Густаво Дудамель, дирижер-суперзвезда, уйдет в отставку с поста музыкального руководителя Парижской оперы в августе 2023, на четыре года раньше запланированного срока и после всего двух сезонов работы.
Об этом сообщила пресс-служба театра 25 мая 2023.
42-летний Дудамель, который также возглавляет Лос-Анджелесский филармонический оркестр и в 2026 году займет пост музыкального и художественного руководителя Нью-Йоркского филармонического оркестра, сказал, что уходит в отставку, чтобы проводить больше времени со своей семьей.
«С тяжелым сердцем и после долгих размышлений я объявляю о своей отставке»,
— говорится в его заявлении.
«У меня нет других планов, кроме как быть с моими близкими, которым я глубоко благодарен за то, что они помогают мне оставаться сильным в моей решимости расти и продолжать работать над собой как в личном, так и в творческом плане, каждый день».
Продукт “Системы” и природы. Густаво Дудамель возглавил Лос-Анджелесский филармонический оркестр
Двухлетний срок пребывания Дудамеля в должности станет одним из самых коротких в новейшей истории Парижской оперы. Его внезапный уход необычен для индустрии классической музыки, где дирижеры, как правило, работают в течение срока действия своих контрактов, а сезоны обычно планируются на годы вперед.
Его отставка произошла через несколько месяцев после того, как он сделал неожиданное заявление о том, что оставит свой пост в Лос-Анджелесе, который он занимал с 2009 года, в конце сезона 2025/26 ради Нью-Йорка.
Александр Неф, генеральный директор Парижской оперы, высоко оценил «особые отношения» Дудамеля с оркестром и сказал, что уважает его выбор.
В беседе с корреспондентом New York Times он сказал, что с января Дудамель выражал обеспокоенность тем, сможет ли он исполнять свои обязанности, в том числе, уделять столько времени, сколько необходимо для репетиций и выступлений в оперном театре.
«В конце концов, он пришел к выводу, что просто не может дать театру то, что, по его мнению, требуется»,
— сказал Неф.
За последние несколько месяцев Неф предлагал различные способы оставить Дудамеля в Париже.
«Я не пытался выворачивать ему руки»,
— сказал Неф.
«Мы пробовали разные сценарии и варианты расписания. Но, в конце концов, он почувствовал, что просто занимать должность для него недостаточно».
Представители Густаво Дудамеля заявили 25 мая, что он недоступен для интервью.
Оперный театр и Дудамель все еще обсуждают, как поступить с его выступлениями, запланированными на сезон 2023/24. Ему предстояло руководить новой постановкой оперы Вагнера «Лоэнгрин», парижской премьерой «Ангела-истребителя» Томаса Адеса, а также дирижировать несколькими концертами с оркестром.
Уход Дудамеля создает вероятность того, что он сможет начать выступать с Нью-Йоркским филармоническим оркестром раньше, чем ожидалось. Из-за сложностей в расписании он не планировал часто присутствовать в Нью-Йорке до сезона 2026-27. На позапрошлой неделе он дирижировал исполнением Девятой симфонии Малера с этим оркестром, но в следующем сезоне его выступления пока не запланированы.
Президент и исполнительный директор Нью-Йоркского филармонического оркестра Дебора Борда, которая помогла Дудамелю начать карьеру в Лос-Анджелесе почти два десятилетия назад и убедила его устроиться на работу в Нью-Йорке, выразила надежду, что теперь он сможет проводить больше времени с оркестром, начиная со следующего. сезона, но конкретика пока не обсуждалась.
«Он совершенно ясно дает понять, что не хочет принимать это решение сейчас»,
— сказала Дебора Борда в в беседе с корреспондентом New York Times.
Когда Густаво Дудамель получил работу в Нью-Йорке, некоторые в отрасли предположили, что он стремился сократить свои поездки в Париж. Но Борда сказала, что Дудамель, родившийся в Венесуэле, во время пандемии понял, что хочет проводить больше времени в Испании, где сейчас живут его жена, 12-летний сын, родители и бабушка.
«Несомненно, его будут критиковать»,
— сказала она о его решении уйти в отставку.
«Но я думаю, что это смелый и важный шаг».
В Париже Дудамель руководил резонансными постановками современных («Никсон в Китае» Джона Адамса) и классических опер («Турандот» Пуччини).
Музыканты оркестра и Александр Неф относились к Дудамелю с уважением, хотя иногда он получал неоднозначные отзывы европейских критиков. Постановка оперы Вагнера «Тристан и Изольда», которой он дирижировал ранее в этом году, стала известной благодаря тому, что публика освистала участвовавшую в ней певицу.
Сам Парижский театр, кажется, борется с некоторыми финансовыми трудностями. Запланированные выступления оркестра Парижской оперы в Лондоне и Вене в апреле были внезапно отменены. Представители Барбикан-центра в Лондоне заявили, что это произошло
«из-за факторов, которые в настоящее время делают гастроли финансово сложными»
для коллектива.
В 2021 году заключение контракта с Густаво Дудамелем на срок в шесть сезонов считалось удачным решением для театра, основанного в 1669 году Людовиком XIV как Академия оперы. Впрочем, это был сомнительный союз, учитывая плотный график Дудамеля и его частые поездки в Лос-Анджелес. Кроме того, он заслужил славу и признание как симфонический дирижер, а в опере опыта у него было меньше.
Тогда Дудамель говорил, что он почувствовал химию во взаимоотношениях с Парижской оперой после своего дебюта в театре в 2017 году с оперой Пуччини «Богема».
«Я чувствовал связь с театром, с музыкантами, с хором, со всей командой,
— сказал он в интервью The New York Times в 2021 году.
— Я пробыл здесь полтора месяца и чувствовал себя так, будто находился дома.»
Уход Густаво Дудамеля ставит Парижскую оперу в затруднительное положение. Неф сказал, что оркестр будет полагаться на приглашенных дирижеров, чтобы заполнить пробелы в предстоящих сезонах, и что вскоре театр начнет поиск постоянного лидера с
«целью найти лучшего человека, а не самого доступного».
«Мы достаточно сильны, чтобы пройти через этот период, пока мы ищем кого-то нового»,
— сказал он.
Театр проинформировал 175 музыкантов оркестра о решении Дудамеля 24 мая 2023 года. Неф сказал, что некоторые заметили изменения в их отношениях с Дудамелем за последние несколько месяцев и были рады тому, что наступила ясность.
«Они ожидали, что что-то произойдет»,
— сказал он.
«Разочарование и грусть имеют место, но это также и момент облегчения, поскольку теперь понятно, что происходит».
Хавьер С. Эрнандес, The New York Times. Перевод – ClassicalMusicNews.Ru