VII Международный Фестиваль вокальной музыки Опера Априори вновь, как и в прошлом году, для концерта-открытия выбрал удивительное место на карте музыкальной Москвы.
Англиканская церковь Святого Андрея – тёмно-кирпичный «замок» с островерхой башенкой в Вознесенском переулке – славится отменной акустикой и особой аурой. Здесь в 1960-1990 годах находилась Всесоюзная студия грамзаписи фирмы «Мелодия». Золотой фонд отечественного «винила» создавался именно под этими стрельчатыми сводами. Отрадно, что новые хозяева, англиканская община, продолжают музыкальные традиции.
Концерты классической музыки в «Кирхе», так привычно называют это красивое здание музыканты старшего поколения, проходят регулярно. Особо ценится, если в программе вечера заметен какой-либо «английский след», будь то выбор автора или приезд исполнителей из Туманного Альбиона.
Прошлогоднее открытие Фестиваля полностью посвящалось самому главному композитору «британцу», хоть и саксонского происхождения, великому Г.Ф.Генделю. Арии из его опер и фортепианные сочинения замечательно исполнили Диляра Идрисова и Лукас Генюшас.
Концепция нынешнего концерта-открытия «Опера Априори» – дань стремления организатора и продюсера Елены Харакидзян к необычайным, философски-глубоким, многоуровневым связям между эпохами, странами, исполнительскими школами.
Итак. «Шесть веков британской хоровой музыки» в заглавии концерта –это уже грандиозно для рядового слушателя. У многих сидит с детства в памяти фраза про обиженный крупными композиторскими именами Британский остров:« в XVII веке был у них Пёрселл, а в XX родился Бриттен, а между ними – почти триста лет посредственностей». Но вместо стандартного знакомства с новыми произведениями в строго хронологическом порядке одним хоровым коллективом – дружеское соревнование и слияние в едином tutti британских гостей, ансамбля Voces8 и нашего Вокального ансамбля lntrada под управлением Екатерины Антоненко. Да ещё целых четыре премьеры произведений за вечер – московская и российская, и две мировых, с присутствием авторов!
Века и стили, мадригалы времён Елизаветы I и медитации наших современников чередовались прихотливо, но удивительно гармонично. Естественным казалось даже смешение английского и церковнославянского языков или узнавание православных напевов в обрамлении западных канонов.
Начинали гости. Как сказано в буклете Фестиваля: «Voces8 гордится тем, что может вдохновлять своей музыкой и делиться радостью пения». Октет из трёх прелестных девушек и пяти молодых мужчин известен не только в Англии, но далеко за её пределами благодаря разнообразию программ, сотрудничеству с крупнейшими концертными залами, именитыми солистами, креативной деятельностью в радио и телеэфире, Интернете. Альбомы Voces8 регулярно выходят на Decca Classics.
Собственный благотворительный и образовательный фонд коллектива ежегодно проводит мероприятия, в которых участвуют до 40000 человек. Проводятся семинары, мастер-классы для молодых хоровых певцов, 8-ми лучшим выделяются стипендии. Интересно, что в коллективе, существующем 15-й сезон, средний возраст артистов на вид не более 30! То есть, высочайшая планка интонационной чистоты, слаженности, общего во всех смыслах дыхания сохраняется у октета, не смотря на перманентную смену состава.
Сами по себе голоса участников Voces8 лишены привычного нам хорового академизма: почти по-пионерски звонкие сопрано и лёгкие, ближе к джазовым по фактуре тенора и басы. Но вот когда поют все вместе, а иногда и впятером, вшестером, то их звучание совершенно, как у дорогого музыкального инструмента.
Похоже, цифра 8 имеет особый смысл для коллектива. Первый раздел концерта состоял тоже из восьми небольших номеров. Светлая архаика Уильяма Бёрда (1543-1623) Sing Joyfully и Орландо Гиббонса (1583-1625) Drop, Drop, Slow Tears сменилась романтичными Роберт Лукас Пирсол (1795-1856) Lay а Garland и Чарльз Вильерс Стэнфорд (1852-1924) Beati Quorum Via.
Мировая премьера присутствовавшего автора Александра Ливайна (родившегося в 1955 в Москве Александра Левина) Thy Will Ве Done запомнилась сочетанием традиционности и свежести мелодизма.
Далее вернулись в XVI век, к мадригалам, игривому у Джона Манди (1555-1630) Lightly She Whipped О’ег the Dales и более мощному у Томаса Уилкса (1576-1623) As Vesta was from Latmos Hill Descending. Завершала вокальные миниатюры российская премьера сочинения Роксаны Пануфник (р.1968) Love Endureth, где псалмодия причудливо расцвечена импрессионистским колоритом.
После краткого технического перерыва для выхода ансамбля Intrada полный до отказа зал замер в ожидании мировой премьеры Transfiguration/Пpeобpaжeниe, написанной отцом Иваном Муди (р.1964) специально для VII Фестиваля Опера Априори “Для восьми солирующих голосов и хора” – своеобразное хоровое concerto grosso.
Вот что сказал автор про это произведение, цитирую буклет:
“Преображение – это положенная на музыку история Иисуса Христа, как оно описано в Евангелии от Луки. Евангельский текст на английском языке перемежается разными версиями праздничного ексапостилария (светильна) в стиле путевого распева на церковнославянском.
Сочетание этих двух текстов призвано передать мощную физическую и одновременно мистическую природу этого события и благоговейный трепет, вызванный им и отражённый в тексте ексапостилария”.
Естественно, за путевой распев отвечала Intrada. Густые басы наших хористов, плотные женские голоса придали звучанию весомость. На этом мощном фундаменте модерновые мелодические узоры Voces8 слушались особенно выпукло. Впечатление от такого синтеза, казалось бы, противоположных музыкальных стилей оказалось разительным. Воплощённый в прекрасном пении экуменизм: “Господь един, имён у Него много”. Отец Иван Муди, в полном облачении православного священника, растроганно принимал по окончании горячие аплодисменты покорённого зала.
Далее английские певцы ушли передохнуть. Настал черёд сольного номера Intrada. Джон Тавенер (1944-2013) написал Svyati для хора а капелла и виолончели. Это единственный номер программы, который мне довелось услышать и полюбить в записи ещё до концерта. Хор, повторяющий остинатно по-русски “Святый Боже, святый крепкий…” создаёт басами эффект органной педали. Про мастерство и вдохновенность звучания Intrada, тоже во всех смыслах молодого коллектива, “хора нового поколения” уже доводилось писать.
Душа ансамбля – хормейстер Екатерина Антоненко. Обаятельная юная женщина с тонкими лебедиными руками, за которыми эстетическое удовольствие наблюдать и отдельно.
“И слушаешь, и таешь” – так и хочется повторить слова Снегурочки. И невольно роняешь целительные слёзы от речитативно выразительной, ориентальной исповеди виолончели.
Пётр Кондрашин, казалось, вложил в исполнение нечто сокровенное. Звук его инструмента богаче иного оперного голоса. При том манера музыканта сдержанна, без намёка на сентиментальность. Ансамбль хора и виолончелиста тоже достоин восхищения.
После катарсического Тавенера хотелось выдохнуть. Но снова вышли милые английские гости для исполнения московской премьеры совместо с Intrada, 40-голосного мотета Томаса Таллиса (1505-1585) Spem in alium. Величайший мастер хоровой музыки английского Возрождения известен у нас только специалистам. Для хормейстеров Spem in alium – своеобразный Эверест в жанре мотета, о котором, по словам Екатерины Антоненко, мечтают наиболее отважные.
Снова из буклета:
“Мотет построен на контрастах: голоса вступают и замолкают по очереди, то по одному, то ансамблем, иногда перекличкой, иногда все вместе. Это делает произведение весьма далёким от монотонности –музыка меняется, предлагая всё новые идеи”.
А на слух – словно переливающаяся мозаика, или мерцание мириадов звёзд в глубинах космоса, завораживающий транс вечности, даже без понимания латинского текста:
“Господь Бог наш, Создатель неба и земли, узри смиренье наше”.
И явно узнаваемые интонации Генделя – так вот откуда черпал великий англо-саксонец свои торжественные фанфары!
Полтора часа концерта оставили чувство сопричастности к вечным ценностям и радость за их сегодняшнюю интерпретацию. Пока звучит такая музыка, пока люди разных стран, языков и конфессий могут соединиться в едином хоре – мир имеет шанс на будущее. А постоянные слушатели Опера Априори теперь будут ждать встречи 12 апреля с ораторией Ф. Мендельсона “Илия” в исполнении звёздного состава солистов, Хоровой капеллы им. Юрлова и ГАСО им. Светланова под управлением Максима Емельянычева.
Татьяна Елагина