Мы опросили 40 человек — музыкантов, дирижеров, композиторов, певцов, преподавателей, чтобы узнать, как они проводят время в самоизоляции. Узнали, чем они заняты и как отреагировали на отмену концертов.
А заодно поинтересовались, как, по их мнению, карантин отразится на будущих выступлениях и финансовом состоянии.
«Просил у высших сил дать мне возможность запереться дома на пару месяцев, чтобы писать музыку»: чем заняты музыканты на карантине
Максим Емельянычев, главный дирижер оркестра Il Pomo d’Oro
«Рассматриваю этот период, как время, которое можно хорошо инвестировать. Читать, слушать хорошую музыку, заниматься на инструменте, заниматься с ребенком — есть много вещей, до которых не доходили руки.
Нужно радоваться тому, что появилось время взглянуть на мир по-другому, не с точки зрения гонки за концертами».
Алексей Стеблев, виолончелист «Нового Русского Квартета», сооснователь просветительского сервиса Way2Art, автор и ведущий видео-подкастов «Ауфтакт»
«Я мечтал о том, чтобы лежать и ничего не делать, но пока это не получается: есть много занятий и такое ощущение, что у меня гораздо меньше свободного времени, чем до карантина.
Работаем над продолжением нашего проекта „Ауфтакт“, в котором мы рассказываем о разных музыкальных произведениях. Только что закончили выпуск первого сезона.
В один момент решил в приказном порядке устроить себе выходной и разобрался со старыми инструментами на балконе — это единственное, что я сделал в бытовом плане».
https://www.classicalmusicnews.ru/news/auftakt-dlja-slushatelja/
Сергей Полтавский, альтист, основатель фестиваля «Viola is my life»
«Я вообще на карантине нахожусь с 10 марта, потому что сам в это время приболел и пока лечил ОРЗ, уже ввели ограничения.
Казалось бы, вот куча времени, но его всё равно нет, потому что я, кроме игры на альте, ещё занимаюсь электронной академической музыкой и столько накопилось вещей, которые требовали внимания, были отложены.
А сейчас у меня полное погружение, эксперименты, которые давно хотелось провести».
Елена Ревич, скрипачка, заслуженная артистка России
«Я, наверное, человек, который больше всех доволен карантином, потому что для меня это возможность побыть без какого-то графика, побыть в тишине.
Никакого расписания мы с дочкой не придерживаемся. И вообще это прекрасная возможность какие-то вещи пересмотреть. Никуда не торопиться.
Не понимаю, почему у многих возникает страх, что если выпасть из жизни на месяц или полтора, это что-то разрушит. Мне кажется, мы настолько были перегружены информацией и бесконечным стремлением быть как можно больше в социуме, куда-то успевать, кому-то что-то доказывать. И когда социальная активность упала, многие чувствуют тревогу.
Ну, я человек ленивый, мне сейчас очень хорошо. Не могу сказать, что я скучаю по общению. Хотя, если это затянется на полгода, это другое дело».
Антон Лубченко, композитор, художественный руководитель и дирижер Сочинского симфонического оркестра
«У меня был юбилей и внушительные концертные планы, но жизнь внесла свои коррективы: провел свой день рождения за написанием своей оперы, что тоже не так плохо. В любом случае, никогда не унывает тот, кому есть чем заниматься.
Как композитор, я всю эту ситуацию воспринимаю спокойно. Сейчас пишу оперу для театра немецкого города Регенсбург в Баварии: они в 2015 году уже ставили моего “Доктора Живаго”, а сейчас — заказ на новую оперу по роману Евгения Замятина “Мы”.
Антон Лубченко: «Я стараюсь писать такую музыку, которую мне было бы интересно слушать самому»
Премьера планируется в январе 2021 года, но срок сдачи музыки уже очень близко. Ещё месяц назад я находился в некоторой панике, так как понимал, что могу не успеть, сорвать контракт — очень много приходится дирижировать в разных городах, ездить, руководящая должность занимает немало времени.
Помню, как взмолился к высшим силам, чтобы подарили мне какую-нибудь болезнь, либо ещё что-то, чтобы можно было просто запереться дома и писать! Вот, видимо, меня услышали (смеется). Теперь надеюсь всё сдать в срок.
Также в этот период занимаюсь монтажом концерта, который мы записали с Сочинским симфоническим оркестром накануне того, как уйти в вынужденный отпуск. Это будет телевизионный проект — несколькими камерами мы сняли на плёнку Пятую симфонию Чайковского и Двенадцатую симфонию Шостаковича, осуществили многоканальную запись звука.
Для нашего оркестра и для Сочи вообще это будет первый классический проект такого рода и первая профессиональная видеозапись».
Василий Ладюк, баритон, приглашенный солист Большого театра
«Музыкой не занимаюсь, за выступлениями коллег не слежу. Потому что, если честно, в жизни классической музыки очень много и сейчас мне хочется голову отключить.
В течение всего сезона для отпуска удаётся урвать буквально 2-3 недели. Времени катастрофически на отдых не хватает, теперь вот наверстываю упущенное».
Даниил Австрих, скрипач, дирижер, доцент Высшей школы музыки в Кельне и Мастерской скрипичного искусства в Москве
«Я проводил бесплатные мастер-классы онлайн. У меня по 30 человек сидели в Zoom. Я делал неделю с другими странами, потом неделю с Россией.
Занятия со студентами в Германии начнутся только через несколько дней. А я не могу, когда во мне сидит информация — мне хочется ей поделиться, она меня начинает грызть. Поэтому я написал в Фейсбуке, что первых 10 скрипачей, кто отметится, я возьму на бесплатный мастер-класс. В результате я выбрал 11.
Это открытые встречи и все другие музыканты, кто хочет, могли присоединиться и послушать. В последний день занятий у меня была конференция с Алексеем Стадлером и Мариком Бушковым, которым я задавал вопросы как интервьюер».
Роман Минц, скрипач
«Занимаюсь детьми, потому что мы всё время дома, и книжки читаю, больше ничем не занимаюсь.
Естественно, ничего в этом нет хорошего для нас. Но поскольку мы ничего сделать не можем, остается принимать ситуацию как есть».
Михаил Хохлов, директор МССМШ имени Гнесиных
«Люди, с которыми связаны по долгу службы, они стали бережнее относиться. Если на работе ты за один день контактируешь с сотней людей, то сейчас это 4-5 человек. И это принципиально другой вариант взаимодействия.
Для меня это положительная ситуация, потому что я могу сконцентрироваться на творческих вещах. Несмотря на то, что ситуация это трагическая, точнее, драматическая».
Карэн Шахгалдян, скрипач, трио имени Хачатуряна
«Чем занимаюсь? Честно скажу, ваньку валяю. Хотя как раз сегодня засел и придумал три новые программы.
То есть я вроде и плюю в потолок, но делаю это интеллектуально. Смотрю кино, которое я очень люблю, с детьми занимаюсь — у них же сейчас онлайн-школа, занимаюсь со своими учениками.
Но на самом деле действительно отдыхаю, потому что февраль у нас с трио был очень насыщенный — 17 концертов. И соглашусь с Лёшей Володиным, который сказал, что по крайней мере через пару месяцев все музыканты будут играть лучше, потому что очень большое количество времени для этого освобождается.
Как сказал другой мой знакомый, после этого карантина мы действительно проверим, кто настоящий интроверт, а кто просто прикидывался эти годы.
Мне везде хорошо. Я себя комфортно чувствую в больших компаниях и тусовках, и в одиночестве. Я, наверное, в одиночной камере смогу сидеть и мне сильно плохо не будет».
Полина Осетинская, пианистка
«Осуществилась мечта — я никуда не езжу, сижу дома с детьми, я правда не думала, что мечта будет в такой форме вынужденной. Будьте, как говорится, осторожны в своих желаниях.
Дети немного отвыкли от рабочего ритма, но сейчас начинается школа, и пока не совсем понятно, как их вернуть в этот ритм обратно.
Собираюсь навести порядок: разобрать по папкам ноты и найти педаль от айпада, которую не могу найти три года».
Петр Главатских, мультиинструменталист
«Прежде всего я играю на ударных, а потому для меня изоляция — это нормально (смеется). Потому что исполнитель на ударных в симфоническом оркестре или в оркестре оперного театра, он всегда сидит сзади, а вот играет не всегда. Бывает, что ты играешь только в первой части и в третьей, а во второй тебя вообще нет. Вот тебе и самоизоляция.
Я долго думал, чем заняться в моменты, когда не играю — читать на репетициях и на выступлениях я не смог себя приучить, я сидел и думал: „Что же я здесь делаю?“
Теперь я понял — это же я сам себя изолировал! Так что у меня это большой опыт, навеянный оркестрами».
Екатерина Губанова: «Кто знает? Может, придется просто булочную открыть»
Михаил Шиленков, солист Большого симфонического оркестра имени Чайковского
«Признаюсь, большую часть времени занимает лежание на диване.
Есть ученики, которые присылают видео — их надо разбирать, записывать ответы.
Также мы получили все партии на конец сезона-начало следующего. Как концертмейстер группы я должен всё это разобрать и отослать ребятам.
Что-то мы вообще ещё не играли, нужно выяснить, что это за произведение».
«Известие об отмене концертов застало нас на Сахалине, откуда мы не могли вылететь из-за урагана»: как отреагировали на отмену концертов
Ирина Долженко, народная артистка России, солистка Большого театра, доцент РАМ имени Гнесиных
«Мы с Берлинским оркестром записали оперу „Сельская честь“ Пьетро Масканьи и 4 апреля должна была быть презентация, концерт в филармонии. И это самое обидное, что отменилось, потому что спектакли всё равно восстановятся, а сделать презентацию вновь очень сложно. Особенно с таким оркестром, у которого всё расписано на годы».
Михаил Шиленков, солист Большого симфонического оркестра имени Чайковского
«Отменились два очень важных концерта для оркестра: в июне должны были выступать в Сочи в Парке науки и искусства “Сириус” и отменились гастроли в Японии. Для Владимира Ивановича [Федосеева] Япония — это важно, потому что там публика очень любит русскую музыку».
Василий Ладюк, баритон, приглашенный солист Большого театра
«У меня отменился дебют в Большом театре — спектакль „Бал-маскарад“. Он должен был состояться в конце марта.
Новости я получил аккурат в тот момент, когда закончил заниматься со своей пианисткой. Мы практически поставили точку с подготовкой. Посмеялись над собой и сказали, хорошо, что мы узнали об этом уже после того, как закончились занятия!
А что это ненадолго — таких иллюзий у меня нет, я реалист и понимаю, что скорее всего через месяц это тоже не закончится».
Артем Дервоед, гитарист, основатель фестиваля «Виртуозы гитары»
«18 марта должен был начаться наш грандиозный фестиваль „Виртуозы гитары“ в Зале Чайковского. Я прилетел в Москву из Сочи 16 марта и сразу же из самолёта поехал на репетицию с оркестром.
Часов в 16-17 было объявлено, что больше 50 собираться нельзя, то есть фестиваль послезавтра не может состояться. Один из артистов уже летит в самолёте из Бельгии, остальные на низком старте. На какие-то концерты почти все билеты проданы, а это полторы тысячи мест на каждый!
Фестиваль в этом году мы отменили и принесли всю программу на 2022 год, а программа фестиваля 2021 остаётся без изменений.
Мне кажется, что часть публики будет и дальше бояться, потому что у страха глаза велики. Будет обливать себя с ног до головы средствами дезинфекции и не пойдёт в массовое скопление людей.
У кого-то после карантина просто не будет денег. А кто-то, наоборот, настолько соскучится, что не будет вылезать из концертных залов.
Но раскачивать придется не только публику, раскачивать нужно будет вообще музыкальную индустрию. Непонятно, сколько это продлится, но мир уже не будет прежним».
Метрополитен опера прерывает сезон и оставляет оркестр без зарплаты
Полина Осетинская, пианистка
«Первый концерт отменился в Эльбской филармонии в Гамбурге, где я должна была выступать с Максимом Венгеровым 13 марта. За полгода все билеты были проданы. Я должна была туда вылетать 12-го и было уже очень тревожно, я до последнего не была уверена, что мы полетим.
За 3 часа до вылета я узнала о том, что концерт отменён, и, честно говоря, выдохнула с облегчением, потому что я боялась куда-то лететь этой ситуации.
Владимир Урин: “Предугадать страшно, что может быть, вплоть до разрушения театра”
Конечно, мы думали, что в конце апреля и майские-июньские концерты состоятся, но сейчас уже понятно и очевидно, что даже июньские могут быть перенесены.
Все может еще поменяться, но думаю, что полноценное планирование сезонов не начнется раньше осени. Конечно, никто не предполагал, что так всё закончится.
Дело в том, что ничего не закончилось. Это только самое начало и по моему убеждению карантин может продлиться не один месяц».
Антон Сафронов, композитор, преподаватель, музыкальный публицист
«Поначалу я воспринимал всё как очередную медиа-кампанию по формированию паники среди населения. (Сколько уже всего этого было, особенно на Западе: “миллениум”, “птичий грипп”, “коровье бешенство”, “атипичная пневмония”, “глобальное потепление” и т. д. и т. п.!) В наше время средства массовой информации дошли до таких степеней цинизма, что, будучи уже не раз обманутым, перестаёшь верить чему бы то ни было — как эзоповскому мальчику, кричавшему каждый раз “волки!”.
Но потом сообщения об умерших от вируса, вести от друзей с Запада, сообщения в соцсетях от заболевших лично знакомых мне людей заставили меня отнестись к ситуации всё же серьёзнее.
Я пообщался со знакомым врачом-реаниматологом, который дежурит на карантинах в Шереметьево. Он обрисовал мне весьма тревожную картину и велел сидеть дома.
Сейчас я понимаю: происходит нечто весьма тревожное. Но только не пойму пока, что хуже: сами причины тотального карантина (эпидемия) или социальные последствия, к которым он неизбежно приведёт».
Алексей Богорад, дирижер Большого театра, лауреат международных конкурсов
«Если честно, в начале я в это вообще не верил. Хотя знал, что в Китае уже перекрыты города, и даже когда начали отменять концерты в Европе, я как-то спокойно это воспринял. Мне не показалось, что это что-то серьёзное.
Но спустя две недели за какой-то минимальный срок у нас отменилось вообще всё.
Мою работу с Уральским симфоническим оркестром карантин застал на последних репетициях. Для меня это был такой внезапный стоп-кран».
Александр Яковлев, пианист, лауреат международных конкурсов
«Когда стали отменять концерты, я подумал, что Бог послал музыкантам время для того, чтобы заняться самообразованием, больше читать. Быть готовым к следующему творческому рывку. Может, на нашем веку, в постоянной гонке, не будет ещё такой возможности.
Подумываю вернуться к композии и, пока есть возможность, написать свой фортепианный концерт»
Роман Минц, скрипач
«У меня никаких иллюзий не было, потому что я видел, как это происходило в других странах и сразу стало понятно, что это надолго.
Когда стали отменяться концерты, это не было неожиданностью. Наоборот, я в некотором смысле успокоился, что у нас в России тоже что-то делается, потому что мне казалось, что нам неизвестна реальная ситуация и что наша благополучная ситуация — кажущаяся».
Антон Гришанин, дирижер Большого театра, заслуженный артист России
«Известие о карантине застало нас на генеральных репетициях в Большом театре — мы готовили премьеру вечера одноактных балетов (Танцемания, Made in Bolshoi (Сделано в Большом), Времена года – прим.ред.).
Закончили репетиции и уже после этого расстались».
Елена Ревич, скрипачка, заслуженная артистка России
«Концерты у меня отменились до июня, дальше не знаю. Но началось все фантастически.
Когда начались отмены, я в этот момент была на Сахалине и мы не могли оттуда вылететь, потому что там начался ураган! Потом мы всё-таки прилетели, но мне стало всё равно ясно, ситуация серьезная и скоро все концерты закончатся и надолго.
Но у меня нет каких-то особых переживаний. Я надеюсь, что когда-то всё вернётся. У меня нет желания непременно прямо сейчас выйти на сцену и играть».
«Волка ноги кормят, а музыканта — концерты»: прогнозы
Алексей Волков, солист оркестра Большого театра, заведующий кафедрой «Духовые и ударные инструменты» ГМПИ им. Ипполитова-Иванова
«Я боюсь, что столько, сколько потеряет классическая музыка за эти полтора месяца, мы будем наверстывать еще долго. Причем не только у нас, но и в общей мировой культуре. И я сейчас не только про финансовую сторону дела.
Есть слушатели, которые привыкли ходить в определённой концертный зал, на концерт определенного оркестра. А сейчас они этого лишились. И человек понимает, что без этого вполне можно жить. Как мы сейчас живём без Большого зала консерватории, без Большого театра, без Дома композиторов.
Человек ко всему привыкает».
Денис Власенко, дирижер
«Думаю, что разгон будет довольно долгий. Всё вернётся не сразу и проблема уже даже не в том, что отменяется концерты, которые сейчас на время эпидемии были запланированы, а то, что отменяется мероприятия следующего сезона.
Насколько я знаю, например в Лионе отменили оперу „Садко“ Большого Театра в постановке Дмитрия Чернякова, которая была запланирована на 2021 год. Это связано с тем, что театры тоже понесли убытки и бюджет сильно урезан — то есть они сокращают постановки в принципе в сезоне.
Мне кажется, что всё в ближайшее время станет более скромным. Чтобы набрать прежний жирок, пройдет, возможно, не один год.
Но за границей ситуация еще хуже, там театры сильно зависят от спонсоров. В Америке, например, вообще все театры зависят от меценатов. Метрополитан распустил до следующего сезона оркестр и хор, потому что они не могут их содержать. Они это сделали, чтобы люди получили пособие по безработице, предполагается, что потом их возьмут обратно.
В России те, кто работают в оркестрах, находясь на карантине все же получают зарплату».
Максим Новиков, альтист
«Я боюсь, что ситуация с коронавирусом выбьет средний класс из седла. Я имею в виду средний класс не с точки зрения качества их труда, а с точки зрения оплаты. Потому что их гонорары зависят от концертов, которых сейчас нет. А при этом семьи и кредиты, по которым нужно платить, остались.
Легче тем, кто сидят в оркестрах, может они получают меньше, зато их работа стабильнее.
Но всё зависит от того, насколько это надолго. Если месяца на три-четыре, то может произойти что-то ужасное. Так что прогноз плохой, для меня по крайней мере.
А вот с точки зрения планеты, наверное, это хорошо. Потому что мы так давно ее уничтожаем, что она должна была на нас уже обидеться. Человек всё время думает, что он самый главный, но… нет».
Максим Новиков: «Настоящие творческие всплески случаются только в империях»
Антон Сафронов, композитор, преподаватель, музыкальный публицист
«Больше всего я опасаюсь, что кому-то из “работодателей” может очень понравиться сама идея перевода на постоянную “дистанционную” работу зависимых от них музыкантов — без постоянного трудового договора, твёрдых окладов и ставок.
Не секрет, что культурой (в частности, музыкальной “индустрией”) и образованием в наше время заведуют часто некомпетентные люди. (Вроде той юной чиновницы из Московского комитета по культуре, что взялась за “опрощение” музыкальных школ. Вы видели её выступления за роялем, которые ходили по YouTube? Это же классическая троечница!)
Таких чиновников и менеджеров сейчас много в России и на Западе. Их цели и задачи вполне ясны: давать как можно меньше, брать как можно больше. По максимуму экономить на своих затратах и по максимуму выжимать из людей, которые от них зависят.
Возможно, “онлайн-экономика” хорошо выручает в чрезвычайных ситуациях (как сейчас). Но в условиях мирного времени она превратит нашу жизнь в электронно-цифровой концлагерь. А опасность, что меры, объявленные временными, кто-то захочет сделать постоянными, на мой взгляд, велика. Наша задача этого не допустить.
Хотя, увы, люди и коллеги сейчас разобщены как никогда. Мы можем лишь завидовать солидарному рабочему движению начала ХХ века и винить себя за то, что тридцать лет назад позволили дать его дискредитировать в наших глазах сладким сиренам из всё тех же СМИ».
Александр Яковлев, пианист, лауреат международных конкурсов
«Как известно волка кормят ноги, а музыканта — концерты. Ударило, конечно, но с другой стороны, сейчас деньги никуда не уходят, посторонние расходы испарились. Немыслимая мечта — такие глобальные каникулы. Концерты ещё будут».
Михиал Шиленков, солист Большого симфонического оркестра имени Чайковского
«С тех пор, как все ушли на карантин, зарплата была и всё было выплачено в полном объеме. Я знаю, что какие-то коллективы отправили в отпуск вместо лета.
Но, как вы понимаете, жизнь типичного оркестранта в Москве — это не только работа в оркестре. Это лишь часть деятельности, очень многие играют ещё дополнительно в различных ансамблях, квартетах. И вот эта деятельность, конечно, накрылась, и у кого-то это немалая часть дохода».
Карэн Шахгалдян, скрипач, трио имени Хачатуряна
«Отсутствие концертов, конечно, большой удар с экономической точки зрения. Наша отрасль пострадала в первую очередь. Более того, я уверен, что даже если через месяц карантин закончится, музыканты и театры будут дольше выбираться из кризиса. Потому что любое мероприятие нужно рекламировать, промоутировать, готовить.
Лично я не голодаю и даже есть возможность помогать близким, но, безусловно, мы потеряли очень много, даже самые успешные».
Антон Лубченко, композитор, художественный руководитель и дирижер Сочинского симфонического оркестра
«В целом — смотрю на все оптимистично. Главное, чтобы мы все смогли сохранить не только наше здоровье, но и свои команды — команды коллег, партнеров, друзей, близких людей рядом.
И тогда, как в песне у Аллы Борисовны Пугачёвой — “И мы ещё споем”. Причём, достаточно скоро — уверен в этом!»
Материал подготовила Дженнет Арльт