Вторая часть материала, в котором мы спрашиваем, чем музыканты заняты во время карантина. Заодно пообщались на тему стримингов и онлайн-трансляций.
Как выяснилось, мнения на этот счет могут быть разными.
«Сколько можно готовить? Сколько можно есть?»: чем заняты музыканты на карантине
Александр Тростянский, скрипач, профессор МГК имени Чайковского, заслуженный артист России
«Вволю занимаюсь на инструменте, потому что в обычной жизни на это никогда не хватает времени. Студенты затаились, а значит высвободилось время для самого лучшего занятия».
Риад Маммадов, пианист, лауреат международных конкурсов, музыковед
«Иногда в искусстве необходимо взять таймаут чтобы понять, туда ли мы движемся, чего действительно хотим. Об этом я думаю.
Сейчас я стараюсь услышать, какая музыка может определить наше будущее, опираясь на исследования прошлого. Последние несколько лет занимаюсь изучением искусства мугама и работаю над этим направлением».
Антон Прищепа, кларнетист, композитор, заведующий отделением духовых и ударных инструментов МССМШ им. Гнесиных
«На самом деле у меня такое огромное количество непрочитанных книг, непросмотренных фильмов, непрослушанной музыки, и музыки, которая ещё не написана (потому что я еще и композитор), и я понимаю, что даже то количество времени, которое высвободилось, – его всё равно не хватает.
Моя позиция всё-таки такова, что нарушение рамок привычного — это один из главных двигателей развития человека вообще.
Если же для нас нарушение привычного хода вещей — это какая-то катастрофа, то тут надо задать вопрос самому себе: является ли то, чем ты занимаешься, просто привычкой или все же это то, что приносит радость.
Творить можно в любой ситуации. Самый мрачный пример — мы все знаем, что даже в концлагерях композиторы умудрялись сочинять и даже играть премьеры своих сочинений. Я не провожу аналогии, я просто к тому, что даже в самых ужасающих условиях, в патовой ситуации можно найти источник вдохновения».
Александр Бузлов, виолончелист, лауреат международных конкурсов, преподаватель МГК имени Чайковского
«Есть такое выражение “я в стол не занимаюсь”. Но я всё равно стараюсь делать какие-то записи, выкладывать записи, занимаюсь своим Фейсбуком.
Поддерживаю себя в форме — у меня беговая дорожка, бегаю, потому что я люблю быть в тонусе. Все-таки игра на виолончели требует физической подготовки.
Боюсь, что это всё продлится до лета, может больше, потому что Европа давно на карантине и ещё не собирается оттуда выходить.
А вообще мне кажется, что карантин сблизил людей. Во всяком случае, я чаще начал общаться через всякие мессенджеры с людьми, с которыми уже потерял связь».
Антон Сафронов, композитор, преподаватель, музыкальный публицист
«Не могу пока сказать, что мой образ жизни радикально изменился. Разве что давно уже не видел людей, с которыми планировал пообщаться в эти дни, обсудить совместные планы, поиграть в четыре руки.
В последние годы я заделался домоседом (если не считать частых перелётов из Москвы в Берлин и обратно!) и пока не сильно страдаю от вынужденной изоляции. В Германии сейчас каникулы, а в Мерзляковском училище (где я веду курс “Музыка ХХ века”) нас уже перевели в режим дистанционного преподавания.
Продолжаю надеяться на “домашнее время”, чтобы начать новое сочинение. Но не доходят руки. “На дому” из-за дистанционки множество времени и сил отнимает писанина, которая выросла в разы. Это лишняя нагрузка видами деятельности, после которых труднее услышать музыку в себе и начать её записывать. Так что смотрю фильмы на YouTube и слушаю музыку других композиторов.
Пожалуй, могу поставить себе в заслугу, что в эти дни я стал слушать её по-другому, чем в последнее время: больше пропускать звучащее через себя, “здесь и сейчас”. Хоть это и не “болдинская осень”, но какая-то польза от карантина!»
Ирина Долженко, народная артистка России, солистка Большого театра, доцент РАМ имени Гнесиных
«Честно, безделье уже надоело. Поэтому приходится шить, вязать. Я люблю делать что-то своими руками, вкусно готовить. Но сколько уже можно готовить. Сколько можно съесть (смеется). Жаль, что нельзя ремонт сделать.
Хочется уже нормального общения, вживую все проще».
Александр Яковлев, пианист, лауреат международных конкурсов
«Любопытный получился опыт! В годы обучения мой профессор говорил: “Александр, тебе нужно как-нибудь взять сейчас и не поехать на несколько концертов, чтобы играть ещё лучше”.
В режиме самоизоляции можно полноценно заниматься, выучить новую редкоисполняемую музыку, которую хотелось бы сыграть, например, Первый концерт Глазунова. У меня запланировано с этим сочинением выступление 21 мая. Не знаю состоится или нет, но если нет, я все равно выучу этот потрясающий концерт.
Сейчас в работе также Второй концерт Метнера, самобытная музыка, как-то незаслуженно задвинутая на второй план. Хотя (с моей точки зрения) достойная внимания, также, как и сочинения Рахманинова. Гигантское количество работы!»
Алексей Богорад, дирижер Большого театра, лауреат международных конкурсов
«Я рад, что у меня появилось больше возможностей проводить время с детьми. Мы стараемся планировать их день, благодаря этому мой день тоже спланирован. Ещё у нас дома ремонт, так что скучать не приходится.
Но без любимой работы очень тяжело и моя супруга балерина Анастасия Горячева тоже сейчас без выступлений. В этом смысле присутствуют расстройство и опасения, насколько долго это продлится. Но будем надеяться, что вскоре всё изменится.
А что касается музыки, то дирижер может заниматься даже в самолете, в этом смысле я никак не ограничен карантином».
Артем Дервоед, гитарист, основатель фестиваля «Виртуозы гитары»
«Как только ввели карантин, я сразу же уехал к себе в загородный дом. Для меня в моём времяпровождения нет никакой разницы, кроме отмены концертов и того, что огромному количеству людей скучно и они считают нужным позвонить, написать — телефон просто разрывается от людей, жаждущих общения.
В целом это нормально, все переместились в интернет, просто тяжело обрабатывать этот какой-то резко возросший поток, когда есть друзья и знакомые почти во всех странах мира. Чувствую, что объём общения увеличился в разы.
Между тем всегда есть что выучить, нужно делать новую программу. В октябре у меня запланировано выступление в Техасе — концерт для гитары с оркестром популярного современного композитора Джоби Тэлбота».
Максим Новиков, альтист
«Я поставил себе на этот период задачу: хочу сделать запись тех произведений, которые давно ждут своего часа. Это будет новый шаг для меня и для альта. Выставлю потом на YouTube, iTunes и так далее.
Эти произведения должны быть прямо блестящими, и мне ничего не должно мешать. Это современные авторы — Роберто Ди Марино, Георг Пелецис (два каприса из 24, которые он мне написал лет 6 назад), Петерис Васкс, Айвар Калэйс, Тигран Мансурян.
Хотя жизнь переместилась в сеть, я комфортно себя чувствую в такой ситуации, я давно в интернете. У меня хорошо развивающийся YouTube-канал, люди мне пишут, присылают отзывы, спрашивают советов или просят ноты. То есть у меня всегда была насыщенная виртуальная жизнь, которая сейчас становится реальной.
Только я опасаюсь за здоровье родителей, а в остальном кайфую — сейчас наконец-то то время, когда не надо ни на что отвлекаться, и я сделаю то, что у меня давно висит».
Денис Власенко, дирижер
«На этом этапе я уже не учу в стол. У меня редко бывает, что я захотел что-то выучить просто так. С удовольствием разучу новое произведение, новую партитуру, но когда в этом будет необходимость. Микеланджело тоже свои шедевры делал именно под заказ (смеется).
Но и работать я сейчас не могу: солист может сесть за фортепиано, взять скрипку и позаниматься, чтобы держать форму, а мы, дирижеры, в этом отношении проигрываем. Нам нужен оркестр или хор. Мы даже онлайн-концерты не можем себе позволить».
«Мы играем концерты для кого: для публики, для Вселенной, для себя?» Об отношении к стримингам и онлайн-концертам
Александр Бузлов, виолончелист, лауреат международных конкурсов, преподаватель МГК имени Чайковского
«Мне позвонили из филармонии с предложением выступить в онлайн-концерте. Я, конечно, сразу согласился, и мы сыграли на второй день после Дениса Мацуева.
Ощущение было такое, что происходит что-то мистическое, но мы все равно воспринимали это как полноценный концерт. Я посмотрел счётчик, только на одном сайте на следующий день просмотров было около 70 000, плюс на YouTube и на моём канале – то есть, смотрели гораздо больше людей, чем поместилось бы в зале Чайковского!
На концерте мы играли малоизвестную сонату Бориса Чайковского, нам даже написали из Фонда Бориса Чайковского с благодарностью, это удивительно!
То же самое было с Транссибирским фестивалем — у них отказался иностранный виолончелист, а я не мог Вадиму [Репину] отказать. Буквально за ночь до вылета выяснилось, что можно проводить концерты не более 50 человек. Автоматически формат концерта поменялся на онлайн, но и это фантастический опыт.
Мне нравится позиция организаторов, что мы всё равно не останавливаемся, будем радовать публику. К сожалению, даже это сейчас невозможно».
Алексей Волков, солист оркестра Большого театра, заведующий кафедрой «Духовые и ударные инструменты» ГМПИ им. Ипполитова-Иванова
«Мы активно смотрим всей семьёй, но в основном старые записи, не связанные с сегодняшним репертуаром. Если театры сейчас начнут показывать спектакли сегодняшнего репертуара, то их очень трудно будет защитить от копирования.
Если Большой театр покажет балет “Нуреев”, то при сегодняшнем качестве видеоизображения вряд ли мы потом будем собирать такие аншлаги. Ну ладно, Большой театр соберет, но такого ажиотажа может и не быть.
Большой театр показал классические спектакли, которые есть в репертуаре сегодня, но обнародовали записи с артистами, которые давно уже не выступают, это правильно.
Что касается выступлений, мое мнение такое: для того, чтобы получилась музыка, нужны три составляющие — композитор, исполнитель и слушатель. Если какое-то из этих звеньев убрать, то музыки не будет. И выступление без зрителя — это то же самое, что играть в пустой комнате для звукозаписи, когда звук уходит в пустоту.
Я понимаю, что это мое консервативное мнение, но без реципиента никак».
Александр Тростянский, скрипач, профессор МГК имени Чайковского, заслуженный артист России
«Мы занимаемся музыкой для чего и для кого? Мы играем концерты для кого: для публики, для Вселенной, для себя? Думаю, всего понемножку.
Отклик публики — это важно, но и без него это всё равно событие. Для тебя концерт состоялся. Я говорю иногда своим студентам: даже если ты не выносишь на зачёт или экзамен какое-то произведение, ты должен для себя самого, пусть в классе, но сыграть его хорошо. И это будет финальная точка (ну, или точка с запятой) в изучении этого произведения, это событие.
Я думаю, что в случае концерта онлайн эффект сиюминутности важнее компромисса дистанционности. И то, что ты не видишь публику, что эти люди где-то там, у экранов своих мониторов, только обостряет ощущения. С одной стороны, а с другой это позволяет максимально сфокусироваться на исполняемом. Одни плюсы выходят!»
Алексей Стеблев, виолончелист «Нового Русского Квартета», сооснователь просветительского сервиса Way2Art, автор и ведущий видео-подкастов «Ауфтакт»
«Я считаю, что музыка не должна быть чем-то, что достается людям слишком легко. Что она откуда-то из каждого утюга вылезает и всё это бесплатно.
Музыка, как любой вид деятельности, должна оплачиваться, а человек должен что-то сделать, чтобы её получить. Как минимум, прийти на концерт. А лучше — что-то перед этим о музыке узнать. Поэтому мы делаем проект „Ауфтакт“. И тогда у слушателя больше шансов оценить и насладиться. То есть у него впечатление будет совсем другое.
Если слушатель приложил усилия, поинтересовался, потом пришёл на концерт, там увидел, какое количество труда и мастерства вкладывает музыкант, тогда слушатель понимает, что да, это серьезная вещь, я получил удовольствие, за это могу заплатить деньги и хочу это сделать снова.
Если музыка (театр и т. д.) появляется сама отовсюду, все бесплатно и без усилий, а иначе ах! — нас забудут, и мы будем не нужны, это, думаю, неправильный подход, он всё обесценивает.
Сейчас такое количество трансляций сыплется на тебя каждый день из всех источников что то, что ты должен воспринимать как драгоценность, как долгожданный подарок, воспринимается как спам. И это плохой результат.
С другой стороны, я знаю людей, для которых важна непрерывность процесса музыкального восприятия, которые регулярно и очень часто ходят на концерты. Не знаю насколько онлайн-трансляции удовлетворяют их жажду, об этом было бы интересно спросить этих людей. Думаю, их мнение по этому поводу интересней мнения музыкантов».
Михаил Шиленков, солист Большого симфонического оркестра имени Чайковского
«Мы конечно думали про онлайн-трансляции, особенно в тот момент, когда можно было собираться до 50 человек, но потом отказались. Технически это сложно, потому что нужны техники, звукорежиссеры и так далее. Тем оркестрам, у которых есть своя студия, например, Большому театру – им это сделать легче.
Что касается игры без зрителей, то я в этом проблемы не вижу — все профессиональные музыканты знают, что такое запись, и по сути это то же самое».
Антон Сафронов, композитор, преподаватель, музыкальный публицист
«Их [онлайн-концерты] я воспринимаю в первую очередь как проявление моральной солидарности между теми, кто играет в пустых залах, и теми, кто слушает их дома, сидя за компьютером.
И то, и другое происходит бесплатно: первые при этом не могут заработать себе на жизнь, а вторые, получается, безвозмездно пользуются плодами их труда. Но это проблема уже всей системы глобального капитализма, неспособного в чрезвычайных ситуациях включать принципиально иные механизмы заботы об обществе.
Что же касается творческого аспекта: пускай это суррогат взаимодействия артиста со слушателем, но в этих выступлениях всё равно присутствует серьёзное ощущение события («со-бытия») и сопереживания.
Для кого-то они действительно огромная моральная поддержка — например, для пенсионеров, которые и в «мирное»-то время не всякий раз могут позволить себе купить билет. Мне кажется, музыкантам это тоже очень важно: ощущение своей нужности и интерактивности своего творчества.
Я уже посмотрел таким образом выступления некоторых наших замечательных музыкантов, на которых всегда хожу с большим удовольствием. Но если честно, в эти дни я всё же по-прежнему больше слушаю музыку «записанную» (в ютюбе и на других сайтах), чем исполняемую вживую».
Максим Емельянычев, главный дирижер оркестра Il Pomo d’Oro
«Было приятно сыграть несколько онлайн-концертов и в зале Зарядье, и в зале Московской филармонии. Это были концерты камерной музыки (до того момента как не запретили встречаться более 50 человек).
Для меня онлайн выступление не впервые — когда мы с моим оркестром не могли поехать в Сантьяго из-за того, что там ввели военное положение, мы записали часть нашей программы и обращение к ним в пустом зале.
Это не было непривычным — эта ситуация знакома всем, кто когда-либо записывал диски. Ты ведь тоже играешь для публики, которая будет тебя слышать, но только позже, и ты должен выражать свои чувства, эмоции в момент записи. Не было непривычного ощущения выступать в пустом зале, потому что мы соблюдали все музыкальные ритуалы (поклоны, одежда и пр).
Обратную связь мы все равно получаем — в виде комментариев, личных писем, мне всегда это важно, значит все это не зря».
Антон Лубченко, композитор, художественный руководитель и дирижер Сочинского симфонического оркестра
«Сейчас многие перешли на формат онлайн-концертов — не могу сказать, что я это приветствую, по большому счёту. И дело не в самой идее, а в том, кто и как это проводит — вопрос в качестве итогового продукта.
Если это Московская филармония, имеющая на это все технические возможности для качественной передачи картинки и звука, конечно — здорово! Но когда этим начинают заниматься провинциальные залы, использующие дешёвые микрофоны (а то и вовсе без них!) в залах с плохой акустикой, на одну рабочую камеру или телефон — ничего из этого, кроме местечковой профанации, выйти не может.
В таких онлайн-концертах не то, что смысла нет, но они даже вредны — ведь многие в таком виде могут впервые услышать классическую музыку, отвернувшись от неё после этого навсегда!
Поэтому мы сами никаких онлайн-концертов проводить не будем: мы пошли другим путём, осуществив достойную запись и съёмку. Теперь завершим сведение и монтаж, как это делается во всем мире, и уж тогда не стыдно будет предлагать нашу интерпретацию Шостаковича и Чайковского слушателям…
Когда наш концерт в Зимнем театре отменили, мы сделали его запись [без публики].
По поводу ощущений: в пустом зале очень сложно играть. Когда сзади не чувствуешь публику, не ощущаешь спиной дыхание зала, когда нет эмоциональной обратной связи — никак не отделаться от ощущения, что находишься на какой-то затянувшейся репетиции.
Мы 6 или 7 раз начинали играть симфонию Чайковского заново, каждый раз я останавливал оркестр через несколько тактов — не мог словить необходимое ощущение драйва, от которого зависит и вдохновение, и творческий импульс.
Конечно, в итоге как-то мы все смогли перебороть настрой, но это действительно очень сложно. Надеюсь, что формат концертов без зрителей поскорее уйдёт в историю вместе с коронавирусом».
Роман Минц, скрипач
«Мне нравится этот эмоциональный оттенок, что люди как-то объединились, солидарны, несмотря ни на что. У меня особой потребности в трансляциях не было, потому что я смотрю очень много записей и когда мне что-то нужно, я просто это нахожу.
Онлайн-трансляции, конечно же, больше красивый жест, нежели музыкальное событие».
Максим Новиков, альтист
«Может, было слишком много музыкантов в последние годы… И, как это ни странно, это повлияло на качество. Но в обратную сторону.
90 процентов онлайн-концертов не стали для меня сюрпризом. И никому не стыдно. Вот что плохо.
Надеюсь, что длительная изоляция заставит некоторых из нас всё же заняться собой. Вернуть слушателям качество!»
Антон Гришанин, дирижер Большого театра, заслуженный артист России
«Я хорошо отношусь к онлайн-трансляциям, но всё же предпочитаю посмотреть какую-нибудь студийную запись».
Петр Кондрашин, виолончелист, концертмейстер оркестра Большого театра
«Когда ты смотришь онлайн-трансляцию, ты понимаешь, что человек сейчас вживую играет перед тобой, это такая акция солидарности.
У меня сестра — флейтистка, она живёт в Англии, и они тоже выступали онлайн и даже играли на улицах, когда еще можно было, чтобы показать свою сопричастность».
Артем Дервоед, гитарист, основатель фестиваля «Виртуозы гитары»
«Я участвовал в онлайн-концертах с самого начала, в “Домашних сезонах” Московской филармонии в первые дни. Мне кажется, это было интересно для публики, которая впервые открыла для себя, что классическая гитара это инструмент не дворовый и не бардовский, что это инструмент академический, благородный с богатым репертуаром.
Это проблема моего инструмента, что являясь изначально инструментом академическими, классическим, он не принят музыкальным сообществом как равный и достойный. И я рад, что один из первых вечеров онлайн-концертов предложили гитаре.
Что касается домашних онлайн-трансляций, у меня к этому двоякое отношение. С одной стороны, я считаю, что когда мы выходим на сцену, это должно быть эстетически красиво. Это важно для людей, которые ходят на концерты.
И второй момент, что никто за это не платит, то есть мы, музыканты, продолжаем заниматься своей работой, только абсолютно бесплатно. То есть, когда всё закончится и у меня будет концерт, я выйду на сцену с радостью и поделюсь со слушателями музыкой.
Конечно, сейчас приходит много запросов: Артём пришли что-нибудь, мы это выложим, люди должны видеть, что жизнь не остановилась. Скорее всего я это сделаю, но постараюсь подобрать какую-то презентабельную картинку.
Посмотрим, всё зависит от того, как долго это будет продолжаться».
Карэн Шахгалдян, скрипач, Трио имени Хачатуряна
«У меня должен был состояться концерт из Бетховенского цикла, но я не стал этого делать, потому что, во-первых, наш зал в Ереване не обладает достаточными техническими возможностями, во-вторых, это должен был быть камерный концерт и мне важна была публика в зале, а в виде трансляции я не хотел переводить его в формат вещания на Вселенную.
В принципе я нормально отношусь к онлайн-концертам, потому что есть большая аудитория, состоящая из людей, которые к концертам привыкли.
Хотя, если взять наш российский опыт, то выступали те, кто и так уже хорошо известен по стране и в мире. То есть это поддержка популярности, а не возможность новым, малознакомым публике именам выйти на миллионную аудиторию, что жаль.
Но в любом случае я всегда приветствую любое действие, чем бездействие».
Ксения Гамарис, лауреат международных конкурсов, обладатель спецприза жюри «Золотая Маска», преподаватель по классу камерного ансамбля и квартета МССМШ им. Гнесиных, первая скрипка Rusquartet
«Достаточно давно не смотрела онлайн-концерты.
У меня была возможность подписаться на архив Берлинской филармонии. И оттуда я конечно не вылезала и целый месяц, слушала бесконечно потрясающие записи дирижеров. Там мне было более интересно».
Риад Маммадов, пианист, лауреат международных конкурсов, музыковед
«В искусстве когда-то была высокая идеологическая надстройка и она каким-то образом всегда преодолевалась. А потом мы захотели быть „как все“. А как это — мы на самом деле не знали и не понимали. И поэтому взяли из этой рыночной экономики самое поверхностное „искусство“: огромный поток информации о стримингах, прямых эфирах.
Но самое главное в музыке — какой месседж несёт музыкант, а то, что я наблюдаю в соцсетях, — там очень много самолюбования и пыли в глаза.
Наверное, впервые на нашем веку такая ситуация и поддержка важна как никогда, как и солидарность, но с моей точки зрения, это всё должно быть отфильтровано. Должна быть какая-то цензура.
Онлайн-концерты в знаменитых концертных залах я приветствую, потому что это действительно высокое искусство и оно живет вместе со временем. Я, наоборот, не хочу слушать только старые записи! Мы слушали много во время учёбы в консерватории.
Мне интересно, как молодые профессиональные музыканты транслируют то, или иное сочинение сегодня. Каковы их взгляды, потому что время меняется. Как это отражается в интерпретациях тех или иных произведений и на сколько это убедительно — вот что действительно интересно. Я всегда за то, чтобы открывать новое.
Да, эти онлайн-концерты, возможно, играли без гонораров. Но я знаю своих друзей и себя, я знаю, что если это понадобится в будущем, мы всегда будем готовы поддержать наши концертные залы и пойти навстречу организаторам. Искусство бесценно».
Юрий Афонькин, альтист, концертмейстер оркестра Мариинского театра, заслуженный артист России
«25 января я с коллегами играл концерт камерной музыки Брамса в Концертном зале Мариинского театра. Зал был полностью продан, при этом велась онлайн-трансляция и нагрузка на сайте была такая, что он зависал — это мне техники сказали.
Эту трансляцию посмотрели больше ста тысяч человек — это же целый стадион! Такого количества слушателей не соберет ни один концертный зал. Но самое главное, что такой интерес вызвал концерт камерной музыки, которая в нашей стране обычно не привлекает столь же пристального внимания слушателей, как, например, выступления солистов или симфонические программы.
За последние два-три месяца это была не единственная онлайн-трансляция, в которой я участвовал — и сольно, и с оркестром. И всякий раз интерес был огромный. Поэтому я считаю, что онлайн-трансляции — дело хорошее.
Вместе с тем, по-настоящему сильные эмоции от концерта академической музыки можно испытать, только находясь непосредственно в зале. Все-таки концерт — это подобие таинства.
Я знаю, что сейчас, в дни изоляции, случился, можно сказать, бум онлайн-трансляций. Искренне поддерживаю своих коллег, которые принимают в них участие, но сам пока ничего подобного делать не планирую. Пользуясь таким случаем, хочется отойти от концертной гонки, побыть наедине с инструментом, может быть, сделать на нем что-то, что давно хотелось, но все не доходили руки.
А когда изоляция закончится, выйти на реальную, а не онлайновую сцену, увидеть зал, полный публики, и понять, как мы соскучились друг по другу».
Материал подготовила Дженнет Арльт