29 апреля 1936 родился дирижер Зубин Мета.
Зубин Мета родился в Бомбее, вырос в музыкальной семье. Его отец Мели Мета основал Бомбейский симфонический оркестр и руководил Американским молодежным симфоническим оркестром в Лос-Анджелесе.
С 14 лет Зубин играл на различных струнных, духовых и ударных инструментах в Бомбейском симфоническом оркестре, совмещая музыку с изучением медицины. В 1952 году, во время визита в Индию Иегуди Менухина, Мета, помогая отцу на репетициях, впервые дирижировал оркестром; вскоре прекратил занятия медициной и полностью посвятил себя музыке.
В 1954–60 гг. он учился дирижированию в Венской музыкальной академии у Г. Сваровского, параллельно изучая композицию, игру на контрабасе и ударных. В то же время занимался в музыкальной академии «Чигьяни» в Сиене (Италия) у А. Гальеро и К. Цекки, где познакомился в Даниэлем Баренбоймом, дружба с которым во многом предопределила интерес Меты к Израилю.
В 1958 году Мета занял первое место на Международном конкурсе молодых дирижеров, а в 1959 году впервые выступил как симфонический дирижер с Венским филармоническим оркестром.
В 1961-м, после нескольких блестящих выступлений с Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, Мета был назначен его художественным руководителем, став самым молодым дирижером, которому был доверен один из лучших оркестров мира. Одновременно он возглавил Симфонический оркестр Монреаля, с которым в 1962 году впервые выступил в Москве и Ленинграде.
Следующие тринадцать лет маэстро Мета посвятил Нью-Йоркскому филармоническому оркестру. На посту музыкального руководителя этого коллектива он находился дольше всех предшественников. Более 1000 концертов – таков итог деятельности маэстро и знаменитого оркестра в этот период.
Зубин Мета выступал в «Моцартеуме» в Зальцбурге, в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, в «Ла Скала» в Милане, с 1985 г. — художественный руководитель фестиваля во Флоренции, с 1998 г. — музыкальный директор Баварской государственной оперы в Мюнхене.
В 1961 году Мета дебютировал с Израильским филармоническим оркестром, в 1968 году возглавил его, а в 1981-ом был избран на пост музыкального директора оркестра пожизненно. Несмотря на условия контракта, по которым Мета должен работать с оркестром лишь несколько месяцев в году, он находился в Израиле во время войн и сложных политических ситуаций — дирижировал концертами для бойцов во время Шести дневной войны и Войны Судного дня, выступал в Тель-Авиве во время войны в Персидском заливе (1991).
В 1991 году за вклад в израильскую музыкальную культуру Мете была присуждена Государственная премия Израиля.
Зубин Мета — общепризнанный мастер крупных и глубоких симфонических полотен, таких, как симфонии Брукнера, Малера, Рихарда Штрауса. Вместе с тем он постоянно участвует в разного рода символических акциях, в концертах, чьё значение больше общественное, чем собственно музыкальное.
В 1990 году Зубин Мета дирижировал знаменитым совместным концертом трёх теноров: Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, состоявшимся в Термах Каракаллы в Риме.
Из других исторических концертов – Реквием Моцарта в исполнении хора и оркестра Сараево на развалинах Национальной библиотеки Боснии, разрушенной в ходе Югославских войн и Вторая симфония Малера, вблизи бывшего нацистского концлагеря Бухенвальд.
Тогда, в 1999 г., симфония исполнялась двумя оркестрами, которыми он в это время руководил, – Израильским филармоническим и Баварским государственным, которые располагались друг напротив друга. Мета четырежды в 1990, 1995, 1998 и 2007 гг. дирижировал традиционным Новогодним концертом в Золотом зале в Вене.
У себя на родине, в Индии, Мета удостоен высшей награды — ордена Лотоса.