В телеграм-канале ClassicalMusicNews.Ru я читаю небольшие отзывы тех, кто слушает туры XVII Конкурса Чайковского в залах. К сожалению (а может, и к счастью), я делаю это у компьютера.
Хочу рассказать о тех, о ком еще не упоминали в ленте, чтобы в ClassicalMusicNews.Ru появился пост о музыкантах номинации «Деревянные духовые инструменты».
Дело в том, что к концу второго дня прослушивания все, кто следит за этой номинацией, почувствовали, что в нынешнем Конкурсе имени Чайковского принимают участие духовики высочайшего класса. Музыканты, которых мы уже успели прослушать, показали невероятный, просто космический уровень мастерства и владения свои музыкальным инструментом.
Я не музыкант и не имею профильного образования, но уверена, что со мной согласятся все те, кто, как и я, внимательно следят за происходящим в Репино.
Обычно на конкурсах есть фавориты, те кто явно играют на голову выше остальных. Но сейчас в Репино все участники просто великолепны. Перед жюри стоит невероятно трудная задача: из 48 участников первого тура выбрать тех, кто перейдёт во второй.
Также хотелось бы отметить атмосферу, которая царит в фан-зоне зала Репино. Очень завидую слушателям, которые, несмотря на занятость и на удаленность, доехали поболеть за своих друзей и близких. Вижу много знакомых лиц, вижу родителей гобоистов, которые “болеют” в зале. И все присутствующие там явно находятся в каком-то общем дружественном космосе — и слушатели, и участники, и концертмейстеры, и члены жюри.
Даже по ту сторону экрана чувствуется, что воздух в зале просто искрится от накала страстей. Все музыканты предельно сосредоточены. Зал сидит, не издавая ни звука. За эти два дня только три раза была нарушена тишина и зал на это бурно отреагировал.
— первый раз у кого-то что-то упало и все, естественно, осуждающе обернулись в сторону этого человека.
— второй раз перед исполнением Этюда № 2 для гобоя соло Хайнца Холлигера члены жюри громко потребовали не передвигаться фотографу и оператору во время исполнения и не шуметь.
— третий раз, когда у музыканта при перестановке пульта (после исполнения) пульт разделился на две части. Было ощущение, что вдруг ушло напряжение. Заулыбался гобоист и концертмейстер, и было видно, что все в зале сдерживают улыбки.
Напоследок обязательно надо сказать, о тех, о ком не часто говорят на конкурсах и чьи имена даже не вписаны в буклет Конкурса. Это те, кто выступает дуэтом с музыкантами: концертмейстеры!
Мало того, что концертмейстеры на этом конкурсе играют виртуозно, под стать участникам, так они еще и, несомненно, выступают в роли психологов при своих подопечных.
Когда в трансляции показывают кадры закулисья, видно, как они подбадривают духовиков и поддерживают их.
А иногда на этом конкурсе им приходится играть не только на своём обычном инструменте: в Секвенции VII Лучано Берио пианист работает не за роялем, а держит ноту «си» на тюнере в течение всего времени исполнения соло гобоя.
Одним словом, невозможно не упомянуть тех, кто, не отрывает рук от черных и белых клавиш и без кого музыканты на конкурсе, как вы понимаете, просто не смогли бы обойтись.
Впереди у нас третий, заключительный, день I тура номинации «Деревянные духовые» и оглашение результатов решения жюри. Слушаем. Желаем всем ни пуха, ни пера!
Дарья Хуторецкая