
10 апреля 2023 на 92-м году жизни скончался выдающийся французский артист балета, балетный педагог и балетмейстер, реставратор старинной хореографии Пьер Лакотт.
Причиной смерти Лакотта стало заражения крови, об этом сообщило агентство Франс Пресс со ссылкой на его жену Гилен Тесмар.
По ее словам, хореограф скончался в клинике на юге Франции в результате сепсиса. Смерть наступила в 10 апреля в четыре часа утра.
«У него до сих пор было много проектов, он работал над книгой»,
– рассказала Тесмар.
Пьер Лакотт родился 4 апреля 1932 в Шату, маленьком городке под Парижем. В 1946 по окончании балетной школы при Парижской национальной опере (педагоги Гюстав Рико, Карлотта Замбелли) был принят в кордебалет этого театра, а в 1951 в возрасте всего 19 лет был возведен в ранг первого танцовщика. Нередко выступал в качестве партнера звезд балетной труппы Оперы Иветт Шовире, Лисетт Дарсонваль, Кристиан Воссар.
В 1952 Харальд Ландер, известный датский хореограф, в то время работавший во Франции, возобновляя на сцене Парижской оперы фрагменты балета «Сильфида» Х. Левенскольда (хореография А. Бурнонвиля) выбрал его на роль Джеймса. Так в жизнь Лакотта впервые вошел балет, впоследствии сыгравший «роковую» роль в его судьбе.
В 1954 балет Лакотта «Ночь — волшебница» на музыку С. Беше показало бельгийское телевидение, что навело его на мысль оставить Парижскую оперу с тем, чтобы сосредоточиться на сочинении танцев, чем ранее он занимался лишь от случая к случаю.
В 1955 он собрал собственную труппу, которой дал название «Балеты Эйфелевой башни» (1955-56; 1959-62). Она заявила о себе выступлениями на сцене Театра на Елисейских полях, исполнив балеты Лакотта «Солнцестояния» на музыку Д. Вейнберга, «Парижский парнишка» на музыку Ш. Азнавура и «Концертино» на музыку А. Вивальди. Затем он гастролировал с этой труппой по Европе.
Однако, не желая расставаться с карьерой танцовщика, продолжал танцевать, причем по-прежнему с великими партнершами: в Нью-Йорке в Метрополитен-опера с Мелиссой Хейден, в Лондоне — с Виолетт Верди. Танцевал также в странах Бенилюкса, Германии, Швейцарии.
Поставил несколько балетов для фестивалей: «Такой сладкий гром» на музыку Дюка Эллингтона был показан в Берлине, «Ипполит и Арисия» на музыку Ж. Ф. Рамо — на фестивале Маре (Франция), «Поединок Танкреда» на музыку К. Монтеверди — в Экс-ан-Провансе (Франция).
С 1963 в течение семи лет руководил труппой «Музыкальная молодежь Франции», для которой за это время поставил 35 балетов, в том числе «Простая симфония» на музыку Б. Бриттена, «Гамлет» на музыку У. Т. Уолтона (1964), «Пентесилея» Л. Семенова (1964), «Будущие страсти» на музыку В. Лютославского и «Голос» в сотрудничестве с Эдит Пиаф.
«Сильфида» Пьера Лакотта
Открытием «Музыкальной молодежи Франции» стали будущие всемирно известные танцовщики Гилен Тесмар и Микаэль Денар. Для них Пьер Лакотт поставил свои лучшие оригинальные балеты и осуществил первую, наиболее знаменитую реконструкцию.
История воссоздания одного из самых выдающихся балетов эпохи романтизма тоже была вполне романтическая. Завещание внука Марии Тальони открыло путь к ее архиву, однако оказалось, что архив был рассеян. После трехлетних изысканий в музеях и библиотеках, а также бесед с бывшим собственным «частным» педагогом Любовью Егоровой, которая помнила рассказы последнего петербургского партнера Тальони Христиана Иогансона, замысел Лакотта обрел реальные очертания.
А замысел был грандиозен: он хотел восстановить балет «Сильфида» Ж. Шнейцгоффера, поставленный в 1832 в Парижской опере Филиппо Тальони для своей дочери, балерины всех времен и народов Марии Тальони.
«Сильфида» возродилась к новой жизни в качестве фильма-балета. На следующий день после того, как его показало французское телевидение, все трое — Лакотт, Тесмар (Сильфида) и Денар (Джеймс) проснулись знаменитыми. И вскоре получили приглашение воспроизвести эти танцы уже на сцене Парижской оперы, что и было сделано в том же 1972.
Пьер Лакотт стал балетмейстером и солистом (до 1977) балетной труппы Парижской оперы, куда также были приняты Тесмар (в 72 в ранге этуали) и Денар (в 65-м, этуаль — с 71-го), и почувствовал вкус к восстановлению старинных балетов.
Для французского телевидения поставил оперу-балет «Галантная Европа» А. Кампра и балет «Дама с камелиями» на музыку Дж. Верди (1977)
Преподавал в Национальной консерватории, был педагогом-репетитором в Опере.
В 1985 вместе со своей женой Гилен Тесмар возглавил только что созданную труппу Балет Монте-Карло, для которой поставил балеты Te Deum на музыку Ж.Бизе и «Двадцать четыре часа из жизни женщины» на музыку Э. Нике (по новелле С. Цвейга).
В 1988 стал артистическим директором балетной труппы Оперы Вероны (Италия).
В 1991-99 возглавлял труппу Национальный балет Нанси и Лотарингии.
В соавторстве с Жаном-Пьером Пастори написал книгу о балете — «Традиция» (Editions Favre, 1987).
Пьер Лакотт – командор ордена «За заслуги в литературе и искусстве», кавалер российского ордена Дружбы, обладатель приза Международной ассоциации деятелей хореографии «Benois de la Danse» (номинация «За жизнь в искусстве», 2012), офицер ордена Почетного легиона (2013).
Пьер Лакотт в России
В 1977 в СССР на гастролях балетной труппы Парижской оперы — они проходили на сцене Большого театра — впервые был показан балет «Сильфида» в постановке Лакотта (с участием все тех же Гилен Тесмар и Микаэля Денара).
В 1979 он перенес этот балет на сцену Новосибирского театра оперы и балета (Сильфида — Любовь Гершунова, Джеймс — Анатолий Бердышев).
В том же году подготовил программу Вечера старинной хореографии в ленинградском театре имени Кирова (танцевали ведущие артисты труппы, в том числе Алла Сизова, Ирина Колпакова, Габриэла Комлева).
В 2000 поставил «Дочь фараона» в Большом театре (мировая премьера балета в его редакции).
В 2006 поставил балет «Ундина» Ц. Пуни (хореография Ж. Перро, М. Петипа) в Мариинском театре.
2010 — на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета были показаны три представления балета «Пахита» в исполнении балетной труппы Парижской оперы.
В 2011 поставил балет «Сильфида» в Московском академическом музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
В 2013 поставил новую редакцию балета «Марко Спада» в Большом театре. В июне 2023 года балет «Марко Спада» будет восстановлен на сцене Большого театра России.
ClassicalMusicNews.Ru, по материалам сайта Большого театра