В рамках турне, посвященного 20-летию НФОР, состоялись концерты коллектива в Мурманской области.
В Мурманск вернулось солнце: после полярной ночи световой день неуклонно растет. Белые ночи придут в Заполярье к первомайским праздникам; а в конце месяца наступит полярный день — время, когда солнце и вовсе перестанет заходить за горизонт.
Необычную энергетику севера хорошо чувствуют музыканты, которых, как магнитом, тянет в самый большой город за Полярным кругом. Артисты НФОР во главе с дирижером Владимиром Спиваковым приезжают на Кольский полуостров с 2005 года, и неизменно их гастроли становятся событием для всех любителей музыки и неофитов.
Некоторых оркестрантов с Мурманском связывает настоящая дружба. Однажды после выступления оркестра к концертмейстеру группы виолончелей Петру Гладышу подошел один из слушателей. Оказалось, что благодаря концертам НФОР он по-настоящему полюбил классическую музыку.
Когда оркестр снова оказался в Мурманске, меломан предложил Петру свозить его на край земли — в Териберку, ставшей широко известной после фильма Андрея Звягинцева «Левиафан».
«Вы так много нам даете»,
— объяснил свою инициативу мурманчанин.
«Мне тоже хочется поделиться с вами красотой».
Путешествие состоялось, и дружба, рожденная музыкой, стала еще крепче.
«Они тебя видят»
Актриса Екатерина Ефремова, которую пригласили провести первый концерт НФОР в Мурманской филармонии, испытывала большое волнение в этой роли.
«Я не музыкант. Для меня огромная ответственность провести концерт такого коллектива; нужно было не ошибиться в названиях, вовремя все сказать, не видя, что происходит на сцене.
Но меня не оставили одну: с самого начала рядом со мной находились люди из команды маэстро. Все они были вежливы, доброжелательны, улыбчивы. Поблагодарили после концерта. Благодарили и сами музыканты.
Я много работаю с разными коллективами и солистами, и могу сказать, что подобное отношение — большая редкость. Ведь я для них — незнакомый человек, который даже не выходил на сцену. Но на время концерта я ощутила себя частью команды. Когда ты общаешься с этими людьми, то понимаешь, что они тебя видят».
«С Моцартом в саду цветущих сакур»
В Мурманской филармонии НФОР под управлением маэстро Спивакова дал два концерта. В первый вечер прозвучал 21-й концерт для фортепиано с оркестром Моцарта и «Итальянская симфония» Мендельсона. Солистка — стипендиатка благотворительного фонда Владимира Спивакова Шио Окуи.
В ее интерпретации Моцарт получился очень культурным, сдержанным в эмоциях, без аффектаций, и при этом не поверхностным, полным достоинства. Врожденная аккуратность и деликатность натуры помогла солистке выделить экстракт стиля и наполнить его моцартовской мудростью и жизнелюбием. Знаменитая вторая часть словно перенесла слушателя в сады цветущих сакур, где каждый мог обрести чувство согласия с жизнью и собой.
«Оркестр — скрипка в руках маэстро»
Конечно, такого эффекта нельзя было добиться без поддержки оркестра и полного единодушия с дирижером. НФОР в концерте Моцарта буквально предвосхищал фразировку солистки, ювелирно обрамляя партию фортепиано.
Музыканты знают: Моцарт не прощает фальши, при своей легкости он – самый требовательный композитор; у Моцарта нет проходящих нот и безликого аккомпанемента. Именно поэтому только оркестрам высочайшего класса удается произвести впечатление исполнением Моцарта. Здесь требуется идеально выверенная штриховая культура и общее для всех, одухотворенное и легкое дыхание.
Оркестр НФОР продемонстрировал на Моцарте свою высочайшую квалификацию. Безупречное владение временем — одна из особенностей Владимира Спивакова как дирижера; именно поэтому ему так удаются интерпретации классики. После концерта я побывала в гримерке у маэстро и поделилась с ним своими впечатлениями от исполнения:
— Владимир Теодорович, отдельное вам спасибо за Моцарта. Поразительно, что оркестр звучал так, как будто это ваша скрипка.
— Спасибо, что вы заметили! Я много над этим работал.
— Тембры рояля, струнных и деревянных духовых сплетались в однородное полотно. Не представляю, какой еще оркестр может так звучать.
— Симфонический — никакой. Ни в России, ни где-то еще.
***
Симфонию Мендельсона оркестр также исполнил на одном дыхании. В одной из частей (конечно же, в самом тихом месте), в зале зазвонил телефон. Звук, к которому мы, казалось бы, привыкли в жизни, многих заставил вздрогнуть, настолько грубым и чужеродным он показался среди эдемовых кущ, в которые музыканты завлекли слушателей.
«Музыка открывает границы»
Во второй день гастролей оркестр и маэстро Спиваков представили публике совершенно другую программу. Открылся концерт блестящей увертюрой из оперы «Кармен». Тон, который задал оркестр, эмоциональный накал и яркая палитра тембровых красок мгновенно перенесли публику из прохладного и чуть заснеженного Мурманска в жаркую Севилью.
Солисткой этого вечера выступила известная меццо-сопрано Полина Шамаева, которая исполнила знаменитые арии Кармен из оперы Бизе. Даже те, кто не знает французский язык, без сомнения, поняли каждое слово, настолько выразительно артистка подавала текст, сопроводив его талантливой игрой мимики и жестов.
Трудно сделать что-то оригинальное в таких партиях, как Кармен, но Полине Шамаевой удалось найти новые, легко узнаваемые речевые интонации, которые раскрасили и обогатили ее вокал. В результате на сцене явилась настоящая Кармен — роковая, опасная сердцеедка, разбойница и дикарка, от которой невозможно отвести взгляд.
Не только исполнение всеми любимой музыки покорило публику. Интермеццо из сарсуэлы «Свадьба Луиса Алонсо» Хименеса — не самое известное произведение, но именно оно вызвало шквал аплодисментов.
В этом сочинении особенно ярко проявила себя ударная группа оркестра. Дуэт кастаньет и бубна приковал к себе всеобщее внимание: для многих стало открытием, что на бубне существует столько различных приемов игры.
Взгляд неизменно притягивал Заслуженный артист России Андрей Лысенко, исполнявший партию тарелок: в его руках они по-настоящему пели. Отдельным удовольствием было наблюдать, как музыкант филировал звук: скорость вибрации тарелок менялась пропорционально скорости ведения смычков у струнников.
«У меня все — бриллианты»
После второго концерта наше общение с Владимиром Теодоровичем продолжилось.
Владимир Спиваков: Здравствуйте! Ну как вам сегодняшний концерт?
Екатерина Охраминская: Потрясающе! Особенно порадовали ударные инструменты.
— А какая у меня медь, а? У меня все – бриллианты!
— И медь, и дерево, и струнные… А как музыканты на вас смотрят! Видно, что они вас искренне все любят.
— Так и я их люблю.
— Владимир Теодорович, сегодня одна слушательница в антракте сказала: «Это как после храма выходишь — душа наполнена». Люди говорят друг с другом о таких вещах после ваших концертов.
— Да. Потому что люди сразу близкими становятся. Близкими нам, близкими друг другу.
Совсем другая ситуация получается, когда человек уходит с концерта, чем когда он приходит. Приходит с заботами; жизнь трудная, что тут говорить! Люди забывают об этих подробностях, что-то другое чувствуют. Они себя снова воссоздают, сущность свою.
— Можно сказать, что музыка возвращает человеку его природу?
— Конечно. У нас такая жизнь, что не дают почувствовать людям часто, что они люди. К ним относятся нехорошо. Без любви, без уважения. Просто так. Ими пользуются.
А мы не пользуемся. Мы, наоборот, даем им ощущения счастья какого-то, надежды, чего-то высшего и духовного. В них же все это есть! В человеке вообще есть потребность в красоте. Даже древние люди нехитрый свой быт украшали. В любом человеке живет чувство красоты.
— Жаль, что пока не все отыскали в себе этот источник. Вот вы живете в современном мире, видите, что происходит. Где вы берете силы продолжать любить людей?
— Музыка — это счастье. То, что у нас отнимает жизнь, возвращает музыка.
— А как не-музыкантам быть? Ведь есть те, кто совсем далек от этого.
— Очень жалко! Чем больше людей и, особенно, детей будет учиться музыке, тем лучше они будут. Потому что в музыке, как правило, нет агрессии никакой. Еще Булгаков это отметил. Люди побольше, поумней меня так говорили. Музыка, пожалуй, единственное место, где нет агрессии.
— В современной, наверное, есть уже что-то на грани.
— Современная музыка — это своего рода зеркало. Вот у Шнитке, например, мы играем «Па-де-де» из его балета: там все начинается так, как будто это ноктюрн Шопена, а заканчивается хаосом жизни.
— Вы верите, что все закончится хорошо для человечества?
— Конечно, страшно. Потому что мы не управляем процессом. Этим управляют другие люди. Я считаю, что безбожников очень много.
— Несмотря на то, что церкви строятся на каждом шагу?
— Церковь должна быть внутри человека. Пока есть жизнь — есть надежда.
— Как вы ощущаете сейчас свою миссию?
— Миссия музыканта — нести свет.
«Исцеляющий звук»
Свои гастроли по Мурманской области НФОР завершил в Североморске и Апатитах. В Североморске прозвучала программа второго филармонического вечера, а в Апатитах оркестр, уже под управлением Арсентия Ткаченко, исполнил программу из любимых произведений русских классиков: Чайковского, Свиридова, Шостаковича и Хачатуряна.
Концерты НФОР привлекли внимание, без преувеличения, всей культурной общественности Мурманска и Мурманской области. Даже те музыканты, которые не очень-то жалуют чужие концерты, пришли на один из четырех вечеров с маэстро и его коллективом.
«Когда слышишь этот оркестр, то веришь в невероятные истории, которые до этого казались преувеличением.
Говорят, что Гайдн однажды пришел на ораторию Генделя в Лондоне: больной, с жаром и в лихорадке, он вышел после концерта абсолютно здоровым.
У НФОР свой, особенный звук, который тоже имеет целительный эффект. Струнные группы настроены, как квартет, и это слияние инструментов действует на человека, как лекарство»,
– делится своими впечатлениями артистка Мурманского филармонического оркестра Ольга Гилёва.
Без преувеличения можно сказать, что в Мурманске Владимиру Спивакову, Арсентию Ткаченко и музыкантам НФОР будут рады всегда. Юбилейный тур оркестра продолжится в Узбекистане.
Екатерина Охраминская