
Премьера оперы пришлась на святочную неделю, когда, по поверьям, можно столкнуться с нечистью. На сцене ее было много, а волшебства – не очень.
История русской музыки содержит пример того, как художник, имевший огромный успех, успехом не был удовлетворен и взялся переделывать то, что принесло успех – вероятно, для того, чтобы добиться еще большего успеха, – с азартом карточного игрока.
Но есть на этот счет другая версия: якобы Петр Ильич Чайковский, премированный за оперу «Кузнец Вакула», сам счел оперу чрезмерно нагруженной симфоническими изысками и создал более яркую версию того же сюжета – оперу «Черевички». Очередной ее образец представляется теперь в столичной «Геликон-опере».
И снова хорошо видно, как не сдерживал фантазию 20-летний Гоголь, уже третий год тосковавший по родной Украине. И коварство, и любовь. И фольклор, и христианство, и чертовщина, и верховная власть.
Режиссер спектакля Сергей Новиков в оперное искусство влюбился в детстве, но посвящать ему всего себя не стал, карьеру сделал на государственной службе. Возглавляет Управление главы государства по общественным проектам. К разговору о нем и с ним самим вернемся через несколько минут.
На гриме Елисей Лаптев больше часа: силиконовые рожки с подсветкой, протезный желатин, спиртовые краски, и вот уже не лицо – маска черта. К встрече с этим красавчиком готовится Солоха Валентины Гофер. Эта парочка наделала немало шума в гоголевских «Вечерах на хуторе близ Диканьки», которые вдохновили Чайковского на создание оперы.
Возможно, из-за происков нечистой силы Петр Ильич писал оперу дважды. Сначала в 1876-м – назвал «Кузнец Вакула». Через 11 лет – «Черевички».
«Музыка Чайковского очень сложна – это сложная фактура, сложная оркестровка. Она сложная технически и для певцов, и для оркестра»,
– поделился дирижер-постановщик Филипп Селиванов.
Сергей Абабкин – тот самый кузнец Вакула. Выполняя каприз Оксаны, отправится в Петербург за черевичками к императрице, заарканит самого черта и поборет страх высоты.
«Самое тонизирующее место, когда мы с чертом оказываемся на самом верху сугроба. Высота где-то три метра – сложновато смотреть в это время на дирижера, помнить, что нужно сейчас петь»,
– отметил солист театра «Геликон-опера» Сергей Абабкин.
У Чайковского изначально Екатерина II появлялась на сцене, но цензура запретила показывать в театре венценосных особ. Композитор переписал сцену. Оставил фаворита императрицы –Григория Потемкина. Он вручает Вакуле заветные черевички, которые исчезнут на глазах у зрителей.
Екатерину II и Потемкина зрители могут увидеть на выставке в фойе Сергея Зимина. Здесь картины Левицкого, Тропинина, Боровиковского – 32 работы из восьми частных коллекций.
«Они создают образы, настроение, сопровождают наш спектакль. Среди них можно увидеть портреты князей Кочубеев, которые на протяжении многих веков владели хутором Диканька»,
– рассказал куратор выставки Владислав Ступак.
Икорка, блинчики, соленья – Ростислав Протасов создал настоящий украинский хутор. Его самая большая гордость – черевички. Бальные туфельки, инкрустированные камнями, сделали петербуржские мастерские.
«В них танцевали. Они служили недолго, потому что быстро рассыпались, в них ходить было тяжело. По морозу в них не походишь. Поэтому Оксане были совершенно ни к чему такие туфли»,
– пояснил художник-сценограф Ростислав Протасов.
Театральные туфли можно сравнить с оригиналами – из коллекции Назимы Мустафаева. Здесь модели XIX века и ультрасовременный эксклюзив Захи Хадид, архитектора и дизайнера.
Возможно, от таких не отказалась бы и современная Оксана. Но только не героиня Елизаветы Кулагиной.
«Мне очень нравится соединение бытового и мистического, сказочного. Мы в процессе не понимаем, это реальность или сказка»,
– призналась солистка театра «Геликон-опера» Елизавета Кулагина.