XXI Всероссийский фестиваль современной музыки для русского национального оркестра «Музыка России» прошел с 9 по 12 апреля в РАМ имени Гнесиных.
Свыше двух десятков лет минуло с тех пор, как была воплощена идея Всероссийского фестиваля «Музыка России». За это время фестиваль утвердился в традициях, вошел в силу и превратился в форум, где звучит новейшая композиторская музыка, открывается поле для дискуссий, обмена мнениями и опытом.
XXI фестиваль «Музыка России» прошел с 9 по 12 апреля 2024 года в РАМ имени Гнесиных. За четыре фестивальных дня на сцене концертного зала выступили семь коллективов, было сыграно 26 сочинений, представлено несколько премьер.
Сегодня уже можно говорить о концертных закономерностях, исполнительских предпочтениях и взаимовлияниях в русском народном оркестре. И здесь критериями стилистического единства выступают состав инструментов, отношение к звуку и репертуарная стратегия. Три московских коллектива (оркестр «Академия», оркестр «Душа России», оркестр имени Н. П. Осипова) в этом смысле выказали редкостную сплоченность.
Удалённость от центра не всегда становится показателем иного взгляда на традиции. Отлично проявил себя Ярославский оркестр «Струны Руси» (дирижер Алексей Чугаев), выступив почти великорусским струнным составом с тонким звуковым письмом и лаконичной выверенной программой. В Нижегородском оркестре (дирижер Борис Схиртладзе) поддерживают и бережно развивают наследие его основателя, В. А. Кузнецова, заключающееся в интеллигентности звучания и оркестровом балансе. В студенческом оркестре из Ростова-на-Дону (дирижер Михаил Копырюлин) сделали акцент на ударной группе с соответствующей звуковой стилистикой. «Фишкой» Смоленского оркестра имени В. П. Дубровского (дирижер Игорь Каждан) является наличие почти полной симфонической медной духовой группы, включая тубу.
Магистральная идея фестиваля состоит в распространении современной музыки для русского оркестра. Этой задаче отвечали опусы Валерия Пьянкова, Геннадия Чернова, Ефрема Подгайца, Владимира Беляева, Натальи Хондо, Татьяны Чудовой, Кирилла Волкова, Виктора Панина, Сергея Плеханова, Игоря Красильникова. Современные композиторы, создающие оригинальный репертуар для русского оркестра, отмечают, что этот состав привлекает лиричностью, утонченным звучанием, прозрачной фактурой, неповторимым тембром и особыми звуковыми приемами.
Все эти исключительные характеристики проявляются в миниатюрах с рафинированной образностью и тонкой звуковой поэтикой, часто объединяемых в циклы: «Чеховский вальс» Виктора Панина, «Маятник времени» и сюита для альтовой домры Ефрема Подгайца, «Музыка дождя» Натальи Хондо, «Бульвары Москвы» Кирилла Волкова.
Вместе с тем, русский оркестр отлично чувствует себя в сочинениях крупной формы. Быть или не быть симфонии в русском оркестре – уже не вопрос, поскольку ответом на него являются оригинальные опусы в этом жанре. На фестивале состоялась премьера одночастной Третьей симфонии Валерия Пьянкова, возникшая как отклик на социальный перелом начала 1990-х, а также прозвучала Десятая симфония Геннадия Чернова, написанная в лучших традициях русского лирического симфонизма. Оба сочинения посвящены их первому исполнителю и интерпретатору – руководителю гнесинского оркестра «Академия» Руслану Канееву.
Переложения другой музыки вписываются в формат фестиваля при соответствии звучанию и образному строю русских инструментов. Переложения хороши тогда, когда выявляют сильные стороны русского оркестра, а не тогда, когда заставляют его соревноваться с симфоническим. Состязание это заведомо обречено, ибо акварель и масло – разные виды живописи.
Именно это и произошло при показе оркестром Ростовской консерватории (дирижер Михаил Копырюлин) музыки композитора Леонида Клиничева, которой было отдано все первое отделение на первом концерте. Передозировка динамики, густая оркестровка крупными мазками при случающихся великолепных колористических находках, культивирование ударного начала в противовес песенному (отметим при этом хорошую кантилену у низких домр) – все это не дало цельного впечатления. Хотя симфоническое творчество Леонида Клиничева, в котором и отражение революционных событий («Offertorio»), и мастерски переданные пейзажи и инфернальная образность (Симфонические картины по Гоголю), и обработка фольклорного материала (Сюита из балета «Тихий Дон»), безусловно, заслуживает внимательного отношения.
Труды композитора по работе с донским фольклором были высоко оценены в свое время Георгием Свиридовым. А когда музыка иллюстрирует запоздалую вечернюю песню из белеющей в темноте хаты, то тут же приходит на ум, что от Ростова-на-Дону рукой подать до границы, а Днепр и Дон – не братья ли?
Избирательный подход к переложениям Владимира Шкуровского, руководителя оркестра «Душа России», подключает русский оркестр к музыкальной классике. В переложениях, отличающихся пониманием возможностей оркестра, находятся новые тембровые решения для комических эффектов («Полька циркового слона» Стравинского) и стилистических трансформаций (Прелюдия и скерцо, опус 11 Шостаковича для струнного октета прозвучала в стиле баховских органных прелюдий).
Может ли в русском оркестре убедительно звучать опера? Может, если это опера «Добрыня Никитич» Александра Гречанинова в исполнении Нижегородского русского народного оркестра имени В. А. Кузнецова под управлением Бориса Схиртладзе. Эта постановка стала одним из откровений фестиваля, относящаяся к той его линии, которая не только популяризирует новые сочинения, но и заново открывает старые.
Оперное творчество Гречанинова оставалось тайной за семью печатями и тому были причины отнюдь не музыкальные. Эмиграция композитора после революции положила крест на изучении наследия Гречанинова в СССР, как и на памяти о нём. А оценка «Добрыни Никитича» ограничивалась штампом «подражательности» и «вторичности» стиля.
Замечания о сильных влияниях в музыке Гречанинова имеют основания. Тут и там слышны его предшественники: от Глинки до Римского-Корсакова. Вплоть до параллелей в сюжете, типизации действующих лиц, интонационных, ладогармонических и фактурных совпадений. Отыскивать такие моменты, рассыпанные на каждом шагу – особое удовольствие.
Но традицией тоже надо уметь пользоваться. Сочные полнокровные хоры – одна из сильных сторон оперы. Отлично сбалансированный, стройный, с молодыми свежими голосами, хор Нижегородской государственной консерватории (художественный руководитель Борис Маркус) старательно спел за народ и пленников Змея Горыныча.
Солисты Нижегородского театра оперы и балета (Георгий Екимов, Елена Сизова, Татьяна Гарькушова, Владимир Куклев, Валерия Горбунова, Ирина Котова) с честью исполнили порученные им роли и, несмотря на то, что концертное исполнение не дает простора для мизансцен, умело выстраивали отношения между героями.
Партитура легла на русский оркестр, как будто и была написана для него изначально (автор инструментовки Венедикт Пеунов). Все группы оркестра используются мастерски и равноценно. И кстати, в тембрах народного оркестра нивелируются многие аналогии с «чужими операми», бывшие явными в симфоническом звучании, а сочинение предстает замечательным самобытным творением русского композитора.
Мощным аккордом, завершившим фестиваль, стало выступление Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова под управлением Евгения Волчкова с идеально составленной программой: только здравствующие композиторы, не звучавшие ранее на фестивале сочинения, высококлассные солисты. Два солирующих балалаечника (Игорь Сенин и Константин Захарато), виртуозная оркестровая балалаечная группа – что это, как ни сатисфакция слушателям и торжество русского инструмента!
На фестивале преобладала чисто оркестровая музыка, и это одна из сильных сторон нынешнего марафона, позволившая в полноте раскрыть звучность русского оркестра.
При этом солирующие инструменты предстали в различных амплуа. Исполнительской виртуозности никто не отменял. Баянист Андрей Дикоев выступил с Ярославским оркестром «Струны Руси» в фундаментальном концерте № 3 для баяна с оркестром Альбина Репникова. Пьеса Татьяны Чудовой «Дразнилки, ругалки, примирилки» послужила поводом для виртуозного выяснения отношений между двумя гобоями (Иван Паисов и Марина Юлина) на колоритном и изобретательном фоне игры Смоленского оркестра.
Прелюдия и аллегро Сергея Плеханова открыла новый взгляд на историю русских инструментов времен Екатерины Великой, когда придворные гуслисты услаждали слух знати. Барочная эстетика нашла убедительное воплощение в звучании звончатых гуслей Павла Лукоянова и оркестра имени Осипова.
В то же время, наблюдается новаторский подход к солирующему инструменту, трактуемому как «голос из хора» – наиболее активный инструмент из оркестра. Таковой прозвучала альтовая домра Юлии Неверовой в сюите Ефрема Подгайца при поддержке оркестра имени Осипова.
Повелителем этнических инструментов выступил Рамил Гайзуллин в Соло-фантазии Мурада Ахметова. Под звуки гудящего обертонами курая и других национальных музыкальных орудий в руках солиста с мягким сопровождением Смоленского оркестра рождались образы башкирской степи с ее красотами нетронутой человеком природы.
Две яркие партитуры молодых композиторов, впервые заявивших о себе на фестивале, отмечены нестандартными подходами и стремлением увязать вневременное и современное. «Концертная фантасмагория» для скрипки с русским оркестром Бориса Вишневского разрабатывает подлинную смоленскую народную тему и мотив «всея Руси», бессмертный «Эй, ухнем!». Юный, но уже многажды титулованный скрипач Глеб Панов провел сольную виртуозную партию с воодушевлением и артистизмом (аккомпанировал Смоленский оркестр).
В «Сказке сказок» Евдокии Сандлер солирующая балалайка (Константин Захарато) трактуется, казалось бы, в самом традиционном ключе, но затем отправляется в путешествие по музыкальным стилям, воспроизводя знойные балканские танцы, гротесковый духовой оркестр, джазовый свинг (аккомпанировал оркестр имени Осипова).
Полновесные художественно яркие, образные программы, представленные оркестрами-участниками, талантливые композиторские сочинения, написанные в новейших техниках, помноженных на изысканную звукопись и уникальные тембры оркестра – все это фестиваль «Музыка России», вносящий достойный вклад в российскую и мировую музыкальную культуру.
Ольга Шабунина