8 декабря 2021 организаторы объявили программу концертов XXIV фестиваля “Возвращение”, который пройдет в Малом зале Московской консерватории им. П. И. Чайковского с 10 по 16 января 2022 года.
Концерты фестиваля “Возвращение” пройдут 10 («Доля шутки»), 12 («Думы»), 14 («Первая любовь») и 16 («Концерт по заявкам») января 2022.
В соответствии с правилами, установленными МГК им. Чайковского, концерты фестиваля “Возвращение” можно будет посетить только при наличии QR-кода. В зале будут продаваться все места.
Держатели абонементов, у которых нет QR-кодов, будут иметь возможность сдать абонементы до начала фестиваля (10 января 2022 года).
Первый фестиваль камерной музыки «Возвращение» состоялся в январе 1998 года и с тех пор ежегодно проходил в рождественские дни в залах Московской консерватории. Январь 2021-го стал исключением — в условиях многочисленных противоэпидемических ограничений было принято решение фестиваль не проводить.
Устоявшийся формат фестиваля «Возвращение» – это четыре концерта, включающие шедевры камерной музыки, редко исполняемые произведения великих композиторов, российские и мировые премьеры отечественных и зарубежных авторов.
Традиционно одним из вечеров является «Концерт по заявкам», программа которого составляется с учетом пожеланий самих исполнителей. Три остальных концерта – тематические, и темы их всегда оригинальны.
Собранные в каждом из них по принципу коллажа сочинения образуют уникальный цикл с собственной внутренней драматургией. Она раскрывает заявленное название с точки зрения самых разных исторических, философских, стилевых, индивидуально-творческих аспектов, и дает каждому слушателю возможность увидеть глубинные взаимосвязи и пересечения художественных явлений, сделав на этой основе собственные выводы и открытия.
В 2022 году фестиваль пройдет при поддержке Союза композиторов России.
10 января 2022. «Доля шутки»
Сочинения юмористические или проходящие по разряду курьезов, забавных «безделиц», если пользоваться определением пушкинского Моцарта. Такие, например, как «Музыкальные шутки» Клаудио Монтеверди, «Юмореска» Александра фон Цемлинского или «Сатиры» Арнольда Шёнберга.
Клаудио Монтеверди (1567–1643). Три канцонетты из собрания Scherzi Musicali («Музыкальные шутки»)
Варвара Турова (сопрано), Анастасия Бондарева (меццо-сопрано), Елизавета Миллер (клавесин), Марина Катаржнова (скрипка), Софья Ковалёва (скрипка), Феликс Антипов (виола да гамба) и Ася Гречищева (теорба)
Эрик Сати (1866–1925). Embryons Desséchés («Засушенные эмбрионы»), три пьесы для фортепиано (1913)
Алексей Курбатов (фортепиано)
Адольф Шрайнер (?–?). Immer Kleiner («Все меньше и меньше»), юмористическая фантазия для кларнета и фортепиано
Михаил Безносов (кларнет), Ксения Башмет (фортепиано)
Хельмут Лахенман (р. 1935). Sakura mit Berliner Luft («Сакура и берлинский воздух») для саксофона, фортепиано и ударных (2008). Российская премьера
Виталий Ватуля (саксофон), Мария Немцова (фортепиано), Дмитрий Власик (ударные)
Антонин Дворжак (1841–1904). Три юморески для фортепиано, соч. 101 №№ 2, 4 и 7 (1894)
Варвара Мягкова (фортепиано)
Альфредо Казелла (1883–1947). Pupazzetti («Марионетки»), сюита для камерного ансамбля, соч. 27 (1915/1926)
Иван Бушуев (флейта), Павел Чередниченко (гобой), Михаил Безносов (кларнет), Андрей Шамиданов (фагот), Даниил Коган, Роман Минц (скрипки), Илья Гофман (альт), Ольга Дёмина (виолончель), Ксения Башмет (фортепиано)
Майк Гарсон (р. 1945). Юмореска для флейты и фортепиано
Мария Алиханова (флейта), Ксения Башмет (фортепиано)
Пауль Хиндемит (1895–1963). Ouvertüre zum „Fliegenden Holländer“, wie sie eine schlechte Kurkapelle morgens um 7 am Brunnen vom Blatt spielt (Увертюра к опере «Летучий голландец», прочитанная с листа курортным оркестром у фонтана в семь часов утра) для струнного квартета (1922–1925)
Роман Минц (скрипка), Даниил Коган (скрипка), Илья Гофман (альт), Арсений Безносиков (виолончель)
Александр фон Цемлинский (1871–1942). Юмореска (Рондо) для духового квинтета (1939)
Мария Алиханова (флейта), Алексей Савинков (гобой), Михаил Безносов (кларнет), Егор Булгаков (валторна), Андрей Шамиданов (фагот)
Эжен Бозза (1905–1991). Скерцо для духового квинтета, соч. 48 (1944)
Исполняют Мария Алиханова (флейта), Алексей Савинков (гобой), Михаил Безносов (кларнет), Егор Булгаков (валторна), Андрей Шамиданов (фагот)
Алексей Курбатов (р. 1983). Две пьесы для фортепиано (2019)
Алексей Курбатов (фортепиано)
Арнольд Шёнберг (1874–1951). «Три сатиры» для смешанного хора a cappella, соч. 28 (1925)
Ансамбль Intrada, Павел Романенко (альт), Ольга Дёмина (виолончель), Михаил Дубов (фортепиано)
12 января 2022. «Думы»
Разного рода музыкальные рефлексии.
Леонид Десятников (р. 1955). «Утреннее размышление о Божием величестве» для хора a cappella, стихи М. В. Ломоносова (2007)
Ансамбль Intrada
Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788). C.P.E. Bachs Empfindungen («Чувства К. Ф. Э. Баха»), фантазия фа-диез минор для клавира (1781)
Елизавета Миллер (тангент-клавир)
Бенджамин Бриттен (1913–1976). Lachrymae. Reflections On A Song By Dowland («Слезы. Размышления по поводу песни Дауленда») для альта и фортепиано, соч. 48a (1950)
Андрей Усов (альт), Ксения Башмет (фортепиано)
Петр Чайковский (1840–1893). «Размышление» для фортепиано, соч. 72 № 5 (1893)
Екатерина Апекишева (фортепиано)
София Губайдулина (р. 1931). «Размышление о хорале И. С. Баха “И вот я пред троном Твоим”» для клавесина, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса (1993)
Михаил Дубов (клавесин), Роман Минц (скрипка), Даниил Коган (скрипка), Сергей Полтавский (альт), Ольга Дёмина (виолончель), Павел Стёпин (контрабас)
Антон Дресслер (р. 1974). Live Movement Meditations для кларнета и электроники
Антон Дресслер (кларнет)
Аноним (XIII в.). Worldes Bliss Ne Last No Throwe («И миг не длится счастье на земле»), кондукт
Филипп Канцлер (ок. 1160–1236). O mens cogita («Задумайся, человече»)
Ансамбль Labyrinthus
Николай Рославец (1881–1944). Méditation («Раздумье») для виолончели и фортепиано (1921)
Исполняют Борис Андрианов (виолончель), Ксения Башмет (фортепиано)
Антонин Дворжак (1841–1904). Трио № 4 для скрипки, виолончели и фортепиано ми минор («Думки»), соч. 90 (1891)
Айлен Притчин (скрипка), Евгений Тонха (виолончель), Яков Кацнельсон (фортепиано)
“Пимштейн и Шмурздюк, и не всегда было понятно, кто из них кто”
14 января 2022. «Первая любовь»
Произведения, посвященные или же вызванные к жизни первыми романтическими переживаниями и опытами.
Эдвард Григ (1843–1907). Hjertets Melodier («Мелодии сердца»), четыре песни на стихи Ханса Кристиана Андерсена, соч. 5 (1864)
Юлия Корпачёва (сопрано), Яков Кацнельсон (фортепиано)
Клод Дебюсси (1862–1918). Voici que le printemps («Любимый сын весны»), стихи Поля Бурже (1884), Apparition («Явление»), стихи Стефана Малларме (1884)
Юлия Корпачёва (сопрано), Яков Кацнельсон (фортепиано)
Сергей Прокофьев (1891–1953). «Ромео и Джульетта», три из 10 пьес для фортепиано, соч. 75 (1937)
Исполняет Яков Кацнельсон (фортепиано)
Михаил Глинка (1804–1857). Вариации на тему Моцарта для арфы (1822/1827)
Татьяна Осколкова (арфа)
Оливье Мессиан (1908–1992). Тема с вариациями для скрипки и фортепиано (1932)
Роман Минц (скрипка), Яков Кацнельсон (фортепиано)
Иоганнес Брамс (1833–1897). Струнный секстет № 1 ми-бемоль мажор, соч. 18 (1860)
Ксения Дубровская, Роман Минц (скрипки), Андрей Усов, Павел Романенко (альты), Алексей Стеблёв, Евгений Тонха (виолончели)
Леош Яначек (1854–1928). Zdeňčiny variace (Вариации Зденки) для фортепиано (1880)
Варвара Мягкова (фортепиагно)
Эрих Вольфганг Корнгольд (1897–1957). Квинтет для фортепиано и струнных ми мажор, соч. 15 (1921)
Екатерина Апекишева (фортепиано), Айлен Притчин (скрипка), Даниил Коган (скрипка), Сергей Полтавский (альт), Борис Андрианов (виолончель)
Сергей Рахманинов (1873–1943). Две пьесы (Вальс и Романс) для фортепиано в 6 рук (1890–1891)
Екатерина Апекишева, Яков Кацнельсон, Варвара Мягкова
16 января 2022. «Концерт по заявкам»
Андрей Зеленский (р. 1963). Sol-weg для контрабас-флейты, кларнета, гитары, баяна, струнного квартета, фортепиано и двух бутылок
Иван Бушуев (контрабас-флейта), Антон Прищепа (кларнет), Дмитрий Илларионов (гитара), Николай Сивчук (баян), Даниил Коган, Роман Минц (скрипки), Павел Романенко (альт), Борис Андрианов (виолончель)
Кшиштоф Пендерецкий (1933–2020). Концертный дуэт для скрипки и контрабаса (2010)
Роман Минц (скрипка), Павел Стёпин (контрабас)
Арнольд Бакс (1883–1953). «Элегическое трио» для флейты, альта и арфы (1916)
Иван Бушуев (флейта), Сергей Полтавский (альт), Татьяна Осколкова (арфа)
Леош Яначек (1854–1928). «Юность», сюита для духового секстета (1924)
Мария Алиханова (флейта), Павел Чередниченко (гобой), Антон Дресслер (кларнет), Антон Прищепа (бас-кларнет), Валерий Жаворонков (валторна), Андрей Шамиданов (фагот)
Оливье Мессиан (1908–1992). Две части из цикла Visions d’Amen («Образы слова Аминь») для двух фортепиано (1943)
Яков Кацнельсон, Екатерина Апекишева
Гэвин Брайерс (р. 1943). Jesus Blood Never Failed Me Yet («Кровь Иисуса никогда еще меня не подводила», 1971)
Участники фестиваля
Фестиваль “Возвращение” финансируется за счет пожертвований. Для фестиваля, который будет проведен в 2022 году, планировалось собрать 1,100,000 рублей на сервисе Planeta.Ru.
На момент публикации материала до завершения сбора средств остается 8 дней, пожертвования уже превысили установленную сумму.
ClassicalMusicNews.Ru, по информации, подготовленной организаторами фестиваля