
В начале апреля в музее Скрябина в Москве состоялся сольный концерт известного итальянского пианиста Антонио Ди Кристофано. Помимо нескольких сольных концертов в столице, пианист также провел мастер-классы для студентов Академии имени Гнесиных.
Ди Кристофано известен не только как музыкант, но и как организатор и руководитель Международного конкурса пианистов имени Скрябина, председатель Международного Скрябинского общества в Италии. Этой осенью в Сан-Ремо состоится Международный фортепианный конкурс русской музыки, организатором и членом жюри которого также является Антонио. После концерта мы пообщались с пианистом о музыкантах прошлого, конкурсных неудачах, вдохновении и русской душе.
— Антонио, вы организатор и руководитель Международного конкурса пианистов имени Скрябина, председатель Международного Скрябинского общества в Италии. Чем вас так привлекает этот композитор? Что в его музыке для вас наиболее ценно и интересно?
— Я очень взволнован скрябинским языком… В течение всего нескольких лет (Скрябин умер очень молодым) его опусы были такими разными.
Первые сочинения по музыкальному языку напоминают Шопена, произведения среднего и позднего периода похожи на картины, полные красок, полные разных эмоций. Наверное, большой контраст эмоций — действительно самое интересное, что я нахожу в его музыке.
— Как произошло ваше знакомство с музыкой Скрябина? Помните «первую встречу» с композитором?
— Я познакомился с музыкой Скрябина в 16 лет, благодаря моему профессору. Маэстро Антонио Баччелли был великим пианистом и педагогом, и он познакомил меня со Скрябиным через Прелюдию соч. 11.
— С чьих записей или живых исполнений вы бы посоветовали открыть для себя музыку композитора? Кто ваш фаворит в интерпретациях его сочинений?
— Прежде всего, с записей Софроницкого. Также я высоко ценю некоторые выступления Горовица и Бермана.
— Среди любимых интерпретаторов Скрябина вы назвали пианистов XX века, и многие исполнители считают своими кумирами именно музыкантов прошлого. Как думаете, чему пианистам настоящего стоит поучиться у пианистов прошлого?
— Сегодня техника игры на фортепиано намного выше, чем раньше, но порой исполнители теряют качество звука, фразировку, поэзию! Позвольте мне назвать замечательного пианиста, который выиграл конкурс Скрябина примерно 10 лет назад, Федора Амирова. Для меня в музыке Скрябина он — действительно гений.

— В Москве, помимо сольных концертов, вы также провели мастер-классы для студентов Гнесинской академии. Кстати, мастер-классы часто можно увидеть в вашем концертном графике. Чем вас привлекает этот вид работы?
— Студенты Академии имени Гнесиных очень серьезно и хорошо подготовлены. В России, как и в Китае и Азии, я узнал, как студенты подходят к урокам фортепиано и к репертуару — всегда с уважением и любовью.
— Вернемся к Конкурсу пианистов имени Скрябина, который недавно прошел в Гроссето. Каким вам запомнился конкурс? Что стало самым большим впечатлением и вдохновением лично для вас?
— На последнем конкурсе Скрябина мне было немного грустно, потому что я считал, что первую премию нужно отдать молодому российскому пианисту Кириллу Роговому. Да, я знаю, что концерт Рахманинова в финале был немного медленным и слишком «контролируемым», но остальная часть репертуара была исполнена на первую премию. Но в жюри девять человек, и 7 моих коллег решили не присуждать первую премию…
— Вопрос к вам как к члену жюри. Что для вас является самым сложным в оценивании исполнения талантливого пианиста? С какими дилеммами порой приходиться столкнуться?
— Для меня оценивать выступления очень легко… Моя оценка на 99% зависит от эмоций, полученных от исполнения!
Конечно, стиль, соблюдение нотного текста и отсутствие большого количества ошибок очень важны, но в первую очередь мне нужно получить эмоции в своем сердце!

— Далеко не всегда даже очень талантливые музыканты сразу получают признание и премии (даже не доходят до финала) на конкурсах, а ведь именно от музыкальных состязаний сегодня во многом зависит будущая карьера. Что бы вы пожелали музыкантам, которым из раза в раз не везет на конкурсах?
— Сложный вопрос… Конкурсы важны для начала карьеры, и если музыкантам долго не удается «пробиться» на конкурсах, возможно, у них недостаточно таланта? Или, может быть, лучше сменить учителя? Случается, что репертуар был выбран неподходящий…
— В октябре 2025 года в Сан-Ремо пройдет Международный фортепианный конкурс русской музыки. Расскажите о нем.
— Конкурс Сан-Ремо — очень красивый конкурс. Великолепный Steinway на сцене, суперпрофессиональный оркестр (государственный оркестр очень высокого уровня), не так много участников, как правило, из-за времени проведения.
Вероятно, конец лета не самое подходящее время для организации международного конкурса, но Фонд Сан-Ремо решил сделать так. С удовольствием приглашаю хороших пианистов присоединиться и подать заявку. Хочу назвать последних победителей музыкального состязания: Лопатинский, Хандогий, Кузнецов, Коннов и Соколовский!

— О русской музыке часто говорят, что она наполнена широкой русской душой, которую порой очень сложно постичь зарубежным исполнителям. Каков ваш подход к исполнению русской фортепианной музыки?
— Я впервые посетил Россию 25 лет назад, и у меня до сих пор много русских друзей… Когда я в России, я чувствую себя как дома, и, наверное, у меня в крови уже есть что-то русское (смеется).
— Весна, Москва. Музей Скрябина и разговоры о прекрасном. Чего бы вам хотелось пожелать нашим читателям, которые, безусловно, являются большими поклонниками классической музыки.
— Я хотел бы сказать им, чтобы они не останавливались на достигнутом, продолжали вдохновляться Музыкой, множеством прекрасных вещей, которые окружают каждого из нас. И надеяться на Новый Мир, основанный на дружбе, мире, любви и уважении ко всем народам планеты. Я люблю русский дух и душу.
Беседовала Татьяна Плющай