Недавно в потоке статистических данных память отметила: в минувшем году почётное третье место по туристической популярности после заведомых лидеров Москвы и Санкт-Петербурга заняла Казань.
Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, взлетев в рейтинге лет пять назад, тоже не воспринимается как региональный. Коллектив мирового класса, получивший под руководством Александра Сладковского не только российскую, но мировую известность.
Каждый приезд ГСО РТ в Москву – событие. Теперь и собственный абонемент в Московской филармонии появился у казанцев. А на сей раз, вечером 11 января 2019 года, в Концертном зале им.Чайковского была заявлена особо интригующая программа. Концерт №2 для скрипки с оркестром Белы Бартока и «Песнь о Земле» Густава Малера.
Солистом первого отделения выступил французский скрипач Рено Капюсон. Перечислять его титулы и звания можно долго, вот ссылка на официальный сайт музыканта.
Как справится мастер тонкой нюансировки и лирического начала (такое мнение сложилось по записям Капюсона в You Tube) c диковато-страстной фактурой мадьярского гения Бартока? Оказалось, чисто по-французски, смягчив контрасты, придав порой лишний гламурный лоск фольклорным напевам. Ни ярости, ни огня.
Водянисто-невнятным услышалось самое начало первой части Allegro ma non Troppo. Скрипка Гварнери дель Джезу на баске звучала пережато, с песочком. На грани вкуса подчёркивались глиссандо.
Впечатление скрасила побочная партия, где звук, наконец, обрёл академическую прозрачность. Техничная разработка обнаружила крепкий драйв, всегда точна была интонация. Но лёгкая небрежность во фразировке не убедила.
Элегантно-холёный облик артиста дополнялся его удивительной манерой заметно пританцовывать с ноги на ногу во время исполнения.
Вторая часть Andante Tranquillo лилась действительно безмятежно, безграничным смычком, легато у Капюсона отменное. Здесь сошлись темпераменты солиста и оркестра. Если в первой части могучее tutti отсылало к потомку гуннов Бартоку, а солист всё пытался его «причесать» под Мендельсона, то в певучем Andante оркестр тонко вышивал сопровождение скрипке.
Третья часть Allegro molto, где сложное развитие получают народные темы первой части, опять дала возможность солисту блеснуть мелкой техникой, совершенно утонув динамически и эмоционально в фортиссимо оркестра. Правда, в чувстве формы Капюсону не откажешь. Кода с вихревым accelerando удалась!
На бис Рено Капюсон подарил нам свой фирменный «хит» – Мелодию из оперы Глюка «Орфей». Исполненная соло, без аккомпанемента, эта божественно прекрасная Мелодия во всей наготе явила творческое кредо артиста: компактный идеально ровный серебристый звук, сдержанность и продуманность нюансов, прохладная отстранённость в передаче музыки.
«Песнь о Земле» Густава Малера одновременно привлекает философской красотой и пугает протяжённостью и глубиной замысла. Симфония в шести частях или шестичастный вокальный цикл?
«Симфония в песнях» (нем. Symphonie in Gesängen), как определил жанр сочинения сам композитор, написана на стихи китайских поэтов эпохи Тан в переводе Ханса Бетге («Китайская флейта», 1907). Первый, третий и пятый номера предназначены для тенора. Второй, четвёртый и заключительный шестой –для меццо-сопрано (контральто) или баритона.
На нашем концерте солистами выступили тенор Сергей Радченко и баритон Борис Пинхасович.
За творческим ростом выпускника Молодёжной программы, ныне приглашённого солиста Большого театра слежу давно, лет семь или восемь. Этот концерт, московский дебют Сергея с оркестровым Малером, смело можно поставить в зачёт молодому певцу.
К сожалению, удалось не всё, сказалось нездоровье артиста. Особо заметно это было в большущем первом номере. «Застольная песня о горестях земли» – изобретательно тесситурное соревнование тенора с фортиссимо расширенной медной группы (словно измученный болезнью Малер мстит всем тенорам, что изводили его капризами в должности главы Гамбургской и Венской опер). Когда tutti оркестра не бушевало, слышен становился плотный «холден-тенор» Сергея Радченко, полнозвучный, увлечённый стихией Малера.
Удачнее прозвучал у артиста третий номер «О Юности», окрашенный китайским колоритом. Задором пахнуло в заключительном теноровом соло «Пьяный весной».
По слухам из Казани, где та же программа исполнялась оркестром и солистами накануне, Сергей Радченко пел гораздо ярче. Понятно, перелёт и перемены зимней погоды опасны для любого инструмента, тем паче для голоса.
Баритон Борис Пинхасович, услышанный впервые «в реале», оказался светлее и моложе тембром, чем в записях. Отсюда малый контраст между тенором и баритоном в этом исполнении. Любая дама меццо-контральто создала бы столь милую китайской поэзии гармонию «инь-янь» против монохромности малой октавы у мужчин. Но это –выбор маэстро Сладковского.
Впечатление от пения любимца Петербургских меломанок, ведущего солиста Михайловского театра Бориса Пинхасовича самое положительное. Ощущение, что «Песнь о Земле» у него давно впета и любима, и не представляет технических трудностей. Но, справедливости ради, коварный автор баритону дал «в сопровождающие» струнных, воспарить на которыми опытному вокалисту не проблема.
Начав с лирического «Одинокий осенью», баритон продолжил танцевально-лукавым «О красоте». Подвиг выносливости – заключительная часть цикла, трагическое «Прощание». По сути – прощание самого Густава Малера со всем, что ему было дорого.
Пинхасович пел свободно и вдохновенно, его звуковедение не уступало солирующей рядом виолончели. Тонко играл оттенками crescendo-diminuendo. И лишь перевалив через половину, «Прощание», длящееся полчаса, выказало утомление чувств у всех: солиста, оркестра, публики.
Но именно в грандиозной VI части стройность и качество игры музыкантов, ведомых маэстро Сладковским, особенно замечалось. Ни одного кикса, смазанного штриха. Волшебно-трепетный дуэт флейты и поющего баритона, маленькие всплески соло скрипки, чарующий кларнет, союз виолончели и английского рожка. Чёткий, без «соплей» похоронный мотивчик клезмера у низкой меди в самом финале.
Бурные аплодисменты после более часовой Das Lied von der Erde– знак благодарности, а не просьба бисировать. Однако ГСО Республики Татарстан щедро завершил вечер показавшимся после «Прощания» не таким уж и минорным «Грустным вальсом» Сибелиуса. Элегантно-сдержанно, без грана шлягерности прозвучал этот номер.
Татьяна Елагина