
Чтобы выступить в Концертном зале имени Чайковского, Академический симфонический оркестр Нижегородской филармонии в полном составе прошёл тестирование на Covid-19.
По результатам теста четверо членов коллектива с удивлением узнали, что стали носителями защитных антител, то есть, видимо, переболели бессимптомно или ещё каким-то неведомым науке способом приобрели иммунитет к вирусу. Остальные оказались здоровы и так.
Но всё равно в Москву поехали лишь 70 человек из 120 – Роспотребнадзором, как известно, установлен лимит одновременного пребывания артистов на сцене – причём в основном молодые и среднего возраста музыканты, а исключение было сделано лишь для художественного руководителя и главного дирижёра оркестра Александра Скульского.
К слову, выступление в Москве стало для нижегородцев вообще первым выходом на филармоническую сцену за всё время карантина, начиная с марта, когда оркестр ушёл в длительный отпуск. Да и сейчас, в отличие от Москвы и Питера, концертов в Нижнем так и нет. Последнее же выступление оркестра в Москве состоялось несколько лет назад, на фестивале в память о Ростроповиче, имя которого и носит Нижегородская филармония.
Все билеты на концерт абонемента «Шедевры русской симфонической музыки. Симфонические оркестры России», в котором и должен был играть АСО НН, были раскуплены слушателями уже давно, и сотрудникам Московской филармонии даже пришлось обзванивать держателей абонемента и уговаривать их не приходить в этот вечер в зал Чайковского, чтобы не оказалась превышена уже другая квота – на количество зрителей. Но нашлись желающие попасть на концерт и среди тех, кто не был держателем абонемента, – они спрашивали лишние билетики на улице, поскольку в кассах таковые отсутствовали.
Получив предложение выступить со своим оркестром в Москве, Александр Скульский отправил на усмотрение приглашающей стороны несколько вариантов программ русской музыки. Но ни один из них не прошёл, а взамен его попросили исполнить произведения, которые в итоге и прозвучали в этот вечер, – «Торжественный коронационный марш» и Концерт №1 для фортепиано с оркестром Чайковского и 5-ю симфонию Глазунова.
Александр Скульский: «Фуртвенглер был свободным дирижёром в самом тоталитарном государстве»
В соответствии всё с теми же требованиями Роспотребнадзора музыканты расположились на сцене каждый за отдельным пультом, а не по двое, как это бывало в лучшие времена, и на значительном расстоянии друг от друга.
Поскольку места было много, «Коронационный марш» они смогли сыграть стоя. Сделано это было ради восстановления исторической достоверности обстоятельств, в которых прошла премьера произведения, то есть для демонстрации части ритуала коронации государя-императора Александра Третьего, восшествию на престол которого сочинение и посвящено. Произошло это в 1883 году, дирижировал тогда Сергей Танеев, а в 1891 году марш был исполнен под руководством самого Чайковского на открытии Карнеги-холла. Американский оркестр играл произведение сидя.
За выполнение столь важного заказа Чайковскому от царской фамилии было обещано солидное денежное вознаграждение, но вместо денег он получил в благодарность памятный перстень. Вечно нуждаясь в средствах, композитор заложил перстень под проценты, а квитанцию о сделке потерял. Выкупить залог взялась Надежда Филаретовна фон Мекк, которая, как обычно, заплатила нужную сумму, с тем чтобы выручить перстень обратно.
Нижегородская филармония отметила 75-летие главного дирижера Александра Скульского
В следующем номере московской программы солировал давний друг Нижегородской филармонии пианист Александр Гиндин. В Нижнем Новгороде он уже много лет регулярно вступает с концертами – сольными, с оркестром и в составе ансамблей – например, в дуэте с Николаем Петровым, когда тот заинтересовался дуэтными произведениями для фортепиано, затем – с Екатериной Мечетиной.
Первый концерт Чайковского он уже играл с нижегородцами неоднократно. На этот раз Александр Гиндин пытался экспериментировать с темпами, усиливая виртуозность некоторых и без того трудных мест в произведении, что создавало подчас сложности для оркестра. В принципе Александр Скульский известен как опытный и чуткий ансамблист, который молниеносно реагирует на спонтанно возникающие идеи солистов. Поэтому нижегородские музыканты и в данном случае достойно обошли все подводные рифы, к которым их подталкивал пианист, хотя пару раз расхождение с ним всё-таки имело место.
В целом Александр Гиндин показал игру большого зрелого мастера, которому присущи индивидуальность стиля, оригинальные решения, творческая свобода, красивый звук и который ставит перед собой и коллегами непростые задачи. Группа деревянных духовых в течение всего вечера была на высоте: флейта и гобой звучали превосходно, а вот медные слегка подкачали, что-то там у валторны не строило, да и с текстом, видимо, возникла проблема.
Струнники же в нижегородском оркестре хороши, стабильно играют на высшем уровне. На поклонах Гиндин искренне приветствовал своих нижегородских коллег, как бы делясь с ними теплотой благодарного зала, а уходя со сцены, повернулся в сторону оркестра и сомкнул над головой в пожатии свои руки в знак особого признания заслуг коллектива в совместном с ним успехе. Правда, выходить на сцену ему пришлось ещё раз – чтобы сыграть на бис «Баркаролу» Рахманинова.
Пятая симфония Глазунова исполняется незаслуженно редко, поэтому можно считать удачей, что она есть в репертуаре оркестра Нижегородской филармонии и что музыканты привезли её в Москву. Сыграть произведение, пронизанное благородством души своего создателя и светом близких ему гуманистических идей, значит напомнить слушателю о мировоззрении, находящемся далеко за пределами сиюминутного интереса нашего современника.
Симфония не лишена драматизма, который, впрочем, нигде в сочинении не превращается в трагедию, также в ней не эксплуатируется и принцип резкой эмоциональной контрастности. В целом же она воспевает расцвет и пышность жизни, ликующий союз человека с себе подобными, подчёркивает многосторонность и ценность отдельной судьбы на фоне эпически разворачивающейся истории народа.
Показать всё это в исполнении – чрезвычайно сложная задача для коллектива музыкантов. Скульский заставил оркестр зазвучать с теплотой и интеллигентностью, утончённостью и юмором, экспрессивностью и лиризмом, быть гибким, мобильным, искрящимся и простым. Особенно труден для оркестра финал, где идея ликования всего живого выражена танцевальной музыкой весьма причудливого ритмического рисунка. Но музыканты сыграли четвёртую часть с непринуждённостью и артистизмом.
Хождение по радостям. 10 августа 1865 года родился композитор Александр Глазунов
Публика дружелюбно аплодировала нижегородцам, восхищённо кричала «браво» и не хотела их отпускать. Дирижёр улыбался москвичам как давним знакомым, с которыми он лишь на какое-то время разминулся на одном из перекрёстков своего артистического пути, а тут вдруг снова увиделся и рад совместному и столь прекрасному времяпрепровождению.
На бис снова сыграли «Марш» Чайковского, теперь уже сидя, поскольку соблюдать принцип исторической достоверности второй раз было необязательно, и пока он звучал, Скульский по очереди поднимал для поклонов концертмейстеров групп, как бы «поимённо» представляя оркестр москвичам напоследок. Что ж, это хороший и дружеский жест руководителя, который не тянет на себя одеяло успеха, а честно делит его со своими коллегами.
Ольга Юсова

Кстати: