18 и 19 июня 2023 в Государственном Кремлевском дворце прошли выпускные спектакли учащихся Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Учебное заведение отмечает в этом году юбилей — 285 лет со дня основания. Программа концерта вполне ожидаемо состояла из балетной классики — дореволюционной и советской.
Вечер открылся сюитой «Оживленный сад» из балета «Корсар» (хореография Мариуса Петипа в редакции Юрия Бурлаки). Московские театралы хорошо знакомы с данной версией — ведь с 2007 по февраль 2021 года именно «Корсар» в постановке Алексея Ратманского и Юрия Бурлаки шел в Большом театре. Этот хореографический блокбастер, возрожденный в максимально приближенном к оригиналу конца XIX столетия виде, в свое время наделал немало шума. А волшебство «Оживленного сада», в котором Петипа создал величественную композицию, представляющую собой практически «цветочный Версаль», заставляло многих приходить на спектакль не один раз.
Но теперь этот «Корсар» в прошлом — то, что его возобновят крайне маловероятно. Потому за выбор столь неординарного материала уже стоит поблагодарить вагановцев. Однако плюсы только начинаются — ведь студенты освоили хореографию 130-летней давности не просто с прилежанием, а с истинной стилистической чуткостью и вниманием.
Кордебалет был синхронен, устойчив, аккуратен, а солистки — каждая из них была драгоценностью, отдельной жемчужиной этого хореографического шедевра. Изысканно-нежная Ярославна Куприна (Медора), станцевавшая старинную вариацию очень утонченно и филигранно, обаятельная Алиса Баринова (Гюльнара), танец которой соткан из тонкого кружева. Обворожительна миниатюрная девушка из Финляндии Пинья Риссанен — ее сольный номер стал своеобразной вишенкой на торте «Оживленного сада».
К гармоничной конструкции этого «балетного рая» специально для выпускников Николай Цискаридзе добавил знаменитое па-де-де Медоры и Раба и старинное па-де-труа одалисок. В первом солировали главные звезды этого выпуска — уже ставшая известной Мария Кошкарева и заслуженно набирающий популярность Кодама-Помфрет Тайга из Великобритании.
Кошкарева — действительно уже готовая балерина, которая знает, как себя подать. Величественность, стать, техническая уверенность, апломб этой молодой, но не по годам профессиональной танцовщицы выдают в ней настоящего лидера. Таким же предстал и ее партнер — кроме баснословного технического арсенала у парня явно большой актерский талант. Цискаридзе соединил в этом дуэте своих сильнейших подопечных и явно не прогадал.
После холодной роскоши императорского «Корсара» как нельзя кстати пришлась сюита из темпераментной и огненной «Лауренсии» в хореографии Вахтанга Чабукиани. Впервые этот балет появился в 1939 году — его либретто написано по драме Лопе де Веги «Овечий источник». Спектакль, где испанские крестьяне восстают против феодалов, несомненно, был крайне актуальным для того времени. В нем блистали Майя Плисецкая, Николай Фадеечев, Наталия Дудинская, Нина Тимофеева и сам Чабукиани — лучшие силы Кировского и Большого театров. Но от забвения его ничто не спасло — в конце 70-х он испарился со сцены, как образец «устаревшего драмбалета».
Триумфальное возвращение состоялось только в 2010 году — в Михайловском театре Михаил Мессерер воскресил оригинальную «Лауренсию», но сделал много сокращений и купюр. Эту версию там можно увидеть и сегодня.
Сюита, которую демонстрировали выпускники Академии — пиршество характерного танца. Даже классическое pas de six у Чабукиани снабжено а-ля национальной пластикой. Танец здесь на первом плане, ведь музыка Александра Крейна абсолютно вторична и ремесленна, она ни в коем случае не самостоятельный и ценный материал.
Проблем с освоением лексики характерного танца у студентов тоже не возникло — благо в Академии здравствует выдающийся мастер Ирина Генслер и другие педагоги, которые смогли привить своим подопечным вкус и нужную манеру исполнения. Именно поэтому студенты-артисты танцевали с такой отдачей, воодушевлением и главное — завидным мастерством. Софья Валиуллина, исполнявшая роль самой Лауренсии, была превосходна в своей органичности и внимании к деталям — она уже настоящая артистка, которой подвластна и абсолютно классическая хореография Петипа (в том году она танцевала Раймонду на выпускном), так и более терпкий, колоритный стиль балета Чабукиани.
Запомнилась очаровательная Дарья Куликова, прощебетавшая свою вариацию с таким очарованием и бисерной легкостью, что нельзя было не удивиться. А мастер-класс по эмоциональной наполненности провела Карина Давлеева, солировавшая в постепенно набирающем градус «Фламенко» — ее томной, соблазняющей пластике и обжигающему взгляду могут позавидовать сами испанки.
Филипп Геллер