17 апреля 2023 в Малом зале Зарядья состоялся восьмой концерт проекта «Музыка нашего времени». Его автор — педагог Московской консерватории, пианистка, вокальный концертмейстер Карина Погосбекова.
Цель и миссия данного проекта — представить публике современную академическую вокальную музыку в исполнении высокопрофессиональных артистов. Ведь «не классикой единой»: и в наше время есть безусловно талантливые композиторы, которые создают весьма яркие и самобытные сочинения.
Нынешний концерт раскрыл этот тезис сполна: безупречно отобранная программа показала весь многокрасочный диапазон творческого мышления авторов. Никаких «заумных» произведений не было — все они легко читались, воспринимались и схватывались слушателями.
Волшебно-мистическое настроение создал романс «Весна» (автор — Александр Навоец), который одухотворенно и прочувствовано исполнили Полина Шабунина и Юань Сай. Без сомнения хочется сказать, что у этих молодых артистов (сейчас они — студенты Московской консерватории) есть блестящий шанс стать настоящими звездами оперной сцены в ближайшем будущем. Они обладают яркими по своим тембральным характеристикам голосами, у обоих высокая культура пения (особенно это хочется сказать про тенора — так как хороших теноров сейчас можно пересчитать по пальцам одной руки).
Позже в интерпретации Полины публике был представлен романс «Не в земной темнице душной» из вокального цикла Полины Назайкинской и ее же ария Коринны.
Если первое сочинение — тонкое претворение в современной академической музыке эсетики протяжной песни, то второе — вдохновенный лирический монолог-исповедь. Талантливая и многообещающая вокалистка Полина Шабунина мгновенно перестраивалась из одного состояния в другое и умудрялась органично существовать в двух различных по энергетике музыкальных пространствах.
А Юань Сай в творениях своих земляков Хуана Цзы и Хуана Юнси, сочинения которых оказались неожиданно близки русской романсовой традиции, в полную силу продемонстрировал уникальный по красоте и выразительности лирический тенор.
Вполне могут стать классикой нашего времени романсы Анны Крымской на стихи Федора Тютчева — они мелодичны, легко ложатся на голос, отлично воспринимаются на слух. Солистка Камерной сцены Большого театра им. Б. А. Покровского Екатерина Семенова исполнила их с должным романтическим настроем, может быть чуть более пафосно, чем хотелось бы, но зато с полной отдачей и вниманием к деталям.
Настоящим подарком стало выступление солистки Большого театра Ксении Дудниковой — она представила 3 романса из вокального цикла «Вечер разлук» на стихи Анны Ахматовой авторства Бориса Целковникова. Певица была неотразима в своем величии — данная музыка как раз требует большого и объемного голоса, с широким диапазоном и уверенными верхами. Бриллиантовая окраска тембра Дудниковой сделала из этих произведений настоящие шедевры.
В заключении концерта прозвучали триптих для женского хора и фортепиано Игоря Холопова (мировая премьера), «Мне дорог весь мир» и «Смехачи» Ефрема Подгайца. Хор студентов ГМПИ имени М. М. Иппполитова-Иванова (руководитель — Елена Бессонова) внес в этот серьезный концерт нотку юмора и легкой радости — но и сама музыка к этому располагала.
В течение концерта (а он шел 2,5 часа) за роялем сидела сама Карина Погосбекова — можно только поражаться и восхищаться ее тончайшему мастерству и, главное, способности охватить такое количество материала, да еще и совсем непростого! С каждым из вокалистов она создавала неповторимый дуэт.
Под ее чуткими руками инструмент плакал и смеялся вместе с солистами, но при этом ни разу не заглушил и не перекрывал их — баланс был выстроен чуть ли не досконально. Обычно певцы чуть ли не соревнуются с пианистами, а тут было явлено настоящее совместное творчество двух ярких личностей.
Филипп Геллер