В рамках фестиваля ArsLonga состоялись онлайн мастер-классы Владимира Овчинникова, Наталии Трулль, Элисо Вирсаладзе с использованием роялей с системой Дисклавир.
Ежегодно в Артистическом центре Yamaha международный музыкальный фестиваль ArsLonga представляет серию мастер-классов выдающихся музыкантов. В условиях закрытых границ в этом году часть мастер-классов с зарубежными участниками прошла онлайн при помощи Дисклавиров компании Yamaha, а также видео- и аудиосвязи.
Дисклавир нельзя назвать новым чудом техники, механизм изобрели еще в 80-х годах прошлого века. Сейчас возможности его усовершенствованной версии восхищают как именитых музыкантов, так и студентов-пианистов, для которых живое исполнение ничем не заменимо.
Самозвучащее фортепиано нового поколения изначально было предназначено для образовательного процесса — дистанционных уроков и мастер-классов. Произведение может быть записано на таком инструменте заранее и затем сохранено в его памяти. Встроенный механизм воспроизводит точное движение клавиш, молоточков и педалей. Внешне это выглядит так, как будто на нем играет невидимый пианист. В отличие от обычной функции звукозаписи, как на электропианино, рояль воспроизводит живой акустический звук.
Эта функция, например, может позволить пианистам послушать себя со стороны, что открывает новые возможности в процессе обучения.
«Когда мы впервые представили Дисклавир профессиональным пианистам, то предложили им сыграть и записать свое исполнение, а потом прослушать его из зрительного зала.
Как отмечали музыканты, таким образом достигается совершенно другое восприятие себя, отличающееся от впечатлений от аудио- или видеозаписи»
— рассказала представитель компании Yamaha Анастасия Бахметьева.
В основе Дисклавира — акустическое пианино или рояль фирмы Yamaha. Из обычного инструмента в Дисклавир оно превращается с помощью дополнительной системы из оптических датчиков, распознающих 1024 уровня скорости нажатия клавиш и движений молоточков и 256 положений педали. Именно они помогают повторять мельчайшие детали в исполнении.
Постоянное совершенствование инструментов дает возможность выйти на новый уровень звукового бесконтактного воспроизведения. Дисклавир может практически идентично повторять исполнение, не только записанное ранее, но и транслировать игру с другого Дисклавира из любой точки мира в режиме реального времени, что позволяет осуществлять уроки с преподавателем, мастер-классы и даже дистанционные прослушивания на конкурсах.
Можно сидеть за роялем и нажимать на клавиши в Токио, и одновременно в Москве будет звучать та же музыка со всеми оттенками. Так и происходило 3 декабря 2020 на мастер-классе Элисо Вирсаладзе.
Студенты Токийского университета и школы музыки Тохо Гакуэн исполнили на Дисклавире сочинения Шумана, Шопена и Скрябина.
«Я не представляла, как это будет. Вообще я люблю смотреть на руки, а когда поднимаются клавиши, а я никого не вижу (картинка транслировалась только на видео – НП), мне машинально хотелось нажать на педаль или на клавиши. Состояние необычное, но очень интересное.<…>
Несмотря на то, что студента рядом нет, контакт чувствуется. Появляется ощущение, что студент находится в классе, то, что чего нет, когда я преподаю онлайн. Это невероятное достижение.
Создается ощущение, что ты находишься там, или они находятся здесь. Это настолько невероятно, что дух захватывает. В ситуации, когда невозможно ездить по миру — это грандиозное решение».
— поделилась впечатлениями Элисо Вирсаладзе.
Дисклавир нашел широкое применение и в развлекательной сфере. Он является частым гостем на светский мероприятиях и частных вечерах, так как отсутствие исполнителя заметно облегчает доступ к «живому» исполнению. Инструменты стали использовать также в ресторанах и в фойе отелей.
Несмотря на то что это довольно дорогостоящее удовольствие, в Европе и Америке Дисклавиры сейчас весьма популярны.
Наталья Поддубняк