Ансамбль скрипачей Большого театра выступил в обновлённом составе на Новой сцене.
Июльским воскресным днём у здания Новой сцены Большого театра особенно оживлённо. У входа толпится народ, поджидая друзей или спрашивая лишний билетик, в фойе почтенные дамы крутятся перед зеркалом, в буфете компании молодёжи и отдельные парочки выбирают между шампанским, коньяком и снова шампанским, в сувенирной лавке — энергичная возня, а в зале публика, шелестя программками, уже готова к началу концерта.
На сцене Ансамбль скрипачей Большого театра. Как сообщил ведущий — наследник и продолжатель традиций знаменитого Ансамбля скрипачей Большого театра СССР.
Слава коллектива, который был создан в 1956 году и которым восхищались Дмитрий Шостакович, Ирина Архипова, Геннадий Рождественский, для которого писали музыку Родион Щедрин, Арам Хачатурян, Евгений Светланов и другие видные композиторы, закатилась с первыми признаками перестройки, свой последний концерт они дали в конце 80-х.
В 2014 году ансамбль пережил второе рождение благодаря инициативе артиста оркестра Большого театра Игоря Свичкаренко. Десять лет коллектив выступал и репетировал, скрупулезно собирая тот материал, который остался ещё от советского периода.
Концерт 9 июля 2023 стал особенным: с этого сезона ансамбль получил официальный статус, а с ним все преференции коллектива Большого театра, прежде всего творческую и организационную поддержку.
Тот самый первый состав советская публика знала как «17 скрипачей, звучащих как единый организм», и по случайному совпадению в новом составе тоже 17 скрипок. Сегодняшние участники ансамбля также поражают изумительной синхронностью, совпадением эмоций и темпераментов и насыщенным плотным звуком.
Ещё одним приятным впечатлением стала разножанровая программа, часть которой — репертуар прежнего состава.
Художественный руководитель Ансамбля скрипачей Большого театра Александр Калашков:
«Очень мало осталось связей: кто-то из тех музыкантов ушёл из театра, кто-то уехал, кто-то в лучшем мире. А у них были замечательные обработки, которые делал тогдашний концертмейстер первых скрипок композитор Григорий Абрамович Заборов, там был огромнейший репертуар.
Игорь Свичкаренко проделал большую работу по восстановлению ансамбля, а с материалом помог Юра Манагадзе — в прошлом участник того, старого ансамбля. Он много сделал для сохранения нот, потому что это был один из ключевых моментов — восстановить репертуар в прежнем виде.
Сегодня он уже не в составе оркестра Большого театра, но он специально приехал на этот концерт и выступил с нами».
Первое отделение концерта, как вдох-выдох: лиричная «Цыганская мелодия» Дворжака и тревожный «Лесной царь» (Шуберт-Эрнст), протяжный романс «Как дух Лауры» Листа в исполнении солиста оркестра Большого театра, лауреата XVII Международного конкурса им. П. И. Чайковского Степана Бачевича и веселая полька из оперы «Проданная невеста» Сметаны.
Прелюдия Шопена ми минор в исполнении концертмейстера ансамбля Анны Гришиной прозвучала так проникновенно, что под конец публика казалось, перестала дышать, пытаясь протянуть звук последних аккордов. А после тенор Илья Селиванов поразил неаполитанской «Страстью» — песней на стихи Либеро Бовио.
Разогрев зрителей арией из «Бразильской бахианы» Вила-Лобоса (солистка Юлия Томина, соло на виолончели – Арсений Котляревский и Михаил Калашников), ансамбль завершил первое отделение энергичной «Наваррой» Сарасате.
Александр Калашков:
«Хотелось сохранить тот дух ансамбля, который предполагает коллективное творчество. Чтобы каждый почувствовал себя не просто членом коллектива, который выполняет чью-то волю.
Здесь нет дирижёра, эмоции должны исходить из нас. Мало играть ноты, мы должны выплеснуть впечатления. Они совершенно разные, это испанские, румынские песни, русская музыка, романтики. Конечно, нам, специалистам, слышны были какие-то недостатки, над которыми мы будем дальше работать, но мне кажется, этот первый опыт был очень продуктивный».
Второе отделение было отдано русским композиторам. Здесь были и «Ночь на Лысой горе» Мусоргского, и музыка из балета Глазунова «Раймонда», и «Серенада Дон Жуана» Чайковского, и «Полёт шмеля» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Когда Юлия Томина спела романс Рахманинова «Здесь хорошо», казалось, можно было поставить точку, чтобы закончить концерт на высокой ноте и оставить слушателей витать в возвышенном воодушевлении, но шквал аплодисментов прервался почти плясовой композицией румынского композитора-скрипача Григораша Динику «Хора стакато» с солирующей трубой Степана Бачевича. Короткое представление всех музыкантов, «Застольная песня» из «Травиаты» и «Мартовский хоровод» Динику на бис.
Александр Калашков:
«Если ты играешь только репертуар, который есть в театре и концерты, это всё замечательно, но этого мало для творческого роста. Необходимо какие-то и другие формы для взаимодействия, поэтому работа над Ансамблем много даёт всем нам. По укреплению навыков совместного музицирования, пониманию чувства контакта с другими людьми, которые, может быть, сидят на расстоянии десятка метров от тебя, но надо играть вместе с ними.
Тут возникают немножко другие задачи и они все идут нам на пользу. Ансамбль — это открытое звучание, когда не за кого спрятаться. Мы много репетировали все вместе, в индивидуальном порядке, втроём-вчетвером, чтобы играть чисто, играть точно. За этим стоит много труда».
Говорят, самая большая опасность для музыканта — творческая инерция, когда план репетиций и выступлений не оставляет времени, сил и вдохновения для профессионального развития.
В новом сезоне Ансамблю скрипачей Большого театра предстоит работа над репертуаром, участие в фестивалях и концерты на Исторической сцене. Этих событий публика уже ждёт — судя по комментариям на выходе, у оркестра сформировалась своя лояльная аудитория.
Дженнет Арльт