Пираты, феи и вечные каникулы – в Большом театре премьера оперы “Питер Пэн”. Музыку написал молодой композитор Андрей Рубцов, а певцам пришлось стать кукловодами.
История о мальчике, который не хотел взрослеть, девочке Венди, её братьях и их общих волшебных приключениях на далёком острове Нетландия – с прекрасными русалками, индейцами, феями, пиратами во главе со страшным капитаном Крюком – в разное время становилась балетом, фильмом, мюзиклом, мультфильмом.
Оперой – едва ли не впервые. Автор оперы – Андрей Рубцов, молодой композитор, уже известный в России и за рубежом, музыкальный руководитель Театра Сатиры.
Когда сочинял “Питера Пэна” – старался соблюсти баланс развлекательности, продолжительности, чтобы начинающий оперный зритель не заскучал, и, конечно, волшебства.
Когда его оперу отобрали для постановки в Большом, а самого пригласили дирижировать постановкой, пришлось вносить коррективы для исполнения на камерной сцене.
“Я как Питер Пэн попал в сказку. Потрясающее солисты, потрясающий оркестр, символическое место. Любой человек, сочиняющий музыку, и мечтать не может, что когда-нибудь его опера для детей будет звучать в Большом театре, так что я в сказке”,
– рассказал композитор, дирижёр-постановщик Андрей Рубцов.
Режиссёр Нина Чусова много ставит в музыкальном театре. Постановка в Большом для неё – дебют. Тем более, что опера для детей требует особого подхода – хотелось создать чудо в маленькой коробочке камерной сцены. Чтобы было визуально ярко, понятно, душевно, в чём-то поучительно.
“Мне хотелось передать свою материнскую сердечность. Мой месседж прост: любите друг друга!”,
– отметила режиссёр-постановщик Нина Чусова.
В новой работе некоторые солисты Большого неожиданно освоили новое искусство – для героев Венди и ее братьев, Питера Пэна, феи Динь-динь, художник-постановщик Виктор Платонов создал куклы в точности повторяющие этих персонажей для придания сказочности.
“Изначально они должны были быть посложнее, но оперному артисту, который должен следить за музыкой, дирижёром, петь исполнять, помнить о том, что он персонаж этой роли. Куклы – это титанический труд. Я был потрясён тем, с какой бережностью, интересом они с работали персонажами “,
– поделился сценограф, заслуженный художник России Виктор Платонов.
В оригинале сказки Питер Пэн – герой неоднозначный. Здесь он добрый мальчик, который заботится о ближних. Руслан Бабаев в чём-то похож на своего героя. Любит, когда всё честно и правильно.
“Вчера я думал, что означает этот плащ – для детей, для мальчиков надеть на себя роль супер-героя – это мечта. И моя мечта наконец-то исполнилась. Я стал героем”,
– подчеркнул солист Камерной сцены им. Б. А. Покровского Большого театр Руслан Бабаев.
Светлая детская философская история о первой любви и преодолении трудностей, по замыслу авторов, – опера для семейного просмотра. Путешествие, путь “направо и до самого утра”, о котором говорит Питер Пэн, от возраста не зависит.
Валерия Кудрявцева, телеканал “Россия — Культура”