В январе исполнился год «ЧБ: Что Болит? Сообщество молодых педагогов и концертмейстеров». Это небольшая группа в социальной сети «ВКонтакте», которое уже заявило о себе как о сильном движении молодых специалистов в сфере художественного образования, направленном на объединение и поддержку молодых педагогов и концертмейстеров по всей России.
Идейный вдохновитель и руководитель сообщества – Анна Гагулина, пианистка и куратор из Екатеринбурга. Мы побеседовали с ней о том, какой путь был пройден от педагога к куратору, про расстановку приоритетов в жизни молодого родителя, в чем ценность и идея сообщества «ЧБ», как реализовать свой проект и что такое «Всероссийский образовательный интенсив для молодых педагогов и концертмейстеров “Педагогическое коммьюнити 1.0”».
— Аня, спасибо большое, что согласилась побеседовать. На мой взгляд, очень важно знакомить людей с небольшими инициативами и проектами, которые реализуют молодые талантливые специалисты. Ты как раз пример разностороннего и многофункционального специалиста: пианистка, педагог, музыкальный критик, куратор. Расскажи, как ты комбинируешь эти разные деятельности в жизни?
— Для пианистов момент комбинирования разной деятельности является очень естественным. На этапе учебы мы формируемся не только как солисты, но и концертмейстеры, ансамблисты, нас так или иначе обучают как педагогов, поэтому для нас работать в разных видах деятельности и совмещать их достаточно легко.
В моей жизни всегда присутствовали разные виды деятельности, направленные на музыку и искусство, так сказать, в различных их проявлениях. Но я уже три года как мама, и что-то уходит на второй план. Отвечая на твой вопрос: на сегодняшний день, я пианистка – играю концерты и сейчас стала работать концертмейстером в Уральской консерватории.
И еще я куратор: руковожу «ЧБ» («Что Болит: сообщество музыкальных педагогов», которое существует в формате группы в социальной сети «ВКонтакте» – прим.ред.), также я работаю в «Екатерининском обществе». Это мои главные направления.
— Насколько я знаю, ты много лет работала преподавателем в музыкальной школе. Как так получилось, что ты приняла решение оставить педагогику? Развиваться как куратор, независимый специалист, оставить место, где ты уже наработала большой опыт, стаж….
— На самом деле я не просто много лет проработала в системе художественного образования. Я работала очень успешно: за эти 7 лет я успела получить высшую категорию, у меня был большой сильный класс, да и работала я в одной из лучших школ Екатеринбурга.
Но я стала мамой, и у меня появились более высокие требования к работе: например, более гибкий график, что даже в музыкальной школе сложно организовать. Плюс мне захотелось попробовать что-нибудь еще в жизни – меня очень интересовала идея быть свободным специалистом.
— И как тогда тебя занесло работать концертмейстером с вокалистами?
— Это мое желание ухватиться за исполнительство. У меня в этом сезоне есть несколько важных выступлений в Свердловской филармонии, но это разовые акции. Хотелось чего-то на постоянной основе.
Так сложилось, что я всегда работала с инструменталистами, знаю их специфику, репертуар. А с вокалистами я даже сознательно отказывалась работать с ними, мол, это не моя специализация….
— Интересно, почему так с вокалистами получилось?
— Ты знаешь, отчасти на это повлияла учеба на «музкритике» (магистерская программа «Музыкальная критика» факультета свободных искусств и наук СПбГУ, прим.ред.). Я стала ответственнее: например, я понимала, что я не знаю множество опер «от корки до корки», не могу подсказать певцам что-то по произношению, ну и как я могу заниматься с вокалистом в таком случае? Также я не разбираюсь в вокальной технике, не могу объяснить что-то по звуку.
Но по воле случая я попала в класс к прекрасному педагогу, солистке нашей Урал Оперы (Екатеринбургский театр оперы и балета «Урал Опера Балет» – прим.ред.) Надежде Юрьевне Бабинцевой. И сейчас, таким образом, я вкладываюсь в то, чего мне, как специалисту очень не хватает.
— Ты упомянула программу «Музыкальная критика», на которой я сама тоже училась. Очень радуюсь, что эта программа упоминается как что-то важное на пути профессионального и личностного становления. Как ты туда попала, будучи пианисткой из Екатеринбурга?
— (смеется) На самом деле, все началось с твоего конкурса, Ксюша (Piano InstaCompetition, онлайн-конкурс фортепианного мастерства – прим. ред.). Я подала заявку на этот конкурс вместе с ученицей, и мы с тобой стали общаться. Сначала на какие-то пианистические темы, потом я увидела, что ты учишься на музыкальной критике и подумала, что мне тоже хотелось бы поучиться там.
Ты рассказывала, как все устроено на программе, и я решила рискнуть – именно рискнуть, так как я жила в Екатеринбурге, а учеба была в Санкт-Петербурге. Прием документов был дистанционным, все было достаточно просто, я решила что ничего не теряю: ехать никуда не нужно, просто подать документы и сделать два задания.
Я поступила, получила стипендию, которая покрывала 80% от стоимости обучения, а училась дистанционно. Таким образом я попала на музкритику – благодаря тебе (улыбается).
— Прекрасная история, мне приятно, что я приложила к этому руку. Как тебе пригодилась эта учеба на жизненном пути?
— Первое и самое главное, пожалуй, это то, что мне привили дотошность: все проверяешь, ищешь первоисточники. Нас научили подходить к тексту максимально критически, если ты сам пишешь – пиши конкретно, поменьше высоких «пафосных» слов. Ну и конечно, обучение кураторству – в третьем семестре у нас был курс, посвященный кураторским проектам.
На экзамене нам нужно было представить свой проект: выступаешь в роли руководителя, показываешь, что и как ты будешь делать, от самой идеи и в чем смысл, до ее реализации. Было очень интересно!
— И вот мы подошли к главной сути нашего интервью. Ты уже упоминала «ЧБ», сообщество, руководителем которого ты являешься. Расскажи, как появилась идея создать такое сообщество?
— Идея появилась в конце 2022 года. Я начала выходить на работу из декрета и первым делом попала на педсовет. И там я поняла, что хочу немного другого педсовета.
Мы, педагоги и концертмейстеры, сталкиваемся с одними и теми же проблемами: например, как войти в рабочий режим после двух месяцев отпуска? Мне показалось интересной идея собрать педагогов и поговорить об этом. Обсудить и дать понять, что мы все схожи в своих переживаниях и проблемах, мы можем поддержать друг друга, поделиться опытом, советами. Так я задумала и начала своими силами делать встречи педагогов в формате «малый педсовет».
На одну из первых встреч я позвала как эксперта и спикера свою коллегу, Женю Фурманскую (пианистка, педагог, просветитель, организатор мероприятий, директор Арт-центра «МамаМИя», социальный предприниматель г. Екатеринбург), именно она мне сразу сказала, что надо мыслить крупнее, и тогда проект будет результативнее и интереснее.
Так пришла идея создать сообщество, собрать всех в одном месте, в онлайн-пространстве. Объединить молодых педагогов вместе, общими ценностями, проблемами и болями.
— Когда ты фактически создавала сообщество, на старте ты была одна или тебя кто-то поддержал?
— Со мной была Женя, в группу сразу подписались ее друзья и коллеги. Почти с самого начала у нас появилась Ксюша Анисимова (пианистка, педагог, руководитель студии Moz-Art). Мне показалось важным показать, что частная студия – не зло, а имеющее право на жизнь направление, которое может сосуществовать рядом с государственными музыкальными школами.
И так появилось «Что Болит? Сообщество молодых педагогов и концертмейстеров», или сокращенно ЧБ (смеется).
— Название! Оно вроде очевидное, но какой смысл вкладывали вы?
— Несколько смыслов. Во-первых, да, это аббревиатура «Что болит». Во-вторых, ЧБ – выглядит «модно, молодёжно» (улыбается). Ну и организовали это три пианистки, ЧБ – это черно-белые клавиши…
— …А я не задумывалась об этом контексте!
— (смеется) Да, именно так. То есть получается, в год Педагога и Наставника, прямо в январе мы создали сообщество. Это лично наша инициатива, никто нас не подталкивал, и мне кажется это самое классное – никто не контролирует нас отчетностью, это сообщество, сделанное неравнодушными людьми.
Мы делаем мероприятия потому, что есть запрос, просто потому что нам захотелось или появилась возможность, а не потому, что у нас есть календарный план и нам нужно его выполнить.
— В чем ценность сообщества «ЧБ» и в чем важность для человека быть частью этого сообщества?
— «ЧБ» — это место, где люди могут делиться своими проблемами, болями, спрашивать совета.
Мы даем площадку преподавателям для размещения своих наработок: в музыкальных школах стимулируют создавать свои собственные методические наработки, но о них никто ничего не знает! Благодаря «ЧБ» я сама узнала о новых музыкальных играх, кто-то показывает свои музыкальные сборники. Мы даем возможность проявляться и заявлять о себе – здесь ваша целевая аудитория.
«ЧБ» — это экологичное сообщество: никто не осудит, не будет критиковать вас. Мы понимаем друг друга, поддерживаем, даем советы – конечно, по запросу.
У нас есть анонимная гугл-форма: не все люди могут рассказать о своих проблемах, иногда это стыдно, страшно что прочитает твой директор или коллеги. Я всегда запрашиваю у коллег, что их беспокоит, стараюсь находить специалистов по этим запросам.
— Это все очень важно. Общаясь с коллегами, я вижу множество вопросов, на которые нет ответов в профессиональной «тусовке», и это очень давит, гнетет….
— Да. И надо помнить важную вещь: наша профессия гораздо шире, чем просто педагог. Очень много моментов, где можно и нужно подружить педагогику с чем-то еще.
— Посыл понятный и важный. Буквально недавно «ЧБ» отметило год. Расскажи, какие важные точки были пройдены за этот год?
— Важная точка – это начало, когда есть старт и интерес. Изначально мы должны были охватить только Екатеринбург, может быть область. Но музыкальный мир очень тесный, и благодаря друзьям и друзьям друзей почти сразу сообщество стало всероссийским. Команда пополнилась тобой – ты отвечаешь за концертмейстерское направление.
Но через несколько месяцев началась стагнация: летний период — это «мертвый» период. Тогда мне казалось, что еще чуть-чуть, и сообщество можно закрыть. Ко всему прочему из команды постоянных авторов ушла Женя.
В летнее время стало понятно, что нужна перезагрузка, а в идеале, масштабное мероприятие. Так появилась идея провести оффлайн мероприятие. На волне подготовки появился контент, сообщество оживилось. С того момента аудитория выросла в два раза, у нас появился свой YouTube-канал.
А 25-26 ноября 2023 года мы провели первый Всероссийский образовательный интенсив для молодых преподавателей и концертмейстеров. Участие для слушателей было бесплатным, мы за два дня (рассказываю и не верю!) провели лекции на тему эффективной коммуникации, лекции на тему гуманной педагогики, лекция для концертмейстеров, лекция РРЦ (Региональный ресурсный центр в сфере культуры и художественного образования), паблик-ток с руководителями ЧБ, открытая дискуссия руководителей ДМШ и частных студий, тем самым мы завершили первый день.
Во второй день у нас была лекция-тренинг от психолога и конфликтолога, мастер-класс для концертмейстеров, и потом заключительный концерт. Еще мы выпустили интервью с выдающимся педагогом Сергеем Осипенко.
Мы небольшое ноунейм сообщество, но у этого интервью очень высокие охваты! Пока готовились к интенсиву, потом рефлексировали, в итоге да, так прошел у нас этот год – неровно, но достаточно результативно.
— Ты взяла на себя смелость организовать такое большое оффлайн мероприятие, на котором присутствовали педагоги и концертмейстеры не только из Екатеринбурга, но и из регионов. Была хорошая трансляция, запись есть на ютуб-канале. Расскажи, пожалуйста, про партнеров и спонсоров прошедшего интенсива
— Я безмерно благодарна всей поддержке, начиная от друзей, которые поддержали саму идею, до спонсоров, которые выделили средства на проведение мероприятия.
Нас очень поддержал Региональный ресурсный центр в сфере культуры и художественного образования Свердловской области и лично Клещева Наталия Валерьевна. Я очень благодарна Министерству культуры Свердловской области и лично Роману Викторовичу Дорохину, и, конечно, «Екатерининскому обществу».
Без этих трех партнеров ничего бы не было. Сообщество у нас маленькое, по масштабам социальных сетей особенно. Еще раз подчеркну, что мы все-таки ноунейм сообщество. Мы работаем над тем, чтобы перестать быть ноунеймом
— Довольно солидная поддержка! Какие планы на ближайшее будущее и будет ли повтор «интенсива»?
— Конечно, есть план масштабировать проект. Важный момент, который я поняла: ЧБ — это некоммерческий проект. Если люди захотят нас поддержать и помочь нам, мы будем только рады.
Я хочу, чтобы мы стали большой и эффективной площадкой, где будет оказываться помощь молодым специалистам. Чтобы человек зашел в наше сообщество, и получил ответы на большинство своих вопросов. Если мы сможем привлечь большое количество спикеров, которые будут делиться своим опытом – это будет большой победой, и даже не сколько лично моей, а всего нашего музыкантского сообщества.
Конечно, сейчас мы работаем над тем, чтобы провести второй образовательный интенсив в ноябре 2024 года. Стало понятно, что людей собрать мы можем – когда мы в 2023 году открыли прием заявок, и мне в какой-то момент пришлось тормозить процесс, очень быстро набралось предельное количество заявок!
На сегодняшний день у нас еще только ведутся переговоры о постоянной партнерской помощи и очень хотим задружиться с крупными пабликами музыкантов.
— Я уверена, что кто-то из наших читателей хотел бы попробовать себя в роли куратора, организатора мероприятий в сфере культуры. Как бы ты их вдохновила, напутственные слова?
— Надо не бояться общаться с людьми, которые уже что-то делает. Кажется, вот он весь такой крутой, а я с глупыми вопросами иду. Но глупых вопросов не существует, вопросы надо задавать! Если ты не понимаешь какую-то механику организации процесса, что в этом такого – спроси у опытного человека.
— А с кем общаться?
— Начните с малого. Вас же кто-то вдохновил на создание своего проекта? Попробуйте с этим человеком пообщаться, спросите, с чего начать. Если человек уже сделал один-два-сто проектов, он уже знает механизм, и все вам расскажет. Если у вас не пойдет по его пути – найдите еще кого-нибудь.
Еще важно описать проект, его ценность и важность, трезво оценить, есть ли в этом проблема и как она решится через реализацию проекта.
— Последний вопрос: у тебя есть какой-то девиз по жизни?
— Я бы сказала так. Лучше сделать, и сожалеть о сделанном, чем сожалеть, что даже не попытался.
На эту тему у меня есть история: в 2019 году на фестивале «Таврида Арт» я была на встрече с Башметом. Он отвечал на вопросы из зала, и я набралась наглости и спросила: «Юрий Абрамович, я пианистка, и хотела бы просолировать с Вашим оркестром!».
Я помню, как ребята на меня повернулись! Башмет улыбнулся и сказал: «Ну ты смелая! Присылай свою запись, пообщаемся». Это было смело. И знаю, я бы пожалела, если бы не задала этот вопрос (улыбается).
— Это большая смелость – задавать такие вопросы. Мне кажется, именно это и привело тебя туда, где ты сейчас: ты не боишься спрашивать. Просить о помощи, обращаться за поддержкой – и в большинстве случаев ты получаешь положительный отклик.
— Да. А что ты теряешь, задав вопрос? Поэтому я считаю, что развивать в себе смелость спрашивать, обращаться, разговаривать, коммуницировать – это главный инструмент, который поможет двигаться к своим целям.
— Спасибо тебе за эту беседу. Желаю успехов и реализации всего задуманного!
***
Послесловие: на момент публикации этого материала уже стало известно, что в ноябре 2024 года в Екатеринбурге пройдет Второй Всероссийский образовательный интенсив для молодых педагогов и концертмейстеров «Педагогическое коммьюнити 2.0». Присоединяйтесь к сообществу и следите за новостями!
Послесловие 2.0: мы открыты к сотрудничеству и приглашаем в сообщество авторов. Если вы специалист в области, связанной с музыкальной педагогикой, если вам есть что рассказать и вы хотите стать командой «ЧБ» — свяжитесь с нами через сообщество Вконтакте или в Телеграме.
Беседовала Ксения Попова