Свой день рождения, согласно традиции, глубоко созвучной городу, Петербург отметит грандиозным open-air «Классика на Дворцовой». 31 мая зрителей ждет встреча с невероятными оперными голосами и погружение в атмосферу изысканного музыкального шоу.
Концерт проводится при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
«Классика на Дворцовой» уже давно приобрела статус одного из современных символов Петербурга и на протяжении вот уже двенадцати лет остается кульминационным музыкальным событием в честь празднования Дня города. В уникальности сценарно-режиссерской идеи и зрелищности «Классике на Дворцовой» нет равных.
За годы существования у концерта сложился особый узнаваемый стиль. Каждый номер — полноценный мини-спектакль, сочетающий музыку, виртуозный вокал, танцы и современные медиа-технологии. Для каждого номера создаются свои видео-декорации, готовятся костюмы, прописывается световая партитура, прорабатываются сценографические приемы и арт-визуальные эффекты, ставится сложная оригинальная хореография. «Классика на Дворцовой» буквально за руку приводит в оперу тех, кто раньше даже не представлял, как это красиво.
Неизменное кредо проекта – только живое звучание. На протяжении всего вечера 120 музыкантов – оркестр высочайшего уровня и хор —находятся на сцене, обеспечивая практически студийный звук. За дирижерским пультом — один из лучших и востребованных дирижеров страны Артем Абашев.
Дебют Абашева в качестве распорядителя оркестра состоялся в 2012 году, а уже в 2013-м он стал дирижером Пермского театра оперы и балета, в 2019-м возглавил его, сменив на этом посту Теодора Курентзиса. Причем первый же самостоятельный спектакль Абашева получил восемь номинаций на премию «Золотая маска». В биографии музыканта — позиции приглашенного дирижера екатеринбургского театра «Урал Опера Балет», Большого театра, выступления на фестивалях «Мариинский», Les Étés de la Danse, на оперных и симфонических сценах Франции, Ирландии, Греции, Вьетнама. Обладая огромным репертуаром – от «хитов» академической музыки до редко звучащих партитур – Абашев делится собственным «кодексом дирижера»:
«Для меня исполнить сочинение – это значит заново его написать».
На Дворцовой площади за пультом Академического симфонического оркестра Петербургской Филармонии и в содружестве с международным составом солистов Артему Абашеву доведется «сочинить заново» оперные арии, а также популярные песни XX века, ставшие сегодня уже классикой.
Подчеркнет объем звука, эмоциональную силу звучания Концертный хор Санкт-Петербурга под руководством Заслуженного артиста России Владимира Беглецова — один из известнейших хоровых коллективов Санкт-Петербурга, в исполнении которого помимо обязательных для каждого профессионального коллектива сочинений русских и западноевропейских классиков можно услышать музыку XX века и редко звучащие образцы отдаленных эпох, от кантов петровского времени до недавних опусов Десятникова. Хор с равным совершенством воплощает труднейшие партитуры Танеева и Шостаковича, Стравинского и Шнитке.
Но, конечно, главное украшение программы – уникальные оперные голоса.
Главная звезда гала — ярчайший тенор вокального Олимпа Витторио Григоло (Италия). Международная пресса называет его «оперным Сорвиголовой» и признает, что в мире музыкального театра ему подвластно всё. Витторио может с легкостью соединить в одном номере оперную арию и рок. Два года назад он буквально взорвал Дворцовую исполнением легендарного хита Фредди Меркьюри «Show must go on».
«The Bad Boy of Opera» – так озаглавил свой документальный фильм о певце режиссер Брюс Уэббер. Витторио Григоло действительно отказывается от привычного образа классического оперного вокалиста. Любитель скорости (в юности будущий тенор мечтал стать пилотом «Формулы-1»), он держит целый парк гоночных авто и появляется за штурвалом самолетов, охотно принимает приглашения на ток-шоу, записывает альбомы в жанре classical crossover. А еще занимается живописью и скульптурой, пишет стихи и сочиняет музыку. И все это – в перерывах между спектаклями в миланском «Ла Скала», лондонском «Ковент-Гардене», нью-йоркской «Метрополитен», московском Большом театре…
В 13 лет он дебютировал на одной сцене со своим учителем Лучано Паваротти, в 23 – стал самым молодым тенором Ла Скала. Сегодня в биографии Григоло – выступления на всех престижных оперных сценах мира. А в его репертуаре – большинство главных теноровых партий, которые певец исполняет с невероятным, порой несколько эпатажным артистизмом. Ведь главное в опере, считает Витторио Григоло, не то, как тенор взял верхнюю ноту, главное – какие эмоции он подарил публике.
Для обладательницы сопрано невероятной красоты Джулианы Григорян (Армения) выступление в «Классике на Дворцовой» — дебют. Именно с такой пометкой — дебют — чаще всего и идут ее выступления на сценах ведущих оперных театров планеты.
Джулиана только начинает карьеру. И скорость, с которой певица ворвалась на мировую авансцену, называют феноменальной, космической! Еще в 2021-м едва ли кто-либо за пределами Армении знал ее имя. Но уже в 2022 году выпускница Ереванской консерватории соберет целый букет премий на Международном конкурсе имени Станислава Монюшко, войдет в список «Топ-10 восходящих звезд» по версии портала «OperaWire», из рук Пласидо Доминго получит I премию и Приз зрительских симпатий на Всемирном вокальном конкурсе «Operalia», станет участницей молодежной программы Нью-Йоркской «Метрополитен-оперы».
Такой головокружительный старт приковал к Григорян особое внимание публики и музыкального менеджмента, а ее гастрольный график заполнился приглашениями от крупнейших театров и концертных залов. За прошедшие два года ее блистательное сопрано слышали в миланском «Ла Скала», на фестивале в Равенне, в нидерландской Национальной опере, в барселонском Гран Театро дель Лисео, в статусном Гала-концерте «Новые дивы» в Золотом зале венского «Музикферайн», в Реквиеме Верди с Филадельфийским оркестром и знаменитым маэстро Риккардо Мути.
В феврале 2024-го Джулиана Григорян стала обладательницей очередной награды – премии Хильдегард Беренс, а в марте дебютировала в «Метрополитен-опера».
У сопрано Пумезы Матшикизы (ЮАР) говорящее имя. В переводе с южноафриканского языка коса «Пумеза» означает «свершать», «исполнять». Свершений в жизни Пумезы Матшикизы действительно много. Сегодня она — солистка Штутгартской оперы — появляется на сценах Вены, Милана, Ганновера и с неизменным успехом гастролирует по миру. Хотя детство ее ничем не предвещало будущей блистательной карьеры.
Она родилась в Кейптауне времен апартеида, вместе с мамой и братьями нередко переезжала с места на место в поисках более спокойной жизни. Жила в трущобах, спала на глиняном полу. Пела – в школьном хоре и в церкви. Однако хорошим голосом в ее окружении было никого не удивить, профессией это не считалось. Но однажды, вертя колесико радиоприемника, Пумеза наткнулась на «непонятную», непривычную музыку на неизвестном ей языке – арию из оперы Моцарта, и решила: во что бы то не стало, она однажды будет петь также.
Ни фортепиано, ни нот, ни учителей – Матшикиза занималась сама, исключительно по слуху, тайком от всех. Учиться профессионально начала очень поздно: в 21 год, поступив на музыкальный факультет в Кейптауне, она все еще не знала нотной грамоты. Дальнейшую судьбу решил случай: однажды ее голос услышал известный южноафриканский композитор Кевин Нолэнс и сам купил ей билет в Лондон. Здесь начинающей певице предоставили стипендию на бесплатное обучение в Королевском колледже музыки и пригласили на молодежную программу в знаменитый театр Ковент-Гарден!
В творческом багаже израильской меццо-сопрано Майи Гоур — партии в операх Россини, Верди, Гуно, Дворжака. Она также охотно участвует в постановках современных авторов – в Нидерландах пела в опере «Скотный двор» российско-немецкого композитора Александра Раскатова по Джорджу Оруэллу, в США — в опере «Полет» британца Джонатана Дава. У нее вообще весьма необычной для оперной дивы бэкграунд: подростком увлеклась джазом, слушала Фрэнка Синатру, Чарли Паркера, Сару Воан, начала выступать в клубах, мечтала учиться джазовому вокалу в США. Имена Пуччини, Беллини или Доницетти были ей тогда вовсе незнакомы.
Мир оперы Майя неожиданно открыла для себя, когда ей было почти 20 лет. С тех пор жизнь Гоур резко изменила траекторию. Учиться в Америку она все-таки отправилась. Но не в джазовую школу, а в нью-йоркский Маннес-колледж на факультет академического пения. К моменту окончания колледжа Гоур имела ангажементы в разных американских оперных труппах, опыт выступления на престижном фестивале Иегуди Менухина в Швейцарии, в театрах Неаполя и Осло, в 2020 году певица получила право на стажировку в Датской Национальной опере, в 2022-м завоевала премию «Восходящая звезда» на Международном конкурсе имени Ханса Габора Бельведера в Вене, в 2023-м стала солисткой Кельнской оперы.
Голос редкой глубины, артистизм и харизма — бас Матеус Франца обладает всеми качествами оперной звезды. Критики отмечают, что даже в небольшой партии певец приковывает к себе внимание наравне с главными героями спектакля. Его Великий инквизитор в «Доне Карлосе» внушает неподдельный ужас, его дон Базилио в «Севильском цирюльнике» уморительно смешон в своей философии циника и подлеца, его Мефистофель из «Фауста» Гуно являет коварное обаяние зла.
Матеус Франца родился и начинал карьеру в Бразилии. В университете учился на факультете хорового и симфонического дирижирования, но еще в студенчестве заявил о своих амбициях вокалиста. После первых успехов в учебных и любительских постановках в 2014 году Франца получил приглашение в труппу театра Сан-Паулу, где появлялся в операх Россини, Верди, Бизе, Рихарда Штрауса. Солировал и на концертных сценах – в кантатах, ораториях, Реквиеме Моцарта, Девятой симфонии Бетховена. В Европе Матеус Франца впервые выступил летом 2021 года, в Австрии. А уже осенью стал ведущим солистом Оперы Берна. В Швейцарии он служит и сегодня.
С дебютом на сцене «Классики на Дворцовой» выступят российские певцы: лауреат Конкурса королевы Елизаветы и Международного конкурса вокалистов Монсеррат Кабалье петербурженка Юлия Музыченко (сопрано), обладатель Гран-При Международного конкурса вокалистов Хосе Каррераса тенор Игорь Морозов, финалист престижнейшего мирового вокального конкурса Operalia баритон Семен Антаков.
Юлия Музыченко, сегодня пребывающая в статусе международной звезды, считает, что нужно не бояться сделать первый шаг и поверить в свою уникальность. А еще обладать стальными нервами, сильным характером и желанием побеждать. Ведь сегодня путь на мировые сцены чаще всего открывают конкурсные победы и лауреатские звания. Их в биографии выпускницы Петербургской консерватории и Берлинской высшей школы музыки Музыченко не счесть! Победа на «Вердиевских голосах», Гран-При конкурса Жака Оффенбаха, премии на конкурсах имени Монсеррат Кабалье, Франсиско Виньяса и Евы Мартон, бронзовая медаль Брюссельского конкурса Королевы Елизаветы, где вопреки принятому протоколу уже на отборочных турах программу Музыченко то и дело прерывали бурные овации.
Каждая из этих побед становилась ступенькой в карьере, приносила новые приглашения и контракты. Уже в 23 года российская певица-сопрано пела в «Травиате» в Парме в день рождения Верди. Затем последовали Зальцбург, Берлин, Буссето, Дрезден…
Игорь Морозов ворвался на столичные сцены стремительно. Еще ребенком, воспитанником Хорового училища им. Свешникова, солировал в программах перед Принцем Чарльзом Уэльским (ныне Королем Карлом III), патриархом Алексием II и президентом Владимиром Путиным. С 15 лет участвовал в спектаклях Большого театра. «… возможно лучший тенор Москвы», «… один из лучших российских теноров» … — так называли его критики уже в начале 2010-х.
Морозов принимал участие в записи сольного диска Дмитрия Хворостовского, сотрудничал с Юрием Темиркановым, Владимиром Спиваковым, Юрием Башметом, Куртом Мазуром, Кристианом Тилеманом и многими другими знаменитыми дирижерами.
Имя Семена Антакова музыкальный мир узнал в прошлом году, когда молодой баритон прошел в финал престижнейшего всемирного вокального конкурса Operalia, основанного Пласидо Доминго. К этому времени у певца уже был солидный опыт и немало титульных оперных партий в репертуаре. И это не может не поражать, ведь в том же 2023-м Антаков только-только получил консерваторский диплом!
Особый гость программы этого года — виолончелист Борислав Струлёв — «единственный виолончелист в мире, кто может петь на своем инструменте, как Паваротти». В списке сцен, на которых довелось играть Бориславу Струлёву — нью-йоркский Карнеги-холл, вашингтонский Кеннеди-центр, филармонические залы Москвы, Петербурга, Вены, Парижа.
«Задача артиста создавать свое, а не копировать предшественников»,
— так считает виолончелист Борислав Струлёв. И он создает! Новые форматы, новые проекты, новые локации, новые жанры. В дискографии музыканта – опусы Сергея Рахманинова, Дмитрия Шостаковича, Арво Пярта, с ведущими симфоническими оркестрами мира он исполнял Гайдна, Сен-Санса, Чайковского.
Но в рамках одного только академического репертуара Струлёву явно тесно.
«Виолончель — как голос человеческий, может быть и в песне, и в шансоне, и в арии, и в кантате»,
— убеждает он, представляя миру микс на грани эпатажа — невероятный сплав классики, джаза, танго и даже рэпа. Неиссякаемой энергии артиста, кажется, хватает на все!
Борислав Струлёв был факелоносцем эстафеты Олимпийского огня в Сочи, стал основателем и художественным руководителем масштабного фестиваля Belgorodmusicfest. А еще Струлёв уверен: на виолончели можно не только играть, но и рисовать! Для этого Борислав придумал конкурс художников ArtCelloLab: его участники представляют свои варианты росписи деки электронной виолончели музыканта.
В исполнении международной звездной команды прозвучат шедевры разных эпох: атмосферные арии из опер Моцарта, Верди, Делиба, Россини, Пуччини; фрагменты из оперетт, лирические сарсуэлы, зажигательные неаполитанские песни, а еще — мировые эстрадные хиты и музыкальные легенды ХХ века.
С хореографическими этюдами, бросающими вызов привычному репертуару, на сцене у Зимнего дворца выступят танцовщики Театра балета имени Леонида Якобсона, чемпионы мира по танцевальному спорту – команда формейшн «Вера» из Тюмени и Танцевально-спортивный клуб «Дуэт» из Перми, шоу-балеты «Антре» и «Триумф», команда по художественной гимнастике Московской школы олимпийского резерва «Север».
За время концерта артисты сменят 275 оригинальных костюмов. Трансляция шоу будет вестись на большие экраны. Общая площадь всех видео-полотен — свыше 700 кв. метров. Организаторы «Классики на Дворцовой» приготовили для зрителей – грандиозный подарок – уникальную световую сценографию и принципиально новое решение в организации аудио-покрытия Дворцовой площади. А это значит, что шоу будет еще зрелищнее, а качество звучания – лучше.
«Классика на Дворцовой» проходит при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Концерт состоится 31 мая 2024 года в 21:30. Вход для зрителей на Дворцовую площадь свободный и будет осуществляться со стороны Дворцового проезда и Певческого моста. Информация о проекте «Классика на Дворцовой» — на официальном сайте.
Пресс-служба Dance open