Фестиваль «Возвращение» рассказывает, как музыка выполняет желания.
Последний концерт фестиваля «Возвращение» традиционно посвящен музыкальным просьбам участников: они предлагают организаторам исполнить то, и это, и еще вот это. Даже очередь желаний складывается. И афиша, которую не предугадаешь.
Вот, например, кому-то нравится и впрямь симпатичное сочинение современного композитора Андрея Зеленского: Sol-weg, пульсация для контрабас-флейты, кларнета, гитары, баяна, фортепиано, струнного квартета, и двух бутылок. Этот кто-то подговаривает коллег поучаствовать в исполнении желания. Так собрались Иван Бушуев, Антон Прищепа, Дмитрий Илларионов, Николай Сивчук, Ксения Башмет, Роман Минц, Павел Романенко и Борис Андрианов. Плюс автор музыки, гулко играющий на кахоне и бутылке.
Ансамбль выдал динамичный оммаж «пути соль» в ожидании тоники, ради торжества которой всё и было затеяно. Смычки обрушивались на струны яростно, с размаху, рояль настоятельно басил, баян вносил здоровую трезвую ноту, контрабас рвал душу в пиццикато, гитара тоже басила (по-своему), контрабас-флейта поражала воображение уже внешним видом. А после шумного бала – музыкальная остановка и тихая цитата из песни Грига, конечно.
Концертный дуэт Пендерецкого для скрипки и контрабаса, сыгранный Романом Минцем и Павлом Стёпиным, добавил не так много нового в наши знания о польском композиторе. Это
«необыкновенно концентрированный диалог, где за шесть минут два инструмента могут сообщить куда больше, чем крупные составы других сочинений за час».
Тут интересно, каким образом большому струнному инструменту даны равные возможности с малым.
«В основе Концертного дуэта – взаимодействие скрипки и контрабаса, полярных по тесситуре инструментов. Если неограниченные виртуозные возможности скрипки всем известны, солирующий контрабас, безусловно, привлекает особое внимание.
Эмоциональный градус дуэта накаляется благодаря многочисленным полистилистическим аллюзиям, выключающим как сочинения Равеля, Прокофьева, так и танго Утомленные солнцем»,
— говорит Стёпин. Не очень привычное (хотя не уникальное) решение, когда контрабас не менее концертный, чем скрипка, да еще и скордатура имеется. Исполнители передали взаимно агрессивную игру тембров, как «вокальный» спор протяжного тенора и отрывистого бас-баритона, а потом наоборот, отрывистого тенора и протяжного баса.
После такой бури и натиска «Элегическое трио» Арнольда Бакса для флейты, альта и арфы (в исполнении Ивана Бушуева, Сергея Полтавского и Татьяны Осколковой), казалось бы, даст возможность просветлиться. Так, да не так.
Музыка написана английским композитором в 1916 году, после подавления Пасхального восстания ирландцев в Дублине. Зная это, отрешиться от повода трудно, хочется трактовать мотивы печали как продолжение гнева. Но у музыкантов вышла красивая прозрачная элегия, с намеками на кельтские мотивы и Дебюсси. Арфа как эльфийская мечта, флейта ласково успокаивает, альт длит благородное философствование, в финале голоса инструментов объединяются в мягкой надежде.
Оптимизма прибавил Яначек, автобиографической «Юностью», сюитой для духового секстета. Мария Алиханова (флейта), Павел Чередниченко (гобой), Антон Дресслер (кларнет), Антон Прищепа (бас-кларнет), Валерий Жаворонков (валторна) и Андрей Шамиданов (фагот) бодро и радостно рассказали о моравском фольклоре, мемуарном энтузиазме и марше синих мальчиков.
Как уверяют исследователи, марш возник из молодых годов Яначека, проведенных в, частности, в группе подростков-певчих в монастыре в Брно. Короткие кипучие мотивы у исполнителей скачут вприпрыжку, как резвые подростки, тембры задорно «пихаются», а музыка в целом – воспоминание о начале жизни, когда разбитые от возни коленки не более чем пустяк.
Религиозный опус Мессиана, две части из цикла «Образы слова Аминь» для двух фортепиано магнетически, с громкой силой, исполнили Яков Кацнельсон и Екатерина Апекишева. Звуковая дробность взрывной фактуры тут язык повести о человеке в вечности, вещь написана Мессианом после квартета “На конец времени”, созданного в лагере для военнопленных.
Апекишева рассказывает:
«Очень люблю эту музыку, с ее абсолютно уникальным языком. Мессиан переносит нас в другой мир. Обидно, что мы с Яшей играем только две части, но полностью в рамках фестиваля цикл исполнить невозможно.
Первая пьеса, о желании (у Мессиана – четвертая) с очень красивыми гармониями, я начинаю на втором рояле, потом вступает Яша, получается кластер полярных гармоний, когда одно накладывается на другое. Невероятный, замечательный эффект. Вторая пьеса (финал у Мессиана) полна яркой энергии, рояли раскрываются во всей полноте возможностей. Звук серебряный, словно звенят колокола, и возникает религиозный экстаз».
Еще большим магнетизмом, как бывает при порывах групповой души, веяло от финального номера, исполненного почти всеми участниками фестиваля (25 человек).
Я, как, наверно, многие в зале, поймала себя на том, что мысленно подпеваю нескончаемому повторению фразы «Jesus Blood Never Failed Me Yet («Кровь Иисуса никогда еще меня не подводила»), записанной на носитель и положенной американским композитором Гэвином Брайерсом в основу музыкальной исповеди.
В 1971 году в Лондоне Брайерс услышал пение-бормотание бомжа и сделал из тринадцати тактов старческого голоса закольцованный минималистский спич, где сила духа и оптимизм, по словам автора, возникают из
«добавления простого, но постепенно развивающегося оркестрового сопровождения, уважающего благородство и простую веру бродяги».
Время исполнения опуса, соединяющего традиции западной духовной музыки и восточной мантры, назначается самими исполнителями, как и количество музыкантов. На «Возвращении» всё длилось 33 минуты. Казалось, что незатейливо-искренние слова волшебно преобразуются в музыкальные звуки, а те постепенно заполняют пространство земли и неба, всю ширину, глубину и высоту, создавая гипноз и суггестию. Начали с тихих струнных, ушли в беседу оркестровых голосов и закончили истаивающим лепетом глокеншпиля. Как будто музыка возносит слова к престолу, и такая молитва не может не дойти до адресата.
Выбор опуса, энтузиазм исполнителей и восторженный прием публики показали, что чувство единения в духе «как здорово, что мы сегодня собрались» – вторая (после музыки) приманка «Возвращения». И для музыкантов, и для слушателей. Сие прекрасно, ибо всем нужно.
Как в сказке: «Что важнее, путешествие или его цель?» – спросил Большая Панда. «Компания» – ответил Маленький Дракон.
Майя Крылова