Есть в мире русских классических опер и балетов такие, что самим сюжетом привязаны к Рождеству и Новогодним праздникам.
Здесь, конечно, вне конкуренции балет «Щелкунчик». Среди опер первое, что приходит в голову – «Снегурочка» Римского-Корсакова. Или его же «Ночь перед Рождеством». После как-то не вдруг вспоминаются «Черевички» Чайковского на тот же сказочный сюжет из повестей Гоголя, открывающий второй том «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Опера с непростой историей создания, нечасто востребованная к сценическому воплощению, во всяком случае в Москве. Премьера переработанного через 10 лет после петербургского провала «Кузнеца Вакулы» в новой авторской редакции под названием «Черевички» состоялась в Императорском Большом театре в 1887-м году.
Пётр Ильич сам впервые встал за дирижёрский пульт. И был успех, и тёплый приём публики. Но только семь представлений. Маловато, однако! После долгого перерыва «Черевички» поставили уже в советские времена в грозном 1941-м. Режиссировал знаменитый вахтанговец, Рубен Симонов.
Потом этот же спектакль возобновляли в эвакуации в Куйбышеве в 1942-м, после возвращения вернули на сцену Филиала Большого театра, где он просуществовал до 1950-го. В сегодняшней афише Большого театра «Черевички» идут на Камерной сцене, это достойная работа Ольги Ивановой 2008-го, созданная ещё для Камерного театра им. Покровского. Строго один блок перед Новым годом.
В 1984-м появились «Черевички» и в МАМТе им. Станиславского и Немировича-Данченко. Постановка Иоакима Шароева была в хорошем смысле традиционной, там блистали лучшие голоса Музыкального театра. Не задержалась в репертуаре после ухода из театра режиссёра в 1987-м.
Так что понятен выбор «Геликона» включить в свою зимне-праздничную афишу нечто не заслушанное, исконно наше, российское, про Рождество и волшебство, как альтернативу их европейски новогодней «Летучей мыши» на Малой сцене – легендарному спектаклю аж 1996 года!
Но отчего не опера Римского-Корсакова на тот же сюжет? У Николая Андреевича ещё и 180-летие в наступившем 2024-м! Не имея возможности спросить напрямую, предположу. «Ночь перед Рождеством» идёт с 2017-го в Детском музыкальном театре им. Н. И. Сац в постановке Георгия Исаакяна.
Только что, 5 января 2024 состоялась премьера киноверсии этого спектакля. Зачем коллегам «перебегать дорожку»? И более вероятное. Постановщик «Черевичек» Сергей Новиков, представитель молодого поколения оперных режиссёров, ученик Дмитрия Бертмана, именно в партитуре Чайковского почувствовал больше соответствия фирменному стилю «Геликона» – признаки саундтрека в лучшем смысле слова, возможность дополнить музыку визуальными эффектами.
«Чайковский без шлягеров» — прочла в давней рецензии на «Черевички» в одном из провинциальных театров. Не соглашусь. Одна любимая и памятная с детства мелодия всё же есть (в отличие от более уважаемой академическими музыковедами «Ночи перед Рождеством» Римского-Корсакова).
«Слышит ли девица сердце моё?» — ариозо-песня Вакулы. Вставной номер из поздней редакции 1887 года, по сути стилизованная думка. Запоминается сразу и аж свербит в голове! По Всесоюзному радио чаще всего её передавали в исполнении Георгия Михайловича Нэлеппа. И этот пряный, узнаваемый даже сквозь стену тембр остался идеалом исполнения.
Однако попытка подготовиться к походу в «Геликон», прослушав полную студийную запись 1948 года «Черевичек» с Нэлеппом-Вакулой не удалась. К третьему акту стало скучно. Всплыла цитата из писем самого Петра Ильича: «Это такой гость (вдохновение), который не всегда является на первый зов. Между тем, работать нужно всегда, и настоящий честный артист не может сидеть сложа руки, под предлогом, что он не расположен».
Вот на том каноничном аудио с грампластинок многовато было от Чайковского –труженика-ремесленника, и лишь местами вдохновенного гения.
На спектакле было не до скуки. Новые «Черевички» фасона от «Геликон-опера» пришлись впору не только мне, но и переполненному до всех приставных рядов залу в Крещенский вечерок 19 января 2024 года (премьера состоялась 13 января – на Старый Новый год). Никаких прописанных отдельной строкой «драматургов», наполняющих чуждыми музыке смыслами либретто, ни переносов во времени, ни лукавых мудрствований.
Белые мазанки, наполненные расписной красными розанами утварью, яркие этнические наряды всех персонажей, вьющиеся из печных труб дымки над селом Диканькой (художник-постановщик Ростислав Протасов, художник по костюмам – Мария Высотская). Совместное волшебство света (Денис Енюков) и видеопроекции (Дмитрий Иванченко). Весело мерцающие звёздочки и воруемый в печку месяц. Полёт Вакулы верхом на Чёрте в Петербург на оркестровой интродукции в 3-м акте – технологичный мультик, аж дух захватывает и будто тебе лет семь-восемь. Чудеса!
Молодой маэстро Филипп Селиванов уверенно справляется с трудно написанной, местами изнуряющей для музыкантов партитурой, бережно ведёт солистов и выстраивает ансамбли. Чистые соло духовых. Усталость от премьерного марафона выдавали мелкие неряшества у струнных – в пределе допустимого.
Конкурс имени Рахманинова: лауреаты по специальности «дирижирование»
Именно этот состав солистов, единственный раз спевший за все шесть премьерных показов, предпочла не случайно. Помня о первоначальном названии, выбирала Кузнеца Вакулу. Как высказался музыковед Юрий Келдыш: «Автора «Вакулы» упрекали в том, что он излишне «осерьёзил» музыку оперы и придал веселому комическому сюжету элегически «ноющий».
И больше всех ноет о неразделённой любви Вакула – представить меланхолично-сладкого тенора с молотом и наковальней сложно! Для правдивости восприятия лучше бы Кузнец – драматический тенор. Из заявленных в «Геликоне» таковым без оговорок является только Виталий Серебряков. Партия ему, как говорится, «зашла» во всех смыслах. Плотно-шелковистый, индивидуальной красоты тембр, которому сейчас, увы, всё меньше ценителей, звуковедение
Музыканта, безупречно поданный текст (поэтичное либретто Якова Полонского полно украинизмов и сложных устаревших оборотов). Статная фигура, пластика движений, обаяние пригожего лица. Первый парень на деревне, забияка с Чубом, обиженный блудливой мамкой – и притом творец-художник, смиренный перед красотой Оксаны, рисующий её портрет (по тексту он делает ей ларец). А уж как переживает её отказ! Как всерьёз идёт умирать! Здесь благодаря взвинченным интонациям Петра Ильича прорывается у Серебрякова его коронная роль – Герман.
Но если исполнитель Германа в «Пиковой даме» несёт на себе три четверти драматургической нагрузки спектакля, то Вакула в разы более партнёрская, ансамблевая роль. Главное взаимодействие с капризницей Оксаной, которая у Галины Барош взаправду хороша, юна и задорна. Её сопрано свежее и звонкое. Но пока не всегда точно попадающее интонационно и напряжённое на верхних нотах. Особенно в первой арии – любовании перед зеркальцем.
Отчасти это компенсировалось неподдельным азартом дразнилок Вакулы – между любовной парой словно искры пролетали, такой гоголевский вариант взаимного укрощения строптивых, кто кого. Весьма современно смотрелось – шоу «Дом в Диканьке»!
Солоха у Александры Ковалевич вызывающе молода (ну ещё бы, ведьмы не стареют до 300 лет!), и соблазнительно женственна. И пусть когда-то в этой партии практиковались преимущественно габаритные контральто, а у нашей мамки-ведьмочки светлое «европейское» меццо-сопрано.
Образ на загляденье колоритный. Столько у этой бойкой бабоньки разных нюансов отношений к незадачливым «кавалерам». Она почтительно отстранённа с Паном Головой (Дмитрий Скориков), задушевна с Чубом, будущим сватом (Александр Киселев) – и не скажешь, какой рослый бас гуще и могучей, досадливо повелительна с тщедушным Учителем Осипом Никифорычем (острохарактерный образ Михаила Серышева).
Вся сцена с доставучими поклонниками Солохи сопровождалась зрительским смехом. Наконец – друг сердешный и ровня по темпераменту, Чёрт. Да он вообще здесь самый главный! Елисей Лаптев, бас-баритон, новое лицо в труппе «Геликона». Ах, чертовски хорош! Уверенно темнозвучный, фигуристый, актёрски органичный. С детьми-чертенятами-таракашками, учениками студии «Гжель», на равных озорует. Хвостом управляет умело.
Даже на балу в Петербурге, выставляя его с гламурным розовым бантом из-под камзола, когда рулит придворными, заставляя хор-балет двигаться по его указке, с намёком на брейк или хип-хоп (хореограф Эдвальд Смирнов). И так правдиво дёргается от крестного знамения Вакулы, а при колокольном звоне и вовсе искрит и аннигилируется.
Хороши все исполнители небольших ролей. Панас – Дмитрий Хромов, Светлейший (его Куплеты здесь купировали) – Дмитрий Чернов, Церемонимейстер – Дмитрий Орехов, Старый запорожец и Леший – Алексей Егоров.
Как всегда, порадовал стройностью голосов и естественностью в движении хор под руководством Евгения Ильина. Публике – сюрприз, артистам дополнительная сложность выходить колядовать в начале второго действия из зала. Единственное место, где с оркестром слегка разошлись. Но зрители поверили – в мешки хотели накидать не только заготовленные реквизиторами на первых рядах баранки, но и свои печеньки-конфеты.
В общем, после появления в Диканьке нарядного Вакулы с дарами будущему тестю ощущалась всеобщая благость и предвкушение счастливой развязки. А малиновые с золотом туфельки Царицы исчезли, тоже с искрами, услыхав, что Оксана и видеть их не желает, пойдёт за Вакулу, потому что «за муки полюбила» — слова из другой оперы, но и тут верно.
Ликующий финал. Все живы и радостны (какая редкость у Петра Ильича!). Но Рогатый опять возник, и довольный улёгся впереди всех. Тонко!
Напоследок. На сайте театра возле «Черевичек» стоит строгое «16+». Почему? Гоголь, пожалуй, самый целомудренный автор своего поколения. Увиденное строго по либретто, да ещё и волшебство, и мультики! Видала в Сети фрагменты постановок, где Солоха и Чёрт слишком по-взрослому осёдлывают помело и друг друга. Но здесь всё прилично, поверьте, граждане цензоры. «Вечера на хуторе» стоят в школьной программе литературы 5-го класса. Это для 11-летних детей. Мой сын, кстати, именно с «Вечеров» начал читать в удовольствие. Лет в девять. Когда он в ту пору назвал меня однажды «ясонькой» — чуть не прослезилась!
Жаль, что следующие показы чудесного действа «от Диканьки до Петербурга» — так называется выставка картин в фойе «Геликон-оперы», теперь состоятся только в грядущем сезоне 2024-25.
Татьяна Елагина