30 марта 2024 в Большом зале Московской консерватории с успехом прошёл концерт Элисо Вирсаладзе – советской и российской пианистки, профессора, народной артистки СССР.
Её талант в раннем возрасте отметили такие выдающиеся пианисты, как Генрих Нейгауз и Александр Гольденвейзер.
Элисо Вирсаладзе: «Для Нейгауза уроки никогда не были средством подготовки к конкурсам»
Карьера Элисо Вирсаладзе богата интересными творческими событиями: сотрудничеством с яркими исполнителями (например, Святославом Рихтером, Наталией Гутман) и дирижёрами (Рудольфом Баршаем, Евгением Светлановым, Риккардо Мути и другими).
Элисо Вирсаладзе: «Как можно жить без камерной музыки? Не представляю!»
Поражает энергия и широкая деятельность артистки: уже много лет она не только выступает, но и занимается педагогикой, организацией крупных мероприятий, является членом жюри многих престижных конкурсов, даёт мастер-классы.
Значительное место в репертуаре Элисо Вирсаладзе занимает музыка западноевропейских композиторов-романтиков. Особенно, по мнению многих музыкантов, хороша в её исполнении музыка Роберта Шумана, получившая оригинальную трактовку.
Пожалуй, исполнительская манера Вирсаладзе действительно во многом ассоциируется с творчеством Шумана: сильный темперамент, порывистость, тонкая поэтичность, образное и звуковое разнообразие и при этом – строгость и вдумчивость.
В этот раз в программу вошли известные и полюбившиеся слушателями произведения композиторов эпохи романтизма (правда, Р. Шумана среди них не было).
Логическим центром первого отделения стала соната № 1 До мажор И. Брамса, своеобразная сосредоточенная лирика. Её часто называют симфонией для фортепиано не только из-за технических трудностей, но и из-за особенностей драматургии.
Элисо Вирсаладзе: «Когда ругают Россию, мне очень больно бывает. Когда ругают Грузию — тоже»
В завершение концерта прозвучала соната № 7 С. Прокофьева (единственное произведение из другой эпохи), особенно понравившаяся слушателям.
Это одно из самых популярных фортепианных сочинений композитора. Написанное непростым диссонантным языком, казалось бы, тяжёлым для восприятия, оно буквально заряжает энергией слушателей и всё-таки приводит к однозначному устойчивому финалу.
Прозвучали и разнохарактерные небольшие пьесы. Среди них были и те, что можно назвать композиторскими изобретениями. Это широко известные шесть музыкальных моментов Ф. Шуберта и «Утешение» № 3 Ф. Листа.
Жанры «музыкальный момент» и «утешение» созданы Ф. Шубертом и Ф. Листом соответственно.
Элисо Вирсаладзе: “За сохранение нашей богатейшей культуры и наших традиций нужно бороться”
Прозвучал и концертный этюд № 1 Ф. Листа. Изящное и поэтичное исполнение Вирсаладзе доставили слушателям огромное удовольствие, публика восторженно принимала каждое произведение. Зал был заполнен полностью: пришли и давние поклонники артистки, и те, кто впервые услышали её игру, коллеги, студенты и просто любители музыки.
Следующий концерт Элисо Вирсаладзе в Московской консерватории состоится 27 апреля 2024 в Малом зале.
Ангелина Самойлова