Испанская музыка и испанская живопись: два в одном.
В Музее изобразительных искусств имени Пушкина снова организован фестиваль «Декабрьские вечера». На этот раз он посвящен музыкальному искусству Иберийского полуострова и параллелен двум выставкам: «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев!» и «Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков». Концерты проходят в Белом зале главного здания.
Программы фестиваля разнообразны и отличаются кросс- культурными связями. Например, метаморфозы главных образов-архетипов испанской культуры – Кармен, Дон Жуана и Дон Кихота, причем, например, Кармен предстала в окружении Бизе Щедрина, Цветаевой и Бродского, а Дон Кихот – с композиторами разных времен, от Телемана до Сен-Санса и Шнитке.
Конечно, были произведения знаковых испанских композиторов — от Золотого века испанского Возрождения до XX столетия. Не забыты имена-легенды: Сарасате, Сеговия и Казальс. И прошел вечер памяти Ирины Антоновой, много сил отдавшей «Декабрьским вечерам».
«Афиша готовилась в очень сжатые сроки»,
— говорит исполнительный директор фестиваля Константин Черкасов,
«от составления программ до старта продажи билетов прошло немногим более двух месяцев.
Нам хотелось найти некоторый музыкальный эквивалент к каждому периоду испанской живописи, представленному на выставке «Испанская коллекция».
К Луису де Моралесу и Эль Греко – средневековая испанская музыка для хора a cappella – изумительную программу представила Екатерина Антоненко и ее ансамбль «Интрада». К бытовым зарисовкам художников рубежа XIX–XX века – инструментальная и вокальная музыка Гранадоса, де Фальи, Альбениса, Турины и других композиторов, не столь известных российскому слушателю.
Фестивалю необходимо разнообразие жанров. Так что в программе и концерт Эсперансы Фернандес, одной из лучших кантаор классического фламенко. Исполнителей «канте хондо» из Испании было непросто привезти в Москву в нынешней ситуации. К счастью, новое руководство Музея оказало максимальное содействие в решении всех организационных вопросов.
И столь же важным нам кажется показать связь времен, преемственность поколений внутри самого Фестиваля. Поэтому в «Вечерах» заявлены и концерты совсем молодых исполнителей, и сольный фортепианный вечер Елизаветы Леонской с тремя последними сонатами Бетховена – концерт-оммаж основателю «Декабрьских вечеров» Святославу Рихтеру, имя которого много значит для Елизаветы Ильиничны и ГМИИ им. Пушкина».
«Испания и Испанские мотивы в музыке» – так назывался вечер солистов Молодежной оперной программы Большого театра. Первое отделение (концерт состоял из композиторских песен ) было отдано музыке второй половины 19-го – начала 20-го веков: Гранадос, Обрадорс, Турина. Второе – еще и фрагментам разных сарсуэл.
Концерт создал ощущение, что Испания – уникальная страна, в которой влияние традиций на авторскую музыку, кажется, велико, как нигде в Европе. Если вещь 1912 года называется «Собрание тонадилий в старинном стиле», а сборник, созданный в двадцатых-сороковых годах, именуется «Испанские классические песни», можно представить, что услышишь. При том, что это не подражание, а, конечно, музыкальное развитие в духе эпохи.
Тонкости музыки передавали два превосходных концертмейстера (Марк Ваза и Михаил Коршунов) и 11 солистов, среди них трудно выделить кого-то, ибо все пели с пониманием стиля, а плохих голосов в МОП не бывает. Все же я бы особо отметила тенора Марка Кима, баритона Максима Лисиина и баса Жасура Хайдарова. Но и все прочие показали, что в МОП и правда учат не просто петь и эффектно «брать зал», а понимать смыслы, быть артистами. Ведь тонадилья, песня о чувствах или ария из сарсуэлы – это законченная история характера, маленькая исповедь, в которой, кроме чувствительности, всегда есть достоинство.
«Мы рады участвовать в испанской программе фестиваля «Декабрьские вечера»,
— рассказал руководитель МОП Дмитрий Вдовин,
«потому что стилистическое разнообразие, расширение репертуарного горизонта важно для любого артиста. Как и умение услышать и передать национальный колорит, язык и мелодию. Это и тренинг и то, что помогает понять себя и свое место в мире.
Испанская музыка – это музыка средиземноморская, это один из языков романской группы, который необычайно благоприятен для пения. Это сильные чувства в строгой, даже жесткой форме. Гордость, напор и в то же время – сдержанность. Это особые ритмы, риторика и, кроме всего прочего, ярко выраженная дансантность. И своего рода антипод славянской сентиментальности.
С вокальным произношением тоже непросто: особенно по линии согласных, отличающейся от русской фонетики и орфоэпии. Так что освоение этого материала не было легким для наших солистов. Даже жесты на сцене должны быть иными, без нашей традиционной мягкости и округлости.
Но это музыка вдохновляет, влюбляет в себя, как и сама страна, ее народ, история и культура. Наша замечательная певица и в начале нашей Программы – наш педагог Елена Образцова говорила: «Испания – такая страна, где голос начинает звучать сам».
Концерт «Музыка испанских метрополий и колоний» – проект вокального ансамбля «Интрада» под руководством Екатерины Антоненко. В него вошли сочинения для хора a cappella, созданные композиторами 16го – 17-го веков «в то время, когда испанские корабли покоряли Новый Свет».
Музыка, написанная на латинские тексты, отличается особым, чисто испанским религиозным благоговением и даже формально направлена вверх, так устроены все финалы. Постоянные секвенции изображают молитвенное состояние, его неизменность и его изменчивость. И – в тонком исполнении «Интрады» – кажется, что, когда пропевают «Аллилуйя», навстречу голосам летит слепящий свет.
Если первое отделение было посвящено теме греховности, то второе – песням во славу девы Марии. К испанским сочинениям был добавлен Арво Пярт, его молитва «Дева Мария Гваделупская».
Хор Virgencita был написан в связи с приглашением композитора на международный музыкальный фестиваль в Мексике. Это развитие вариативных форм религиозной хоровой музыки в наши дни. Текст – на испанском языке, и ансамбль «Интрада» любовно воспроизвел не только слова, но и предписанные композитором паузы, дающие певцам, по воле автора, некоторую возможность импровизации.
«Задача составить программу «Музыки испанских метрополий и колоний» по просьбе фестиваля «Декабрьские вечера» оказалась для меня очень интересной»,
— говорит Екатерина Антоненко,
«она позволила открыть целый пласт музыки, никогда не исполнявшейся нашим ансамблем и не звучавшей в России.
В подборе программы мне помогал дорогой друг нашего коллектива Питер Филлипс, руководитель ансамбля The Tallis Scholars, делясь своим опытом и снабжая нотами, которые невозможно было достать в России в короткие сроки.
Слушая испанскую музыку, можно почувствовать ее особый колорит, который перекликается с художественными полотнами испанских художников. Наиболее явно его можно уловить в сочинениях, окрашенных в темные тона, или пьесах мистического характера. В нашей программе в этой связи я бы выделила Versa est in luctum Алонсо Лобо – шедевр-миниатюру, написанную по случаю похорон короля Испании Филиппа II в 1598 году. И Salve Regina Эрнандо Франко – 12-минутное полотно, перемежающееся григорианикой, созданное покинувшем родную Испанию композитором, чтобы стать первым maestro di capilla только что построенного Кафедрального собора Мехико.
Барочному стилю принадлежит, пожалуй, только одно сочинение программы – O sacrum convivium урожденного мексиканца Антонио де Салазара. Произведение In horrore visionis nocturnae первого выдающегося композитора, рожденного в Мексике, Франсиско Капильяса, несмотря на время создания, написано в ренессансной стилистике. Так, музыка испанских колоний, обладая высоким уровнем композиторского и исполнительского мастерства, немного отставала от развития музыкального стиля в Европе, что лично меня наводит на параллели с хоровой музыкой барокко в России.
Исполнять эту программу в Белом зале с удивительно подходящей акустикой и в окружении картин испанских художников той же эпохи было огромным удовольствием. Virgencita Пярта стала для нашего ансамбля любовью с первого пропевания, если можно так сказать. Нас буквально заворожило звучание этого сочинения – его трепетность, прозрачность и в то же время его невероятная сила».
Концерт «Образы Испании» собрал палитру авторов, от итальянца Боккерини до француза Форе, и конечно испанских сочинителей. Звучала камерная инструментальная музыка, играли молодые исполнители и даже студенты. Это давало не всегда ровное качество, но хочется отметить ансамбль, сыгравший Струнный квинтет Боккерини, с его сочными зарисовками ночного Мадрида: скрипки, альт и виолончели имитировали то звон колоколов, то солдатский барабан, то запах роз в розарии, даже «Менуэт нищих слепых». Для этого понадобился полный набор смычковых штрихов и стуков по деке.
В Концерте де Фальи для клавесина, флейты, гобоя, кларнета, скрипки и виолончели пленили необычный тембр опуса и мастерство клавесинистки Ульяны Ловчиковой, а также дуэт прозрачно-изощренного звука клавесина с «густыми» низкими звуками виолончели. Получалось сочетание церемонного и джазового, торжественного и экспериментального.
В «Андалузской сцене» Хоакина Турины привлек звук солирующего альта Любови Лазаревой и встреча ориентализма Средиземноморья с европейскими влияниями. Услышать «Павану» Форе в переложении для четырех виолончелей – значит понять, как этот инструмент танцует. Еще один танец, «Фанданго», прозвучал в Квинтете Боккерини для гитары и струнного квартета солировал, очень эффектно, Вячеслав Шугаев, а виолончелист Максим Семыкин еще и выстукивал ритм на специальном устройстве.
Финальный фортепианный Квинтет Гранадоса, по- современному острый и терпкий, местами просто лихой, не дал забыть, насколько музыка Иберийского полуострова пронизана чувством ритма. Во все века.
Испанская тема в искусстве – необъятное богатство. Прежде «Декабрьские вечера» посвящались музыке Франции, Италии и Англии, теперь, как сказали на открытии, руки дошли и до Испании. А материала хватит не на один фестиваль, так что, будем надеяться, этот не последний.
Майя Крылова