В преддверии юбилея со дня премьеры.
12 апреля 2024 года исполнится 150 лет со дня первой постановки оперы Петра Ильича Чайковского «Опричник», увидевшей свет на сцене Мариинского театра (дирижер Эдуард Направник). Чайковский сам написал либретто «Опричника» по одноименной трагедии Ивана Ивановича Лажечникова.
“Пройдя за три сезона 22 раза (в год премьеры – 14), «Опричник» выпадает из репертуара Мариинского театра, но эффектно существует на других сценах: Одесса и Киев (оба – 1874), Большой театр (1875), Казань (1878), Харьков (1880)”,
— пишет Михаил Мугинштейн в «Хронике мировой оперы. 1600-200».
“Новый всплеск интереса к опере инициирует Частная опера Мамонтова (1897, Москва), чей спектакль украсила грозная фигура Вязьминского – Шаляпина. …«Опричник» возвращается в Мариинский театр (1897-1902). …
Событием стало выступление Шаляпина (1901). Из своего краткого появления актер сделал страшный финал, потрясший зрителей: после смерти старухи Морозовой он медленно шёл через всю сцену к опустевшему свадебному столу и внезапным броском ноги опрокидывал его». Драматический тонус спектакля эффектно поддерживали Николай и Медея Фигнеры, и «Опричник за пять сезонов (1897-1902) выдержал 26 представлений.
В 1899 году «Опричник» был поставлен в Большом театре, в Риге и Перми – в 1903-м. Раритетные постановки за рубежом состоялись в Вене под управлением Густава Малера (1897) и в Хельсинки (1908). В начале ХХ века (1911) благодаря инициативе Зимина «Опричника» поставили в Частной опере в Москве. Далее сценическая жизнь этой оперы ослабевает, но продолжается: Екатеринбург, 1913, 1923, 1940, 1961); Киев (1915, 1924), Нижний Новгород и Фрунзе (1957), Харьков (1958) и Пермь (1974)”.
В конце ХХ – начале ХХI века «Опричник» появлялся в Большом театре (1999), постановка Ирины Молостовой и Николая Кузнецова, музыкальный руководитель и дирижер Марк Эрмлер; в Концертном зале Мариинского театра (2015), постановка Виктора Высоцкого, музыкальный руководитель и дирижер Валерий Гергиев); и в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского (2023), режиссёр-постановщик Сергей Новиков, музыкальный руководитель и дирижер – Филипп Селиванов.
В петербургском Михайловском театре «Опричник» идёт третий сезон. С момента премьеры прошло уже семнадцать спектаклей и все – при аншлагах. А поскольку текущий сезон ещё в разгаре, то у Михайловского театра есть шанс достичь количества мариинских премьерных показов, тем более, что «Опричник» почти нигде не идет и интерес к нему очень большой, особенно в свете того, что постановка Сергея Новикова, как принято говорить, традиционная, а, значит, не искаженное содержание, красивые «исторические» декорации, роскошные костюмы, стилизованные под XVI век (художник-постановщик и художник по костюмам – Александр Купалян) и, конечно, замечательные певцы-исполнители.
«Опричник» – первая завершенная опера Петра Ильича Чайковского. В ней изумительная, великолепная музыка. В своём первоначальном варианте опера была не лишена длиннот и повторов, и композитор в более зрелом возрасте понял, что эти длинноты и повторы, по его собственному выражению, «гири на ногах театрального действия». Незадолго до своей внезапной кончины он даже заказал себе домой рукопись из библиотеки Мариинского театра, чтобы переделать партитуру, и нещадно сокращал по 5-10 страниц подряд. Кстати, эта рукопись сохранилась до наших дней.
Для михайловской постановки купюры бережно сделал её музыкальный руководитель Александр Соловьев, с декабря 2020 года являющийся главным дирижером Михайловского театра.
Музыка оперы, по определению выдающегося оперного режиссера Бориса Покровского (1912 – 2009), не самостоятельное искусство, а средство одухотворения действия и слова. Совершенно очевидно, что Александр Соловьев руководствовался именно этим художественным принципом – его музыкальная редакция очень удачна – партитура обрела цельность и стройность.
В результате действие оперы развивается стремительно, чётко расставлены смысловые акценты, подчеркнуты динамические, артикуляционные, тембровые особенности партитуры, а главное, публика может в полной мере оценить красоту и драматическую насыщенность музыки Чайковского, её эмоциональность и глубину.
Возможно, современным зрителям будет нелишним напомнить, что такое опричнина и кто такие опричники. Вот как рассказывает об этом режиссёр-постановщик спектакля Сергей Новиков: «Чайковский по-своему отвечает на загадки правления Ивана Грозного, даёт свои версии. Он назвал оперу не «Андрей Морозов» (по имени главного героя), а именно «Опричник»! Значит, именно сюжет опричнины волновал его более личной драмы главного действующего лица.
А что это за слово такое – «опричник»? Царь Иван выбрал себе «новых слуг» из всего земства и дворянства, дал им исключительные привилегии «опричь», то есть, «кроме» всех остальных. Опричник или кромешник был поставлен царем… над законом; даже судам предписывалось все споры решать заведомо в пользу новых царёвых любимцев. Опричнина просуществовала семь лет (с 1565 по 1572 годы), в итоге Иван Грозный её разогнал, и даже под страхом смертной казни запретил употреблять само это название.
Но вопреки всему, вот уже пять столетий опричнина живет в народной памяти как синоним ужаса и террора в отношении собственного народа. Это исторический опыт, который свидетельствует, что исключительная вседозволенность приводит к разрушительным последствиям для человека, для его личности и христианской души».
Начинается спектакль с диалога двух персонажей второго плана, двух басов – князя Жемчужного (Александр Безруков) и немолодого боярина, желающего взять его дочь Наталью в жены, – Молчана Митькова (Антон Пузанов).
Наталья (Валентина Феденёва) подслушивает разговор и приходит в отчаяние – она любит Андрея Морозова (Сергей Кузьмин), сына боярыни Морозовой (Екатерина Егорова). В «Опричнике» это не та боярыня Морозова, которую Василий Суриков изобразил на своей знаменитой картине, та жила век спустя и в опале оказалась при совершенно других исторических обстоятельствах.
Князь Жемчужный – заклятый враг рода бояр Морозовых, после гибели в бою отца Андрея он подделал документы и занял их хоромы, а вдову с сыном выгнал из их родового гнезда. Перед тем, как отправиться к царю суда искать, Андрей вместе с молодым опричником Фёдором Басмановым (Виктория Войтенкова), любимцем царя Ивана Грозного, приходит к своему бывшему дому, чтобы повидаться с Натальей, которую ему обещал в жены её отец.
Басманов ловко направляет мысли Андрея на то, что если царь примет его в опричники, то он отомстит Жемчужному и женится на Наталье. А для того, чтобы стать опричником, надо получить благословение матери, томящейся в монастыре. Однако рассказать ей о желании вступить в опричники Андрею не хватает духа.
Андрей колеблется принять тяжелую опричную клятву, т.к. опричник должен навсегда отречься от любых сношений с земством, даже от встреч с родной матерью, поэтому заветное «клянусь» из-за его спины произносит Басманов. Но Морозов тут же отрекается от фальшивой клятвы. Тогда князь Вязьминский (солист Геликон-Оперы и приглашенный солист Большого театра Алексей Тихомиров), который всех Морозовых считает заклятыми врагами, требует от Андрея подтвердить свои слова казнью одного из земских узников, выбрав для этого совсем юного боярчонка.
Теперь у Андрея выбор: либо убивать земских, либо самому быть убитым. С возгласом: «Так пропадай же всё! Клянусь!» Андрей вступает в опричнину.
Когда боярыня Морозова раздает милостыню у храма, мальчишки обзывают её «поганой опричницей» и бросают в неё камни. Наталья, сбежавшая из-под венца, просит Морозову спрятать её от отцовых преследователей. Появившийся Жемчужный с челядью велит вязать свою непокорную дочь. Но следом приходят опричники во главе с Басмановым и Андреем. Жемчужный со слугами становится жертвой опричного самосуда. Наталья спасена, Андрей счастлив. Но мать, увидевшая сына в опричном стихаре, проклинает его. Андрей не может прийти в себя от потрясения.
Басманов предлагает единственный выход: бить челом Грозному и слёзно просить разрешить опричную клятву, чтобы отпустить Морозова обратно в земство.
Пир в царской хоромине. Грозный согласился освободить Андрея от службы в опричниках и тут же постановил сыграть его свадьбу с княжной Жемчужной в царском дворце. Басманов предупреждает Андрея, что до полуночи тот и сам еще опричник, связанный грозной клятвой. Появившийся на пиру Вязьминский передаёт царский указ: Иван Васильевич, прослышав о красоте Натальи, приглашает её в свою палату, но без молодого супруга! Андрей не может перенести это оскорбление – уж лучше смерть. По приказу Вязьминского опричники прямо на пиру сооружает место казни; кроме того, он посылает за матерью Морозова, чтобы насладиться её ужасом от смерти сына.
Из своей палаты спускается царь Иван. Буднично наблюдает он за казнью Андрея, отпускает на свободу истерзанного Жемчужного, качает на коленях обморочную Наталью. Хор опричников славит своего царя (хормейстер – Сергей Цыпленков).
Декорации Александра Купаляна выполнены на высоком художественном уровне: но и дом Жемчужного, и монастырь, куда перебралась боярыня Морозова, и подземелье, где опричники казнят земских узников, и московский храм, и царская хоромина не перетягивают внимание на себя, а способствуют усилению впечатления от происходящих на сцене событий.
Сохранились цветные рисунки А. М. Васнецова, которые были эскизами декораций к постановке «Опричника» при жизни П. И. Чайковского. Именно их использовал для видео-декораций Купалян. Например, в первом действии на заднике сцены – красочный видео-пейзаж Москвы XVI века с большими бревенчатыми домами, торговыми лавками, кривыми улочками, куполами церквей. Однако мне представляется, что писаный задник смотрелся бы гармоничнее, а то получается, что на сцене – театр, а на её заднике – кино.
Сергей Новиков сумел показать «дела давно минувших дней» так, что они не просто трогают, а буквально хватают за сердце зрителей XXI века. Исторический фон, то есть, события, которые могли произойти только во время царствования Ивана Грозного, тесно переплетается с чувствами и психологическими состояниями, которые испытывают и в которых могут оказаться люди любой исторической эпохи: любовь, страх, оскорбленность, месть, и тому подобные.
При этом Новиков, наделяя главных действующих лиц определенными жестами, позами и особенностями движения по сцене, подчеркивает их основные черты: смелость и решительность Андрея, его влюбленность в Наталью; верность Натальи в любви; сильную волю и принципиальность боярыни Морозовой; хитрость и гибкость Басманова и его преданность царю; лютость Вязьминского; кара, настигшая Жемчужного за неправедную сделку, пусть и не состоявшуюся, и пр.
Сцена казни – высшая точка сценического реализма. Она весьма жестокая: на деревянную дыбу (устройство, представляющее собой нечто вроде деревянного настила, работающего по принципу детских качелей, где на одном конце доски сидит один ребенок, а на другом – другой), одну за другой кладут жертву, на голову ей надевают мешок, затем эту жертву резко опускают головой вниз в чан с водой. И таких бедняг, которых казнили на глазах зрителей, было несколько. А публика очередной раз сдавленно охала про себя. Казнь совершалась стремительно, в этом её некоторая «мягкость» и для казнимого, и для смотрящих на это, пусть даже в театре.
Спектакль шёл с большим эмоциональным накалом, страсти кипели на всех уровнях – от игры оркестра и пения солистов до бросающих камни в боярыню Морозову детей.
Богатство интонации в пении, то есть, по определению Бориса Покровского, окраски звука в соответствии с драматургической ситуацией, в которой находится тот или иной персонаж, прослеживалось у всех солистов. Так же как и великолепная дикция – сразу всплыли в памяти великие певцы золотого века Большого театра, в чьем пении, что в спектаклях, что в записях каждое слово было предельно разборчиво. Я уж думала, что искусство такого пения утрачено, а вот оказалось, что нет!
Красавица Валентина Феденёва с её чудесным, нежным сопрано была идеальной Натальей. О том, что выбор этой певицы на партию Натальи очень удачен, стало ясно уже после исполнения ею в I акте ариозо «Почудилось мне, будто голоса». Помимо прекрасного пения, и она, и Екатерина Егорова были пластически и драматически выразительны, а Егорова ещё впечатляла богатым тембром своего меццо и его мощью.
Исполнители мужских партий тоже отличались яркостью голосов и отличной выучкой, но более всех – Алексей Тихомиров с его роскошным, певучим и могучим басом.
Виктория Войтенкова – стройная, подвижная, её Басманов – порывистый, бойкий, уверенный в себе, но голос певицы звучал несколько сопраново, хотя обычно такие «мальчиковые» партии исполняют низкие меццо-сопрано, а, когда в театре есть контральто, то оно, поскольку сам Пётр Ильич определил Басманову этот тип голоса. Кстати, ария Басманова «Итак, скажи, решился ты?» была в репертуаре Зары Александровны Долухановой.
Образ Ивана Грозного дан опосредованно, в спектакле – это мимический персонаж, появляющийся в самом конце (Алексей Афанасьев): впрямую не участвуя в действии, царь, тем не менее, определяет судьбу всех действующих лиц.
Очень непростая задача режиссёра – поставить малоизвестную оперу со сложным историческим сюжетом без эпатажа, без перенесения в другую историческую эпоху, но так, чтобы она имела неизменный успех у публики, однако михайловский «Опричник» доказал, что когда постановкой «рулят» таланты, то никакой эпатаж не требуется.
«Театр – это акт создания жизни, которой не было до того, как мы вышли на сцену»,
– точно и тонко заметила египетская актриса Самиха Аюб. В «Опричнике» Сергей Новиков, Александр Соловьев и Александр Купалян представили нам целую череду жизней, о которых мы бы не знали, и которые – будем верить автору либретто – сыграли определенную роль в истории нашей страны, и заставили зрителей пережить и прочувствовать и судьбы этих людей, и эпоху, в которую они жили. Не это ли главное для театрального и, в частности, оперного спектакля?
Людмила Лаврова