Спустя три года отсутствия в московскую “Новую Оперу” вернулась легендарная опера “Жизнь за царя” Михаила Глинки — на сей раз почти в аутентичном виде. Оба показа оперы в концертном исполнении оценил Филипп Геллер.
В последнее время оперные театры России не жалуют это сочинение в своём репертуаре, кроме, пожалуй, Мариинки. Даже Большой театр, в котором два столетия подряд существовала традиция открывать сезон этой махиной, не решается держать “Жизнь за царя” в своем репертуаре.
Причина кроется, прежде всего, в сложности партитуры. В этом шедевре сочетаются традиции итальянского бельканто, чисто немецкое мастерство формы и контрапункта, ораториальность Генделя. Новаторство Глинки заключается в том, что все эти компоненты европейской оперы он сумел соединить с интонациями русских песен, русского мелоса.
Все четыре главные роли оперы — невероятного масштаба, они требуют от исполнителей филигранного мастерства. Что уж говорить про хоровые страницы, коих здесь бесчисленное множество.
Ещё одна беда — сложность с выбором режиссёрской концепции. Ставить Глинку по классике в наши времена может сойти за архаизм, а применять какие-то радикальные концептуальные решения к “русскому Россини” весьма опасно и непатриотично.
Именно поэтому уютная и небольшая “Новая Опера” выбрала самый верный ход — поставить оперу в концертном исполнении. Можно насладиться ярким и неповторимым исполнением знакомого со школьной скамьи сочинения, не отвлекаясь на режиссёрские выкрутасы.
Без неурядиц в составах не обошлось, однако театр в очередной раз показал, что сильнее своего «большого» брата и главного соперника.
Слушатели в зале познакомились с истинным Глинкой, а не с советской помпезной и ложной копией, которая тиражировалась практически 50 лет в коммунистическую эпоху. Наоборот, дирижер Андрей Лебедев и оркестр театра попытались вернуться к аутентичному звучанию. И, разумеется, воскресили пусть не всегда удачное по тексту, зато оригинальное либретто барона Розена.
Музыканты порадовали тонкой градацией динамики, интересными и разнообразными нюансами звучания инструментов, партитура прозвучала очень свежо – музыка давно знакомой оперы преобразилась и получила второе дыхание.
Вызвала досаду неприятная купюра — публику лишили нежнейшего куртуазного вальса в польском акте. Но в целом, дирижер и команда сделали небывалое — возродили из пепла того Глинку, который был в XIX веке.
Безупречно показал себя хор театра (хормейстер — Юлия Сенюкова). Все хоровые страницы прозвучали с небывалой выразительностью и сильнейшим посылом, а уж финальное “Славься” окончательно довело до катарсиса.
С солистами дело обстояло гораздо лучше, чем могло бы быть в том самом театре, где когда-то “Жизнью за царя” открывался каждый сезон. В возобновлении постановки состоялись дебюты новых Антонид, остальные же партии представили артисты, участвовавшие в премьерных представлениях 2018 года.
Диаметрально противоположные трактовки Ивана Сусанина представили Владимир Кудашев и Евгений Ставинский. Первый, скорее, больше соответствовал именно советской традиции интерпретации этой роли — это действительно был простой крестьянин, спасший свою Родину. Впечатления поистине космического масштаба оставила ария “Чуют правду” в исполнении Кудашева. Опытному артисту эта роль пришлась явно к лицу.
Евгений Ставинский, наоборот, предстал героем, возвращающим к культуре исполнения партии в XIX веке. Опираясь на стиль бельканто, активно культивирующийся композитором в опере, он подошел к персонажу с другой стороны — здесь было больше эстетики и виртуозности, быть может слишком привлекающей внимание.
С Собиниными дело обстояло куда проще. Дмитрий Бобров, выступавший в первый вечер, пытался выпевать все пассажи и брать верхние ноты, однако его очень подводил тремолировавший голос. Победу одержал Алексей Татаринцев, справившийся с небывалыми вокальными трудностями на пять с плюсом. Порадовала и теплая кантилена его тембра в лирических эпизодах.
С дебютантками в партии Антониды также все предельно ясно. Молодая Валерия Бушуева старалась справиться с техническими сложностями, однако волнение все же давало о себе знать.
Более опытная Елена Терентьева порадовала снайперской точностью в исполнении многочисленных пассажей, а ее звонкий и легкий голос переливался тончайшими красками.
С боевым и решительным настроем, не уступая в мастерстве и подаче великим исполнителям роли Вани, выступила Юлия Меннибаева. Оба вечера она радовала гибким и пластичным звуком, сочным тембром, своей неповторимой харизмой в этой культовой контральтовой партии.
Затевать возобновление “Жизни за царя” явно стоило. Коллектив наверняка получил удовольствие от работы над шедевром русской классики, а публика — от весьма качественной и свежей его интерпретации.
Возвращение к истокам состоялось: почти аутентичный Глинка зазвучал во всем своем великолепии.
Филипп Геллер