
Дмитрий Онищенко – о третьем дне третьего тура у пианистов на XVII Международном конкурсе им. П. И. Чайковского.
Пианист Дмитрий Онищенко в своем телеграм-канале ведет хронику прослушиваний пианистов на XVII Международном конкурс им. П. И. Чайковского. Публикуем некоторые из его заметок. Подписывайтесь на канал Дмитрия, чтобы сразу узнавать обо всех подробностях.
Что же, друзья, вот и подошли мы с вами к “часу-икс”, финальному дню прослушиваний и вечеру объявления финальных результатов конкурса!
Подумать только, на данный момент ещë не все сыграли, а всë же перед тем, как завершим день, у нас будут уже и победитель Семнадцатого конкурса Чайковского, и лауреаты его второй, третьей и других премий!
Сегодня нас ожидают всего двое конкурсантов – и по внутренней силе и мощи они друг друга определëнно стоят: перед нами выступят сегодня Соа Ë и Валентин Малинин. В их исполнении мы услышим по Первому концерту Чайковского, а также Третий концерт Рахманинова у Соа и Концерт Скрябина у Валентина.
Не хочу произносить словосочетание “кто кого”, пусть конкурс без суеты и в полном расцвете дойдëт до своей Точки, не обгоняя себя, а просто давая возможность его сегодняшним участникам раскрыться полностью, именно это в первую очередь принесëт нам то, чего ив от него ждут и за что так его любим.
Соа Ë на сцене. И еë звуковая субстанция с самого начала напоминает что-то типа солëных и спокойных океанических волн – с силой вязкости, напряжением, мягкостью и внутренним спокойствием. Последнее для финала конкурса архи-важно.

За Соа – спокойно. Звук, скорее, “в рояль”, чем из рояля (и это минус), но зал им наполнить получается весьма успешно. Есть ещë один минус у этой уравновешенной игры – в ней немного нивелируется момент интриги. Из плюсов – это одно из самых технически чистых исполнений концерта. Внëс некоторую растерянность финал, прозвучав эмоционально пустовато (за исключением коды).
Рахманинов прозвучал как композитор, более удачно и полно ложащийся на личность исполнительницы – более экспрессивный и полный более мелких элементов выразительности, с которыми она хорошо понимала, как взаимодействовать и как результат выстраивать насыщенную и полную сюжетного действа музыкальную ткань. Успеваешь вслед за исполнительницей без спешки проследить все “завитки выразительности” во фразировке – и это независимо от взятого артисткой темпа.
Однако к концу всë же накопилась та самая усталость, о которой у нас время от времени случаются, тут разговоры. Вообще, из семи выступивших в финале на данный момент она не ощущалась, по моим наблюдениям, только у троих артистов. Спасибо Соа, в целом это всë же удачное и достойное выступление.

Валентин Малинин начал с концерта Скрябина – выбор смелый, показывающий наличие своего лица и в своей воли у исполнителя, решимость показать себя. После громадных “полотен” Скрябин звучал свежо и легко.
Валентин, безусловно, уверен в этой музыке, где-то как Энджел во вчерашнем концерте Бриттена, тоже нечастом госте на конкурсе. При этом, как и у Соа, не обошлось без лëгких симптомов усталости – в финале можно было создать большую интригу и “формообразующее напряжение” в течение самого “тела” части, чтобы кульминация получилась более подготовленной. Сама же она – удалась.
Концерт Чайковского получился однозначно удачным, притом интересным по темпам, образам, смыслам, как бы парящий над землëй, без глубокого “вбивания колонн в землю”. Под влиянием соседнего Скрябина? Притом он был вполне “в лучших традициях” и достойным того, чтобы поставить последнюю точку в прослушиваниях XVII конкурса Чайковского. От души поздравляем Валентина и ждëм результатов!
Конкурс имени Чайковского: лауреаты по специальности «фортепиано» – 2023