В июле 2020, когда карантинные меры стали смягчаться, но концерты во всем мире еще были запрещены, в столице Армении Ереване состоялось беспрецедентное событие — Международный музыкальный фестиваль Music-20.
С 10 по 28 июля 2020 в Спортивно-концертном комплексе имени Карена Демирчяна совместно с Государственным симфоническим оркестром Армении и сольно выступили 18 приглашенных солистов и пять дирижёров из разных стран. Фестиваль проходил с соблюдением санитарных норм, каждый концерт сопровождала прямая трансляция.
Организаторами выступили Европейский Фонд поддержки культуры (EUFSC) в лице его президента Константина Ишханова и Армянский государственный симфонический оркестр. Художественный руководитель фестиваля — дирижер Сергей Смбатян.
«Мы поняли, что в то время, когда музыканты остались без работы, а слушатели без музыки, мы должны сделать что-то, чтобы переломить эту ситуацию. Сидеть без дела было невозможно, но и провести фестиваль так, как мы это делали всю жизнь, тоже.
В итоге мы нашли способ, который не противоречил правилам безопасности и позволил провести большое музыкальное событие»,
— рассказал президент Европейского Фонда поддержки культуры Константин Ишханов.
С концертами для фортепиано и симфонического оркестра на фестивале выступили Филипп Копачевский, Андрей Гугнин, Александр Гиндин, Глория Кампанер (США), Рипсиме Агакарян (Армения), Никита Мндоянц, Айк Меликян (Армения). Камерную музыку представили трио С. Догадин/Б. Андрианов/Ф. Копачевский, ансамбль Rusquartet.
Концерты для скрипки с оркестром исполнили Франческа Дего (Италия), Сергей Догадин, Гайк Казазян, Андрей Баранов. Солистами в концертах с Государственным симфоническим оркестром Армении выступили также Александр Рамм (виолончель) и Игорь Федоров (кларнет). В вокальных вечерах приняли участие Вероника Джиоева и Геворг Акопян (Армения).
Государственный филармонический оркестр Армении выступал в эти дни под управлением Сергея Смбатяна, Рустема Абязова, Мариуса Стравинского (Германия), Алана Киркопа (Мальта), Дмитрия Яблонского, Джанлуки Марчано (Италия).
Сергей Смбатян, художественный руководитель фестиваля Music-20, главный дирижер Государственного симфонического оркестра Армении:
«Представьте — коронавирус, закрытые границы…После всего этого, даже не сразу, недели через три я понял, что мы сделали то, что даже в самой отчаянной теории было сделать невозможно.
Армения стала первой страной, нашедшей тот формат надежды для музыкантов, который позволил им вновь выйти на сцену. И когда я представил проект руководству страны, мы получили категорическое нет. Тогда мы всей нашей международной командой стали искать варианты, изучать медицинские правила, как в это время музыканты могут работать и зарабатывать, какие должны быть ограничения, дистанции».
В ритме карантина. Часть 1. Музыканты, отмены концертов и деньги
Организаторам пришлось проделать титаническую работу: согласовать приезд 23 музыкантов из разных стран в условиях закрытых границ. Дорога в Ереван лежала только через Минск. До Минска добирались на поездах, автомобилях, самолетах.
Ксения Гамарис (скрипка, Rusquartet):
«Идея с фестивалем в Ереване была просто светлым окошком в это время. Это был наш первый концерт за пять месяцев карантина. Мы очень его ждали, мы так соскучились по музицированию.
Ехали до Минска на машине, за нами прислали прекрасный автомобиль. Организация была настолько фантастическая, все очень четко, все очень вовремя. Такие открытые люди во всем, во всех моментах. Хочется сказать огромное спасибо Константину Ишханову и Сергею Смбатяну за этот фестиваль».
Сергей Догадин (скрипка):
«Организовать перелет было непросто: каждый день что-то менялось, отменялись рейсы. В последний день искали варианты, как можно в принципе вылететь из Вены (отсюда не было прямых рейсов в Армению и даже в Минск). По времени дорога заняла больше суток. За это время можно было бы легко долететь до Австралии! Но все сложилось.
Я рад, что получилось туда приехать, было здорово всем впервые за несколько месяцев собраться и заняться любимым делом».
По приезду каждый участник фестиваля делал обязательный тест на COVID-19. Маски, перчатки, санитайзеры, результаты, дистанция – все эти слова стали сопутствующим фоном на весь фестиваль.
Мариус Стравинский, дирижер:
«Сложное время было, непонятное и, главное, каждый день все менялось: сегодня еще было можно лететь, завтра нет, новые правила постоянно. Оркестр должен был правильно сесть, но к счастью, размер сцены это позволял.
Несмотря на то, что музыканты оркестра не работали долгое время, у нас было девять дней концертов, и они молодцы! Не жаловались, очень терпеливые, выносливые, талантливые. Я дико устал, честно, но они выглядели бодро.
Преодоление препятствий — это на самом деле хорошо для нашего эго. Нужно почаще это делать, чтобы спуститься на землю. В итоге мы сыграли несколько потрясающих концертов, впервые за несколько месяцев, это было такое наслаждение и дало мне вдохновение еще надолго вперед!»
Государственный симфонический оркестр Армении за время фестиваля выходил на сцену девять раз.
Джанлука Марчано, дирижер:
«Все мои концерты были отменены из-за COVID-19. Конечно, скучал по сцене и вообще по живому выступлению. Для дирижера инструмент — это оркестр. Изоляция была ужасной.
Когда получил приглашение на фестиваль, я был удивлен и очень счастлив. Организовано великолепно, все было идеально спланировано. Должен поблагодарить Константина Ишханова и маэстро Смбатяна за то, что они позаботились о каждой детали моего пребывания и сделали эту поездку такой гладкой. Я восхищен их работой и гостеприимством».
Все участники фестиваля отметили, что без слаженной работы, а главное, смелости организаторов, провести это большое событие было бы невозможно. Music-20, как и задумывалось, стал первым крупным международным музыкальным событием в мире после отмены основных ограничений.
Сергей Смбатян:
«Наша задача показать, что мы можем делать вещи антиинерционные. Потому что инерция была на остановку всей культурной жизни, а мы хотели придать импульс. Для нас так высоко и важно искусство, что мы умеем находить решения.
Есть много причин что-то не сделать, но если ты чего-то хочешь, и это для тебя важно, и это нравственно, то ты все преодолеешь».
Александр Гиндин (фортепиано):
«И вот сейчас время прошло, а послевкусие осталось. И было душевно, хлебосольно, как принято в Армении. Хочется или остаться навсегда или вернуться уже на следующий день.
Работа Европейского фонда поддержки культур была проделана идеально. Я даже не представляю, кто еще из персоналий, кроме Константина Ишханова мог бы сделать такую историю. Огромное уважение ему и Сергею Смбатяну — их амбициям, возможностям, творческому рвению, трудолюбию. Ничего похожего на фестиваль Music-20 не было за все это время ни в одной стране мира. Это уникальное по масштабу музыкальное действо, со своей творческой, и организационной составляющей.
Огромная радость для исполнителя иметь таких партнеров, которые в кризисной ситуации вопреки всему могут ринуться в бой и вложиться и физически, и ментально, и финансово, и эмоционально, с настоящим желанием сделать все на высшем уровне. Также дать возможность музыкантам проявить себя, публике — услышать их, дать возможность в принципе концертному процессу место. Ведь слушатели забывают ощущения от музыки».
Ситуация с пандемией научила слушателей еще одной форме: наслаждаться прекрасным через онлайн-концерты. Такого количество контента, которое появилось в дни карантина, в интернете никогда не было: свои записи, порой самые редкие, в свободном доступе публиковали все крупнейшие концертные залы и оперные театры мира.
Несмотря на высокую онлайн-конкуренцию, к прямым трансляциям фестиваля ежедневно присоединялись десятки тысяч человек, максимальный рекорд составил более 100 тысяч.
Андрей Баранов (скрипка):
«Мы все выступали после огромного перерыва и я, может, неожиданную вещь сейчас скажу, что многим карантин пошел даже на пользу, а не во вред. Потому что чувствуется еще большая любовь, голод по сцене, радость от общения. Еще больше начинаешь это ценить, чем когда ты был постоянно на гастролях, в суете и в спешке. То же самое происходит со слушателями.
Страхи, конечно, у нас были. Мы все до сих пор боимся, стремимся беречь себя и близких. Никто ведь не хочет подхватить вирус и застрять где-то на две недели, и не дай бог, навредить здоровью своему и окружающих.
Концерты в пандемию — это большой риск, но я не знаю музыкантов из своего круга, которые бы на него пошли. Играть и музицировать хочется намного больше».
Программа фестиваля составлялась с учетом запросов широкой аудитории — от непрофессионалов до настоящих ценителей редких произведений. Здесь звучали и знаменитые симфонические сочинения Ф. Мендельсона, П. И. Чайковского, А. Хачатуряна, Й. Гайдна, Э. Грига, Ж. Бизе, и шедевры камерной музыки А. Бородина, В. А. Моцарта, А. Шнитке, Б. Бриттена, Д. Шостаковича).
Два дня были полностью посвящены творчеству современных армянских композиторов — Степана Шакаряна, Эдуарда Мирзояна, Тиграна Мансуряна, Эдуарда Айрапетяна, Газароса Сарьяна, Александра Арутюняна, Иоанна Тер-Татевосяна).
Не обошлось и без мировых премьер: впервые на сцене было представлено сочинение Алексея Шора «Четыре сезона Манхэттена» для скрипки с симфоническим оркестром (солист — Сергей Догадин).
Сергей Догадин:
«В классической музыке много произведений, посвященных временам года — работы Пьяцоллы, Вивальди, Чайковского и пр. — и приятно увидеть ещё одного композитора в этом ряду.
Сочинения Алексея Шора приятно исполнять, мне нравится их мелодическая составляющая. И хоть это музыка наших дней, она написана в романтической стиле, и это намного проще и понятнее не только для исполнителя, но в том числе и для слушателя».
Александр Гиндин:
«В Armenian State Symphony Orchestra такая приятная атмосфера, творческая и легкая, с ними легко дышать вместе. Чудесные совершенно ребята и очень хорошие музыканты.
Я же понимаю, что все непросто — „коронавирусная рассадка“, а мы играем камерный концерт Моцарта, когда предполагается, что музыканты сидят “смычок в смычок”… Это требует большого запаса мастерства и собранности. Но эти музыканты заводятся с пол-оборота, чувствуют импульс друг друга, понимают, кто чего хочет и работают в одном направлении.
На тот момент, когда с ними играл я, они уже почти месяц играли в режиме 24/7, и это еще одно очко в их пользу, потому что так много работать и даже взглядом не жаловаться на жизнь — для оркестранта это круто».
Ознакомиться с полной программой фестиваля можно на официальном сайте. А с 24 по 28 сентября 2020 Европейский фонд поддержки культуры в сотрудничестве с Государственным симфоническим оркестром Армении представит Музыкальный фестиваль «Армения-2020», который в четвертый раз пройдет в Ереване.
Дженнет Арльт