Международный конкурс имени Чайковского до сих пор считается флагманом российской музыкальной культуры.
На определенном этапе он сильно сдал позиции, из «музыкальной весны мира» превратившись в крайне коррумпированное, но все еще значительное музыкальное мероприятие.
С 2011 года Конкурсом имени Чайковского фактически руководит Валерий Гергиев (формально маэстро Гергиев делит пост председателя Оргкомитета конкурса с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Ольгой Голодец).
С этого момента для конкурса начался отсчет нового времени.
Гергиев – выдающийся музыкант с мировым именем и один из ярчайших музыкальных менеджеров современной России. Как и некоторым другим людям такого уровня одаренности, ему свойственны крайние авторитарность и субъективность. Эти его качества определяют как положительные, так и отрицательные стороны современного Конкурса имени Чайковского.
Прошлое
История этого музыкального состязания началась в 1958 году. Мировая музыкальная культура помнит как великих музыкантов в жюри Конкурса имени Чайковского, так и кажущийся бесконечным список звезд первой величины, сформировавших музыкальную историю второй половины XX века, которые получили путевку в жизнь благодаря участию в этом конкурсе.
В предыдущем абзаце можно было бы разместить длинный список имен, но делать это нет ни малейшего смысла: нужно лишь понимать, что в нем содержалось бы не менее половины всей музыкальной истории последних шестидесяти лет.
Даже первые конкурсы не обходились без крупных скандалов – достаточно вспомнить историю с присуждением первой премии Клиберну или решение Эмиля Гилельса присудить первую премию Григорию Соколову в то время, как вся музыкальная общественность скандировала «Миша Дихтер».
Но впоследствии все большее число наблюдателей стало отмечать возрастающий уровень коррупции на Конкурсе имени Чайковского не в пользу творческой стороне дела.
Не секрет, что результаты практически любого – даже самого значительного – музыкального конкурса в той или иной степени подвержены подтасовкам, и во многом могут зависеть от договоренностей между теми или иными членами жюри, а также от влияния других факторов.
Например, один из самых известных лауреатов того же Конкурса имени Чайковского, американский пианист Ван Клиберн, получил первую премию в 1958 году только после того, как на это была получена санкция руководства СССР.
При этом Советский Союз был заинтересован не только в том, чтобы демонстрировать на международных конкурсах самых сильных своих музыкантов, но и в том, чтобы создать (а впоследствии упрочить) репутацию Конкурса имени Чайковского как одного из самых сложных и престижных музыкальных соревнований.
Однако для этого требовалось проводить разумную политику при распределении премий. Впоследствии на этом конкурсе выигрывали как советские, так и западные участники.
Ситуация начала становиться критической в середине 1990-х годов. В то время Конкурс все еще привлекал российских участников, а также молодых музыкантов из Юго-Восточной Азии, однако жители Европы и американских континентов все реже изъявляли желание побороться за некогда престижную награду.
Начало самого тяжелого для Конкурса имени Чайковского периода пришлось на 1994 год. В жюри юбилейного, Десятого, конкурса были приглашены только победители предыдущих соревнований. Оргкомитет тогда выступил с определенными инновационными предложениями в области подсчета баллов, выставляемых участникам.
В результате оказалось, что даже сами члены жюри были шокированы итогами голосований: состав финалистов во всех специальностях вызывал много вопросов, а первая премия была присуждена только у вокалистов (ее получила сопрано Хибла Герзмава).
Подобный исход серьезно подорвал доверие к Конкурсу имени Чайковского в последующие годы прежде всего со стороны потенциальных участников из-за рубежа.
Объявляя результаты второго тура на конкурсе 1998 года, председатель жюри пианистов композитор Андрей Эшпай отметил, что стыдится того, что один из самых одаренных участников, любимец публики пианист Алексей Султанов не прошел в финал. Этот конкурс запомнился многим в том числе этим инцидентом.
Султанов к тому времени был уже хорошо известен как в России, так и на Западе и, согласно утверждениям многих профессионалов, находился в начале своей международной карьеры, обещавшей стать исключительно яркой.
Сегодня трудно сказать, чем призовое место на конкурсе имени Чайковского смогло бы помочь молодому виртуозу, – история не знает сослагательного наклонения. Султанова не пропустили в финал, а первое место тогда получил Денис Мацуев.
Алексей Султанов же ушел из жизни в 2005 году в возрасте 35 лет.
После удачи на Конкурсе имени Чайковского карьера Мацуева пошла в гору. В течение последовавших за этим десяти лет его проекты начали выходить на государственный уровень, а международная карьера стала по-настоящему всемирной.
После фиаско с результатами конкурса в 1994 году и ряда сомнительных решений жюри, принятых в 1998, наблюдатели в полный голос заговорили о том, что уровень коррумпированности конкурса имени Чайковского переходит всякие разумные границы.
Без политических наставников ведущие профессора Московской консерватории, которые в то время составляли основу жюри конкурса, оказались не способны удержать себя в рамках здравого смысла и приличий.
Однако организаторы все же сделали определенные выводы из случившегося. К достижениям оргкомитета Двенадцатого конкурса имени Чайковского (2002 год), безусловно, следует отнести тот факт, что это соревнование прошло без крупных скандалов при присуждении премий. У всех, кроме пианистов.
Впервые за всю историю конкурса имени Чайковского при его обсуждении речь открыто зашла о том, что на исход конкурса пианистов могут влиять не только члены жюри, но и фирмы-производители роялей. Тот факт, что обладательницей первой премии на том конкурсе стала японская пианистка Аяко Уехара, многие напрямую связывали с ее аффилированностью с одним из крупных производителей роялей.
Член жюри конкурса, выдающаяся пианистка Элисо Вирсаладзе, тогда даже отказалась подписывать протокол итогового заседания жюри.
Как правило, поставщиками инструментов для выступлений пианистов на конкурсе имени Чайковского выступают три фирмы: Steinway & Sons, Kawai и Yamaha (в 2019 году к ним присоединятся Fazioli и новичок на рынке – китайский производитель Yangtze River). Эти же фирмы традиционно поддерживают и другие крупные международные состязания пианистов.
Каждый из производителей, безусловно, заинтересован в том, чтобы победители, а также наиболее перспективные участники выбирали для выступлений на конкурсах и последующей карьеры концертирующего музыканта рояли именно его марки.
Для этого используются как вполне честные методы, так и, по слухам, разного рода «серые» схемы – наподобие организации мастер-классов для будущих участников того или иного грядущего конкурса с членами жюри того же конкурса под эгидой определенного производителя. При всей этической сомнительности подобных мероприятий, прямых доказательств нечестной игры крупных производителей инструментов привести невозможно.
Вместе с тем, на одной из первых пресс-конференций в качестве лидера оргкомитета Конкурса имени Чайковского в 2011 году Валерий Гергиев сообщил, что планирует избавить Конкурс имени Чайковского от подверженности каким бы то ни было влияниям при присуждении премий.
Накануне
Организаторы Конкурса имени Чайковского в 2007 году сделали очень много для того, чтобы Конкурс в дальнейшем избежал тех или иных сложностей, а главное – обвинений в коррупции. Возможно, за последние тридцать лет это был наиболее открытый из конкурсов, носящих имя Чайковского.
Были организованы ежедневные брифинги для журналистов, которые по ходу дела превратились в дискуссионный клуб вокруг конкурса и способствовали более активному и подробному освещению конкурса в прессе.
Впервые, хоть и на довольно некачественном (с точки зрения современности) уровне, была организована трансляция выступлений участников Конкурса имени Чайковского в интернете. Это был один из первых таких опытов в мире – в то время трансляции велись с очень небольшого числа музыкальных конкурсов, и Конкурс имени Чайковского оказался среди первопроходцев.
Председатели жюри Николай Петров, Владимир Спиваков, Наталья Шаховская и Ирина Богачева не допустили очевидных промахов при распределении премий, что в теории, несмотря на ограниченный призовой фонд Конкурса имени Чайковского в 2007 году (золото – 20 тыс. долларов, серебро – 15 тыс. долларов, бронза – 10 тыс. долларов), должно было способствовать повышению престижа Конкурса в мире.
Но все изменилось в 2011 году. В 2005 году сообщалось, что должность председателя оргкомитета Конкурса имени Чайковского займет Мстислав Ростропович.
Уход великого музыканта из жизни в апреле 2007 года не дал ему возглавить конкурс, у истоков которого он стоял, будучи председателем жюри у виолончелистов с 1962 по 1970 год. Конкурс 2007 года – увы – прошел уже без Мстислава Ростроповича.
До этого, в течение тридцати лет, должность председателя оргкомитета Конкурса имени Чайковского занимал Тихон Хренников, который принял этот пост у Дмитрия Шостаковича.
Хренников оставил эту должность в 2005 году по собственному желанию, в связи с возрастом. В августе 2007 года он ушел из жизни.
Конкурс 2007 года вынужденно прошел без крупного российского музыканта во главе оргкомитета. Но только время отделяло Валерия Гергиева от принятия на себя забот о дальнейшей судьбе многострадального флагмана российской музыки, который мучительно пытался избавиться от клубка проблем, которые его опутали.
По традиции Конкурс имени Чайковского должен был возглавлять российский музыкант с безупречной репутацией и безмерным количеством заслуг. Хренников и Ростропович подходили, но их жизненный путь был окончен. Заменить их мог только артист с похожим или даже превосходящим уровнем авторитета и влияния как в России, так и в мире. Гергиев мог не занять эту должность, только если бы отказался от нее сам.
Но он не отказался.
Современность
В 2009 году было официально объявлено, что Валерий Гергиев возглавит Конкурс имени Чайковского в качестве президента. Он подтвердил это в интервью «Российской газете»:
“Мои культурные проекты в мире, мое положение помогут этому конкурсу.
Я сделаю все, чтобы и в Чикаго, и в Нью-Йорке, и в Токио, и в Вене об этом конкурсе узнали заранее, а золотому медалисту этого конкурса будет уготован красный ковер для дебютов в крупнейших залах мира”.
Патронат Гергиева действительно помог Конкурсу имени Чайковского обновиться, чего последнему так не хватало. Кроме того, опыт и хорошая команда худрука Мариинского театра помогли Конкурсу получить то внимание, которое, как когда-то казалось, этому событию никогда уже не получить.
Была организована видеотрансляция в интернете, которая впервые была проведена на достаточно качественном уровне, хотя в первую неделю конкурса компания ParaClassics мучительно пыталась справиться с технологическими трудностями, к которым она, вместе с партнером конкурса, компанией Ростелеком, оказалась не готова.
Однако случались и неудачи. К оперативному руководству Конкурсом Валерий Гергиев привлек главу Фонда Ван Клиберна Ричарда Родзинского, на протяжении многих лет возглавлявшего Конкурс Клиберна в Форт-Уорте.
Ричард Родзинский: «Почему музыканты из России не улыбаются?»
Наряду с рядом умных инноваций, которые, судя по всему, провел именно Родзинский (со стороны никогда нельзя сказать наверняка, кому принадлежит то или иное решение при организации Конкурса имени Чайковского), происходили и довольно странные вещи.
К числу удач безусловно следует отнести разделение второго тура инструменталистов на два этапа, в первой из которых исполнялась сольная программа, а во второй – классический концерт. При этом во второй этап второго тура допускались не все участники первого этапа.
В регламенте XIV Конкурса имени Чайковского это формулировалось следующим образом:
- Конкурс состоит из трех туров: Первого, Второго и Третьего (финал). Второй тур проводится в два этапа. Прослушивания проводятся публично. Все произведения должны исполняться наизусть, кроме сонат для скрипки и фортепиано, сонат для виолончели и фортепиано, а также специально написанных к Конкурсу произведений.
- К участию в Первом этапе Второго тура (сольное выступление) будет допущено не более 12 пианистов, 12 скрипачей и 12 виолончелистов. К участию во Втором этапе Второго тура (исполнение концерта в сопровождении камерного оркестра) будет допущено не более 8 пианистов, 8 скрипачей и 8 виолончелистов.
Таким образом, фактически Конкурс имени Чайковского впервые в истории проходил не в три тура, а в четыре. А главное, в программе, помимо исполнения крупных концертов в третьем туре, возникло требование исполнить классический концерт с камерным оркестром.
На Пятнадцатом конкурсе это требование сохранилось, однако, видимо, в связи со сменой художественного руководителя с Ричарда Родзинского на бывшего артистического директора фирмы Kawai Петера Гроте, из регламента исчезло сокращение числа участников второго этапа второго тура по сравнению с первым этапом.
Одним из камней преткновения на Конкурсе имени Чайковского (и не только на нем) часто бывает способ подсчета баллов. К числу неудач Ричарда Родзинского, наверное, можно причислить и то, что он принес с собой сложную формулу подсчета баллов для XIV Конкурса имени Чайковского, называвшуюся «Scores of harmony», которая была мало кому понятна, но вкупе с рядом решений жюри позволила наблюдателям снова обвинить организаторов в коррупции.
На следующем конкурсе Петер Гроте вернул простую систему голосования на турах по принципу «да-нет». Одновременно пообещав публиковать результаты голосования членов жюри после каждого тура.
Петер Гроте: «Скандалов на конкурсе Чайковского будет меньше»
Впоследствии выяснилось, что публикация результатов в намерения Оргкомитета конкурса не входила, а злые языки рассказывали, что в связи с этой промашкой Петер Гроте утратил доверие лидера конкурса, Валерия Гергиева.
Даже за несколько дней до начала XVI Международного конкурса имени Чайковского официально не объявлялось, какая система оценки участников будет использоваться членами жюри. Однако член Оргкомитета конкурса и председатель жюри по специальности «Фортепиано» Денис Мацуев в интервью «Российской газете» сказал, что жюри продолжит оценивать участников по системе «да-нет».
Элисо Вирсаладзе, неоднократно работавшая в жюри Конкурса имени Чайковского, одобрила бы выбор нынешнего председателя жюри: в интервью журналу PianoФорум она подчеркивала, что считает наиболее эффективной систему оценки по принципу «да-нет».
Элисо Вирсаладзе: «Для Нейгауза уроки никогда не были средством подготовки к конкурсам»
Несмотря на отсутствие официальной информации, можно предположить, что открытая публикация протоколов голосования жюри в 2019 году также не планируется. Существуют разные точки зрения на необходимость таких публикаций. Можно лишь отметить, что обсуждения этой темы, как правило, активизируются тогда, когда возникают (оправданные или нет) основания сомневаться в справедливости и независимости решений, принимаемых жюри.
Конкурс имени Чайковского 2019 года обходится без иностранного художественного руководителя – всем руководят Валерий Гергиев и Ольга Голодец, которые занимают должности сопредседателей оргкомитета Конкурса.
Некоторые наблюдатели считают, что значительное влияние на стратегические решения, принимаемые в связи с Конкурсом имени Чайковского, имеет также Денис Мацуев, который в последние годы часто выступает вместе с Валерием Гергиевым, а на конкурсе Чайковского прошел путь от победителя в 1998 году до члена жюри в 2011 и 2015 годах (тогда Конкурс отказался от должностей председателей жюри по всем специальностям) и до поста председателя жюри у пианистов в 2019 году.
В состав оргкомитета Конкурса, помимо Ольги Голодец, Валерия Гергиева и Дениса Мацуева, входит еще двадцать членов, обладающих большей или меньшей степенью публичности, однако со стороны оценить их влияние на принимаемые решения не представляется возможным.
В 2015 году у Конкурса имени Чайковского появился партнер, сотрудничество с которым принципиально изменило лицо состязания. Компания Medici.tv (мировой лидер в области интернет-трансляций событий, связанных с академической музыкой) подняла качество трансляций выступлений участников Конкурса на невиданный доселе уровень, а вебсайт, который компания уже во второй раз создает для удобства зрителей трансляций, по информативности и удобству использования во многом превосходит официальный сайт соревнования.
Трансляции событий конкурса имени Чайковского в исполнении Medici.tv превратили былую «техническую запись» выступлений участников в полноценное шоу: съемки с разных ракурсов, яркие ведущие, интересные комментарии экспертов и многие другие элементы, которые компания ввела в обиход трансляции, превратили ее в захватывающее зрелище. И результат не заставил себя ждать: уже в 2015 году организаторы Конкурса и Medici заслуженно гордились миллионами благодарных зрителей по всему миру.
Нет никаких оснований предполагать, что трансляция Конкурса имени Чайковского в 2019 году не побьет рекордов, установленных четыре года назад.
Трансляции Конкурса имени Чайковского на Medici.tv бьют рекорды
Такой уровень организации трансляции позволил организаторам конкурса в 2019 анонсировать создание «фан-зон» Конкурса имени Чайковского во многих городах России и даже за рубежом.
Термин, одолженный у прошедшего в прошлом году в России чемпионата мира по футболу и, возможно, сам по себе не вполне подходящий для академической музыки, тем не менее, скрывает под собой замечательную, перспективную идею: любители музыки по всей стране, некоторые из которых, возможно, не обладают достаточными техническими мощностями в личном пользовании, могут прийти в специально оборудованные помещения в филармониях или других культурных учреждениях, и разделить с участниками и друг с другом радость от происходящего в Москве и в Санкт-Петербурге праздника музыки.
Фан-зоны появятся в регионах в дни Международного конкурса имени Чайковского
Вместе с тем, несмотря на значительные и увенчавшиеся успехом усилия, предпринятые организаторами в области медийного освещения конкурса, у многих наблюдателей остались вопросы, касающиеся содержательной стороны дела.
Первый и главный вопрос, который продолжают задавать, но ответы на который до сих пор не выглядят очевидными – это вопрос о географической принадлежности Конкурса имени Чайковского.
С момента основания в 1958 году этот конкурс был неразрывно связан с Москвой и Большим залом Московской консерватории. В 2011 году Валерий Гергиев, сославшись на неопределенность в ситуации с происходившей тогда реконструкцией Большого зала, принял решение разделить проведение конкурса на два города. При этом реконструкция БЗК успешно завершилась в обозначенные сроки, и в нем, как и обычно, прошли выступления пианистов. В Москве соревновались и виолончелисты. А вот скрипачи и вокалисты уехали состязаться в Санкт-Петербург.
Выглядит вполне логично, что художественный руководитель-директор Мариинского театра решил использовать помещения, находящиеся в его распоряжении, для нужд музыкального конкурса, которым он руководит. Однако нет никаких объяснений тому, почему Москва, обладающая достаточным количеством залов для проведения конкурса такого уровня, внезапно лишилась половины Конкурса имени Чайковского – конкурса, который родился в этом городе и с которым до 2011 года он был связан более, чем пятидесятилетней историей, многочисленными традициями и символами.
Больше того – Москва разрастается, и в ней появляются новые концертные площадки. Одной из таких площадок стал открытый в 2018 году новый концертный зал «Зарядье». Вскоре после открытия выяснилось, что организаторы Конкурса имени Чайковского планируют провести церемонию открытия в БЗК, а вот закрытие будет проводиться в «Зарядье».
В зале «Зарядье» делают все, чтобы там было хорошо и приятно
Уже не говоря о том, что объявление обладателя гран-при конкурса (он выбирается среди победителей по всем специальностям), как и в 2015 году, пройдет на втором гала-концерте лауреатов, который и вовсе состоится в Санкт-Петербурге в зале «Мариинский-2».
Время, разумеется, не стоит на месте. И Конкурс имени Чайковского должен, вероятно, каким-то образом развиваться. В качестве положительного примера такого развития можно привести появление классического концерта на втором этапе второго тура – блестящая идея, которую воплотило в жизнь нынешнее руководство Конкурса имени Чайковского. К сожалению, то же руководство эту идею и похоронило.
Но другие обозначенные нововведения иногда кажутся не поступательным движением вперед, а стремлением организаторов во что бы то ни стало заставить забыть о важных традициях, которые делали Конкурс имени Чайковского тем, чем он являлся для многих поколений слушателей.
Наиболее ярким знаком стремления нового руководства конкурса освободиться от груза традиций стала смена в 2011 году фирменного стиля конкурса. На протяжении десятилетий символом Конкурса имени Чайковского являлся памятник П. И. Чайковскому работы Веры Мухиной, установленный перед Московской консерваторией. Этот символ был абсолютно понятен и стал узнаваем во всем мире. Однако сегодня логотипом конкурса является ряд незаконченных разноцветных окружностей. Семантика этого символа до сих пор вызывает споры.
Среди других сомнительных изменений, произошедших с конкурсом, можно отнести и добавление в 2019 году новых специальностей в дополнение к четырем существующим.
В прошлом можно было слышать разговоры о том, что количество специальностей на Конкурсе имени Чайковского можно было бы расширить – например, за счет дирижеров. Это было бы логично – если брать в расчет биографию великого русского композитора. Но произошло то, чего не ожидал никто: теперь на Конкурсе имени Чайковского будут соревноваться духовики.
До сих пор ни одно объяснение этому решению из тех, которые пытались предложить организаторы, нельзя признать достаточным. Прежде всего, Конкурс имени Чайковского – это музыкальная олимпиада, по сути своей – соревнование самых или одних из самых ярких солистов в каждой специальности. Сложно представить, чтобы тот самый «красный ковер», о котором говорил Валерий Гергиев, расстилали для тромбониста или тубиста (при всем уважении к исполнителям-духовикам) перед входом в Карнеги-холл.
Возможно, это произойдет один раз. Но представить себе духовиков-лауреатов Конкурса имени Чайковского, которые в связи с победой на этом конкурсе начнут полноценную мировую карьеру, станут играть, как это сейчас принято у крупных солистов, по 100-200 сольных концертов в год – очень сложно.
Еще сложнее понять, почему в официальных материалах конкурса периодически проскальзывает фраза о том, что
«введение этих дисциплин призвано стать значимым шагом на пути возрождения мировой школы духового исполнительства».
Сегодня принято считать, что в Советском Союзе и в России, как его наследнице, школа игры на духовых инструментах демонстрирует отставание по сравнению с европейской и американской школами. Даже если это и так, не вполне ясно, каким образом Конкурс имени Чайковского – конкурс солистов – сможет повлиять на развитие школы игры на духовых инструментах в России. Представляется, что, учитывая специфику духовых, для этого требуются иные методы. Что же касается возрождения мировой школы, то, судя по выступлениям европейских оркестров, не полностью очевидно, когда и кем был зафиксирован ее упадок.
Разумеется, Валерий Гергиев не раз доказывал, что способен совершать вещи, которые другим казались невозможными. Но если выяснится, что его стараниями через десять лет Конкурс имени Чайковского явит миру целую плеяду концертирующих солистов-духовиков, это будет значить, что Гергиев совершил подлинную революцию в музыкальном мире и видел дальше, чем большинство из нас видит сегодня.
Звучали предложения создать для духовиков новый конкурс – допустим, имени Римского-Корсакова. И проводить его в Санкт-Петербурге. Можно даже в то же время, что и Конкурс имени Чайковского. А Чайковского вернуть в Москву.
Однако эти предложения услышаны не были. Напротив, поначалу из кулуаров доносились довольно забавные версии программ для исполнителей-духовиков. К счастью, версии эти реальностью не стали, но сегодняшние программы духовиков на конкурсе состоят вперемежку из оригинальных сочинений для того или иного инструмента и произвольно выбранных переложений (в частности, принадлежащим перу некоторых членов жюри), а общая их связь с именем Петра Ильича Чайковского просматривается с трудом.
Удивило и еще одно нововведение в области программы, которое затронуло скрипачей. Как правило, солисты (пианисты, скрипачи и виолончелисты) в финале Конкурса имени Чайковского исполняли одно произведение титульного автора конкурса и один крупный концерт по выбору. У пианистов и виолончелистов в 2019 году программа финала не изменилась, а вот скрипачам предложено играть Концерт П. И. Чайковского и строго Третий, Четвертый или Пятый концерты Моцарта.
Таким образом, соревнования пианистов и виолончелистов продолжат оставаться в том числе соревнованиями на мощь и выносливость исполнителя. А вот скрипачи будут поставлены в гораздо более легкие условия.
Никаких разумных объяснений таким изменениям пока нет. Безусловно, в течение конкурса мы услышим какие-то версии, но пока невозможно даже представить себе, какими они могут быть.
Традиционным недостатком Конкурса имени Чайковского остается отсутствие у Конкурса постоянной дирекции. В предыдущие годы это становилось причиной довольно стремительных темпов подготовки к конкурсу. Однако в 2019 году сжатость сроков подготовки стала слишком заметной: имена участников были оглашены 13 мая 2019, то есть лишь чуть больше, чем за месяц до начала самого конкурса.
XVI Международный конкурс имени П. И. Чайковского – пресс-релиз
На множестве других крупных музыкальных состязаний имена участников объявляют за полгода, а иногда и раньше – музыканты, даже молодые, не всегда способны перекроить свой график за месяц. Сложно сказать, по какой причине Конкурс имени Чайковского, претендуя на роль флагмана среди международных конкурсов, не может взять на вооружение похожую практику.
Одновременно с этим, сроки проведения прослушиваний Конкурса были сокращены до десяти дней. Если раньше Конкурс имени Чайковского длился примерно три недели, а количество участников на первом туре пианистов могло доходить до сотни, то в этот раз в первом туре по каждой «традиционной» специальности выступят 25 участников (по регламенту – 24, у духовиков – 12).
Такое сокращение, по словам некоторых членов оргкомитета, связано с тем, что члены жюри не готовы посвятить Конкурсу более десяти дней своего времени. Поскольку на прошлом конкурсе целый ряд членов жюри выполнял роль «блуждающих форвардов», то появляясь на прослушиваниях, то исчезая с них, в этот раз присутствие полных составов жюри на всех этапах прослушиваний стало для организаторов поводом для публичной гордости. Насколько такой повод для гордости значим – могут ответить те, кто следит за другими крупными музыкальными состязаниями.
Наконец, «новым словом» в условиях конкурса стало то, что теперь Оргкомитет конкурса официально имеет право присуждать первые премии в тех случаях, когда их не смогло присудить жюри.
Вопрос о том, необходимо ли обязательно присуждать первые премии на музыкальном конкурсе или нет, обсуждается давно, и есть основательные доводы в пользу обеих точек зрения. Оргкомитет Конкурса имени Чайковского имеет полное право считать, что именно на этом соревновании первые премии обязаны быть вручены, но в таком случае непонятно, почему нельзя было обязать жюри обеспечить присуждаемость премий через регламент.
Поскольку открытым остается вопрос о том, смогут ли присутствовать большинство членов оргкомитета на прослушиваниях по всем специальностям для того, чтобы составить собственное мнение об игре участников и, по сути, дублировать функции жюри.
Несмотря на значительное количество споров вокруг главного российского музыкального конкурса, нельзя не признать одного: Конкурс имени Чайковского был и остается главной вершиной, вокруг которой объединена вся российская музыкальная общественность. Эффект событий, происходящих на конкурсе, распространяется далеко за пределы границ одного или даже двух городов, в которых он происходит.
Всякий раз накануне Конкурса имени Чайковского слышны разговоры о том, что, этот конкурс утратил свои позиции и более не представляет интереса. И всякий раз те, кто говорил об этом, появляются в зале или приникают к трансляции в надежде на то, что сбудется их мечта о музыкальном чуде. Конкурс продолжает оставаться живым и весьма значимым событием вне зависимости от того, кто и сколько раз пытался его похоронить.
Ведь несмотря на то, что второе имя этого конкурса – «музыкальная весна мира», огромному количеству слушателей он больше всего напоминает Новый год: только от этого праздника ждут воплощения сокровенных желаний. Конкурс имени Чайковского, как ни одно другое музыкальное соревнование, воплощал такие мечты не раз. Другое дело, что иногда это становилось очевидно сразу, а иногда – через годы.
Осталось две недели до того момента, как XVI Международный конкурс имени Чайковского станет историей. И еще какое-то количество времени понадобится нам для того, чтобы мы осознали, какие из наших чаяний конкурс воплотил в жизнь в этот раз.
Борис Лифановский, ClassicalMusicNews.Ru