помню, я тогда был самым младшим из выступающих музыкантов и испытывал легкое волнение. Вообще на концертах я обычно волнуюсь меньше, чем, например, на конкурсах.
— А с оркестром уже играли?
— Первый раз я попробовал играть с оркестром совсем недавно, 24 апреля в Рязани. Мне очень понравилось, было интересно. Сложностей практически не возникло на репетициях, я быстро адаптировался.
— Вы участвовали в мастер-классах Миры Марченко, Наталии Трулль и других. Насколько для вас важны мастер-классы?
— Это непростой формат, нужно быть максимально сконцентрированным и очень внимательно слушать преподавателя. У меня также был мастер-класс с Валерием Владимировичем Пясецким, который очень меня вдохновил. Мы тогда приехали из Баку в Москву специально для участия в Летней школе. Как раз после этой встречи я захотел поступить в ЦМШ.
— У вас было три разных преподавателя – два в Баку и один сейчас занимается с вами в ЦМШ (Даниил Цветков). Что для вас важно в преподавателе?
— Важно, чтобы все было в меру – чтобы и хвалили, и ругали. Мне конечно еще очень важно, как преподаватель мне рассказывает о том, как играть, о технической и художественной стороне произведения.
— Сейчас у вас довольно юный возраст, бывают моменты, когда не хочется заниматься, а хочется пойти, например, пойти погонять футбол или погулять с друзьями?
— Да, конечно. Бывает сложно себя настроить и даже иногда, хоть и очень редко, играть через силу. Следует понимать важность, например, конкурсной подготовки, нужно иметь силу воли, чтобы идти и заниматься.
— Кого вы любите слушать из музыкантов?
— Я очень люблю слушать Гилельса, Ван Клиберна и Горовица, потому что мне нравится, когда пианист играет музыкально, длинно фразирует, когда у него хорошо звучит рояль и замечательная техника. В первую очередь меня привлекает темперамент музыканта. Также иногда я слушаю не только классику, увлекаюсь роком и джазом.
— Как возникла идея подать заявку на Grand piano competition?
— Частично я хотел, частично преподаватель сказал мне идти на Grand piano. Мне очень нравятся условия этого конкурса, здорово, что всех участников допускают на Второй тур, и можно будет сыграть с оркестром.
Я подавал заявку еще в прошлом году, и, как и другие участники, целый год с нетерпением ждал, когда конкурс сможет состояться. В это время я готовился, участвовал в других конкурсах. Даже сейчас еще участвую в одном: я прошел на третий тур Международного конкурса имени Шумана (Международный конкурс молодых пианистов имени Роберта Шумана в Дюссельдорфе – прим. интервьюера), который будет в октябре.
— Расскажите о своей программе. Среди остальных сочинений у вас заявлена Токката Фрескобальди и Концертштюк Вебера. Их не так часто играют, почему такой выбор?
— Мне кажется, что в этом и есть свой плюс. Что касается Концертштюка – просто это мое любимое произведение, потому что оно очень яркое, быстрое и азартное.
— На конкурсах вы слушаете других участников?
— Я слушал участников Grand piano прошлых лет и следил за конкурсом. В этом году после Первого тура тоже собираюсь послушать, это ведь очень интересно.
— Кто вас будет поддерживать?
— Безусловно, это родители, друзья и одноклассники. Также меня поддерживает мой преподаватель из Баку – Наргиз Мансурова.
— Есть ли чья-то творческая карьера, которая вас особенно вдохновляет?
— Меня очень вдохновляет творческий путь Дениса Леонидовича Мацуева, в принципе, он всех нас вдохновляет, особенно на этом конкурсе. Это замечательный пианист, эмоциональный, его исполнение меня никогда не оставляет равнодушным.
Конечно, хотелось бы в будущем осуществить заветную мечту – выиграть конкурс Чайковского, но пока я сосредоточен на том, что происходит в данное время.
— Чем вы увлекаетесь помимо музыки?
— Я очень люблю футбол – и играть, и смотреть. Болею за «Спартак». Еще увлекаюсь чтением книг, сейчас читаю Герберта Уэллса, на данный момент это мой любимый писатель. Также смотрю кино, большое впечатление на меня произвела картина «Жизнь прекрасна», меня потряс сюжет – история о том, как ребенок может себе представлять концлагерь.
— Как любите проводить свободное время?
— Я очень люблю путешествовать, успел побывать во многих странах: в Бельгии, во Франции, в Голландии, в Америке, Китае. Также были гастроли в Италии и Хорватии.
— А есть ли разница – играть для российской публики или за рубежом?
— Думаю, что нет. Главное – везде нужно стараться играть хорошо.
Беседовала Наталья Поддубняк