
31 мая 2024 на Дворцовой площади состоялся традиционный концерт «Классика на Дворцовой» — в Санкт-Петербурге он ежегодно приурочен к дню города. И хотя свой 321-й День рождения Петербург отметил 27 мая, празднества, гулянья, праздник ледоколов и общедоступная «Классика на Дворцовой» были сдвинуты ближе к выходным, и в пятницу 31 мая город вышел и на гулянья, и на концерт.
Стоит оговориться, что на этом концерте, как у Оруэлла, некоторые равнее других – прямо перед сценой обычные зрители разместиться не могут, есть выгороженный сидячий партер, на котором могут поместиться 200-300 человек, и занимающий все пространство перед сценой. Включим сюда еще разные коридоры для контроля проходящих и многометровые выгородки около сидячего партера (видимо, чтобы не мешали обычные зрители, много метров пространства вокруг сидячих мест остается пустым и неиспользованным), и вот уже общедоступные места равны местам далеко по бокам или далеко сзади.
Если отойдешь назад, то тоже увидишь немного, так как огромное пространство для сьемок и движущейся камеры сооружено прямо за партером и сильно перекрывает вид на сцену. На нем стоят журналисты и другая элита праздника.
Кстати, организаторы концерта, кажется, понимают, что сцену практически не видно – рядом с ней было установлено два отдельных экрана для просмотра. Наверное, есть особый шик в том, чтобы прийти на Дворцовую площадь, ничего не увидеть своими глазами и все посмотреть тут же на видеотрансляции.
Общедоступность праздника, очевидно, относительна, и хочется пожелать организаторам этого Гала-концерта, действительно, уже ставшего частью традиций города, позаботиться об обычных, но маломобильных или слабовидящих жителях города.
Концерт традиционно транслируется в прямом эфире на телевизионном канале «Санкт-Петербург», а также записывается для платформы WINK, на которой можно посмотреть предыдущие концерты, начиная с 2019 года.
Интересно, что хотя даты концертов всегда приходились на последние дни мая, пожалуй, только в 2024 в этот вечер было ощущение настоящего питерского лета – еще как бы незаслуженного, и оттого еще более сводящего с ума. В прошлые разы на концертах приходилось стоять в пальто (в прошлом году было около +15) или плащах (в 2019 году лил сильный дождь), а в 2020, пандемийном, на сцене не было оркестра из-за ковидных ограничений.
В 2024 сменился и дирижер, руководивший оркестром – так, если многие годы это был Михаил Татарников, в этот раз это был Артем Абашев, под чьим управлением выступил Академический симфонический оркестр Петербургской Филармонии.
Кстати, Абашев, много работающий в Большом театре, сменил темпоритмы концерта, и сделал их умными и динамичными. Дирижер чувствовал внутренний нерв отдельных мелодий и всего вечера, и музыка в исполнении оркестра манила и приглашала на танцы – почти незаметно для себя собравшиеся начинали выбивать ритмы под самые зажигательные из номеров «Классики на Дворцовой».
Также участвовал в вечере и Концертный хор Санкт-Петербурга под руководством Владимира Беглецова. Самым интересным было наблюдать за хором во время исполнения «Богемской рапсодии» группы Queen – солировал итальянский тенор Витторио Григоло — с какой серьезностью и внимательностью певцы исполняли сложные пассажи культовой песни, напоминающей многоступенчатую арию из оперы.
Репертуар был ожидаемо «зажигательным», на этот раз доля известных оперных хитов была снижена по сравнению с другими концертами, и строго говоря, «Классика на дворцовой» стала не только классикой, а эклектичным миксом из классических оперных хитов, бразильских, южноафриканских песен, а также джазовых и рок-композиций. Помимо Верди, Пуччини, Россини и Делиба, в этот вечер звучали и Гершвин, и Фредди-Меркьюри.
Если в предыдущие годы костяком концертов становились артисты Мариинского театра (Алексей Марков, Ольга Пудова, Юлия Маточкина, Екатерина Сергеева), то на этот раз состав был достаточно необычным: с одной стороны, многообещающие российские певцы, среди которых выделялся лауреат XVII конкурса Чайковского Игорь Морозов, а с другой, менее известные российскому зрителю, яркие и почти экзотические певцы из таких стран, как ЮАР, Израиль и Бразилия, которые не в первую очередь ассоциируются с оперой.

За международный престиж и звездность отвечал Витторио Григоло, проявивший удивительную гибкость своего вокала, и взорвавший площадь как в арии Каварадосси из «Тоски», так и в «Карузо» Лучио Далла и «Богемская рапсодии» Меркьюри.
При этом Григоло удивительным образом менял пластику для каждого из своих разножанровых выходов, и от оперной трагики переходил в нежность песни, посвященной своему великому соотечественнику, а в конце извивался перед оркестром, не копируя, а скорее вдохновляясь пластикой Меркьюри.
Открытием фестиваля стали и гости из Израиля, Бразилии и ЮАР – так, бразильский бас Матеус Франца исполнил на португальском композицию « Aquarela do Brasil » Ари Баррозу, и вместе с шоу-балетами «Антре» и «Триумф» зажег всю площадь, а южноафриканская певица Пумеза Матшикиза исполнила танцевальную «Пата Пата» Мириам Макеба, а в начале вечера потрясла зрителей, представ видением в платье цвета морской войны в арии Русалки из одноименной оперы Дворжака.
Израильтянка Майя Гоур исполнила на идише композицию “Bei mir bist du schoen » Шолома Секунды. Казалось, что гостей фестиваля специально попросили «представить» свою страну и культуру для жителей Петербурга, и хотя это больше напоминало культурную Олимпиаду, в целом, иностранные певцы внесли дополнительные краски в фестиваль.
Кстати, часто солистом, аккомпанирующим им, становился колоритный Борислав Струлев, электронно усиленная виолончель которого и яркий костюм с блестками стала полноправными участниками этого майского действа.

Также в вечере принимали участие многочисленные танцевальные коллективы – от балетов до гимнастических и акробатических групп, включавших в себя танцевально-спортивный клуб «Дуэт» и команду формейшн «Вера». Казалось, задачей организаторов было дать максимальному количеству участников выступить – при этом за вечер они сменили огромное количество ярких, подчас чересчур эклектичных костюмов.
Не всегда настроенность на многочисленные перестройки танцоров и яркие костюмы с перьями оправдывала себя, и очень часто динамичные танцы «на тему», заполнявшие всю сцену, скрывали певцов, которых и так, по сути, не было видно. Певцы для своих сольных номеров выходили на маленькую дополнительную сцену в углублении основной – на ней же располагался оркестр и хор — и были видны только тем, кто сидел прямо перед сценой, то есть тем немногочисленным приглашенным, кто получил сидячие места.
Хочется задать вопрос, почему нельзя было дать певцам выйти на авансцену, а за ними пустить в пляс красочные танцевальные коллективы – ведь фестиваль позиционировался не как смотр городских коллективов, а именно как возможность создать праздник, посвященный опере.
Такие же претензии можно предъявить и к постоянно мельтешащим перед глазами видео-инсталляциям по краям экрана. Да, возможно, они и настраивали зрителя на определенный лад, а часто в какой-то детской, почти анимационной манере условно воспроизводили места действия соответствующих опер (хотя «Русалка» отнюдь не про море, водоросли и ракушки). Но так как визуальное восприятие всегда преобладает над ощущениями от звуков, это обилие видео-картинок отвлекало от музыки и часто физически не позволяло разглядеть певцов. И получалось, что большинство зрителей видели только эти непрерывно сменяющие друг друга инсталляции, кто-то успевал на их фоне увидеть, что же именно исполнялось (названия арий или песен), а самые удачливые видели края фигур певцов, напоминавших крошечных оловянных солдатиков.
В таком круговороте только самые выдающиеся из участников концерта давали возможность оценить свои вокальные данные – здесь можно выделить звезду вечера Витторио Григоло, а также Игоря Морозова и Пумезу Матшикизу. В остальном, «Классика на Дворцовой», кажется, делается людьми, умеющими делать шоу, но не всегда знающими меру в обрамлении визуалом и танцами самой музыки.
В следующий раз этот праздник на Дворцовой хотелось бы увидеть более элегантным, минималистским, менее попсовым. Но в этот раз теплая майская ночь скрасила все недостатки вечера – на площади было рекордное по сравнению с другими годами количество людей, которые танцевали и наслаждались возможностью побыть среди близких по духу любителей классической музыки.
Юлия Савиковская
Юлия Савиковская - театральный и музыкальный критик, писатель, драматург и переводчик.
Закончила РГИСИ (театроведение, 2015) и магистратуру «Музыкальная критика» в СПбГУ (2023), является аспиранткой ГИТИСа.
Автор более 100 публикаций о театре, литературе и музыке, 10 пьес (постановки в Москве, Санкт-Петербурге, Тамбове и Софии, читки в Ижевске, Нягани, Москве), трех переводов британских пьес, перевода монографии Джули Кертис о Замятине «Англичанин из Лебедяни» (2021), сборника новелл «Возрождение» и диссертации об изменении идентичности высококвалифицированных мигрантов в Великобританию (Оксфорд, факультет социальной и культурной антропологии, 2019).
Печаталась в «Музыкальной жизни», «Страстном бульваре, 10», «Сцене», «Современной драматургии», «Театроне», «Театральном городе», «Петербургском театральном журнале», «Театре», «Музыкальном обозрении», «Империи драмы», «Горьком», «Театральном журнале».