9 ноября 2023 в Бетховенском зале Большого театра Камерный оркестр Большого театра под руководством дирижёра Михаила Цинмана представил программу «Мир детства».
Но начало концерта получилось отнюдь не детским, ведь вначале были исполнены «Колыбельная» Петра Чайковского, op.16 и «Восемь русских народных песен для оркестра» Анатолия Лядова. В первом номере мистически-отрешенное звучание голоса Альбины Латиповой идеально совпадало с потусторонним «покачиванием» в оркестре (произведение оркестровал Цинман).
А вот слушая Лядова, уже показалось, что артистов на сцене маловато — все же эта музыка написана для большого оркестра. Но все равно сочинение предстало во всём своём блеске: эти хрустально отделанные симфонические миниатюры соединились в цельную картину. Лядов использует подлинный материал из народной культуры, соединяя его с традициями отечественной симфонической музыки. В цикле композитор воссоздаёт русский стиль во всей его простоте и искренности.
Исполнение удалось: все соло инструментов были очень выразительны, не случилось перегруженности звучания между группами, неукоснительно соблюдались динамические нюансы, чётко прописанные в партитуре.
Один из сложнейших вокальных циклов в русской музыке — «Детская» Модеста Мусоргского — в концерте прозвучал целиком. Михаил Цинман превосходно оркестровал сочинение: в течение всех 17 минут не покидало ощущение, что перед нами оригинальный вариант автора, настолько тонко был передан стиль Модеста Петровича…
Каждая вокалистка сталкивается с определёнными сложностями при подготовке цикла: здесь господствует мелодизированный речитатив, а не привычная для многих по романсам кантилена, часто происходит смена размера. Важно и максимально естественно передать эмоции героев сочинения. Оттого особое внимание к каким-то нюансам: вилочкам, ведению фраз, говорящим интонациям…
В данном случае все сложилось. Альбина Латипова своей тонкой и вдумчивой интерпретацией вопросов не вызвала. Все эмоции и переживания героев миниатюр она передавала не с помощью мимики (опасный и неверный ход для вокалистов), а через голос, его красочность. Не уступал ей в образности и оркестр.
«Детский уголок» Дебюсси — «маленькая сюита», которую автор посвятил нежно любимой дочери Шушу. Здесь есть как прекрасные лирические страницы («Снег танцует»), жанровые сценки («Серенада кукле», «Маленький пастух»), несколько гротесковые номера («Колыбельная слоников»), а также стилизация в духе классиков («Doctor Gradus Ad Parnassum») и неожиданный сюрприз под занавес — игра в популярный тогда негритянский танец («Кукольный кэк-уок»).
Оркестр в этой сюите очень прозрачен и легок, но музыка лишена импрессионистской зыбкости. Этот посыл уловили и артисты Большого театра, исполнив цикл максимально непринуждённо, с большим наслаждением и игривостью, но и без лишней приторности.
Финальным аккордом программы стала роскошная сюита Мориса Равеля «Моя Матушка-Гусыня». Тут композитор использует новейшие для своего времени приёмы инструментовки, гармонии вместе с данью старинным барочным жанрам (павана, сарабанда). А в качестве источников сюжета миниатюр берёт сказки Шарля Перро «Спящая красавица», «Мальчик-с-пальчик», «Изумрудный змей» Мадам Д’Онуа, «Красавица и чудовище» Мадам Лепренс де Бомон.
Финальная пьеса «Волшебный сад» — красочный аккорд погружения в неведомый мир, своего рода оживающая картина. Каждый номер цикла — потрясающая импрессионистская зарисовка. И погружение сада Спящей красавицы в сон, и то, как Мальчик-с-пальчик ищет дорогу, и диалог Красавицы и Чудовища, а потом волшебное превращение последнего в принца — все это очень живо и детально выписано. И дети, конечно, в восторге от этой музыки.
Михаил Цинман виртуозно показал динамические и эмоциональные градации музыки — от оцепенелости и застылости, китайской фарфоровой игрушечности, тончайшей лирики и до мощного, на фортиссимо звучания всего оркестра. Дирижёр приоткрыл слушателям завесу в этот прекрасный, добрый мир волшебной сказки. И с ней абсолютно не хотелось расставаться.
Филипп Геллер