10 марта 2024 в Большом зале Московской консерватории Московский государственный симфонический оркестр под руководством Ивана Рудина представил Первый фортепианный концерт Николая Метнера и Пятую симфонию Антонина Дворжака.
Это всегда большой риск — выносить в широкие массы не слишком известные произведения, скорее всего, незнакомых простому обывателю авторов.
Но Иван Рудин и его коллектив не побоялись играть с огнем. Как итог — большое количество людей в зале, которые восторженно приняли музыку.
Первый фортепианный концерт Николая Метнера (1915-1918) по своей известности, разумеется, очень сильно уступает концертам Рахманинова и Чайковского.
Николай Метнер: “Для творческой работы необходимо уметь останавливать жизнь…”
В отличие от них, Николай Карлович был более скромным творцом-лириком, миниатюристом, которому всегда были чужды патетически-масштабные образы. Потому в его концерте доминирует некоторая балладность, а драматизм не приобретает особой весомости.
Этот композитор писал исключительно для фортепиано, неудивительно, что и в его концерте оркестру принадлежит только аккомпанирующая роль (у Рахманинова, например, оркестр более самостоятелен).
Зато возможности солирующего инструмента продемонстрированы блестяще — виртуозам здесь есть что показать.
Для исполнения произведения Иван Рудин пригласил к сотрудничеству Станислава Корчагина, с которым уже не раз выступал.
И выбор был сделан верный — этот пианист по-настоящему царил в пространстве концерта, так что порой даже забывалось несовершенство структуры сочинения, эклектичность его музыкального материала, как будто заимствованного у многих гениальных русских предшественников и современников Метнера — от Чайковского до Скрябина.
Виртуозность рулад, пассажей, гамм, глиссандо и прочих технических приемов здесь увеличена до предела — солист должен быть мегапрофессионалом, чтобы все исполнить именно так, как написано.
Корчагин ни разу не ошибся ни в тексте, ни в тех приёмах, которые он употреблял для осуществления композиторского замысла. Мощь его аккордов, октав и вместе с тем отличное владение кантиленой оставили очень приятное послевкусие.
Пятая симфония фа мажор Антонина Дворжака (1875) во втором отделении позволила взять реванш и дирижеру. В России эта симфония исполняется очень редко, так что можно только поблагодарить маэстро Рудина за возможность услышать её у нас.
Светлая, поэтичная музыка произведения стала идеальным контрастом скорбному концерту Метнера. Иван Рудин в своей интерпретации не стал шокировать или эпатировать, а пошёл прежде всего за автором, добиваясь от своего коллектива лёгкости и пластичности звучания. При этом акцент на «славянскость» произведения несколько отошел в сторону.
Иной взгляд на партитуру особенно ярко выразился в Первой части, которую дирижер неожиданно наделил моцартовской аурой. Свойственная его манере некоторая сдержанность исполнения позволили этой музыке вписаться в чёткие рамки формы, обрести классическое деление на чёрное и белое, вернее на пиано и форте, весьма строгую фразировку.
При этом поэтичность и прозрачность музыкальной ткани никуда не потерялись. Да, здесь не было романтического rubato, полнозвучности, которые порой используют другие дирижеры в своих прочтениях. Но версия Рудина убедила.
Пленительная Вторая часть симфонии — этакая думка-элегия, в ней Дворжак очень метко и поэтично передал национальный колорит. Здесь коллектив МГСО показал отменную выразительность и теплоту звучания. Скерцо, идущее следом attacсa, тоже построено на чешских мотивах, только теперь танцевального характера. Его жанровость, остроумный колорит Рудин показал весьма утонченно, но подробно — в деталях.
Финал симфонии резко выделяется из всех остальных частей своим внезапным драматизмом, столкновением противоположных образов — возникают определенные ассоциации с музыкой симфоний Бетховена. Впервые в этом произведении продолжительно господствует минор.
Мрачный, характер этой части МГСО передал вихрем движением струнных, тревожными возгласами валторн, резкими акцентами. Но темные силы отступают, и в коде утверждается торжество человеческого бытия.
Отдельно хочется отметить прекрасных молодых музыкантов оркестра, которые уверенно справились со своими соло в Пятой симфонии: Дарью Вершинину и Александра Шушпанова (кларнет/бас-кларнет), Ивана Смолякова (валторна), Никиту Воробьева (гобой), Валентина Сергеева (флейта).
Филипп Геллер