Дмитрий Онищенко – о третьем дне первого тура у пианистов на XVII Международном конкурсе им. П. И. Чайковского.
Пианист Дмитрий Онищенко в своем телеграм-канале ведет хронику прослушиваний пианистов на XVII Международном конкурс им. П. И. Чайковского. Публикуем некоторые из его заметок. Подписывайтесь на канал Дмитрия, чтобы сразу узнавать обо всех подробностях.
Тимофей Доля – полон уважения к музыке, которую играет, а потому не допускает в ней слишком резких поворотов и острых углов. Прекрасно приспособлен к инструменту физически, отлично себя во взаимодействии с ним чувствует. Ведëт себя скромно и уверенно одновременно.
Есть ещë чувство, что он весь со всей своей разнообразной программой (Бах, Гайдн, Чайковский и. т. д.) находится не очень близко от нас и представляет собой на энергетическом уровне как бы одно цельное облако.
Ë Соа – кореянка, обучающаяся в Ганновере. Одно из еë ценных качеств – не оставить ничего в загашнике, вынести на сцену всë, на что она способна, использовать свои возможности на всё сто – технические, ментальные, эмоциональные. Если, глядя на Тимофея или Антона Яшкина, можно представить, что кто-то из них мог полностью не раскрыться, а где-нибудь на концерте как вытащить козырь из рукава – да что там на концерте, такое запросто может произойти во втором туре! То Ë Соа таких ощущений не вызывает: вот вся она – как на ладони перед нами. Это одновременно и плюс, и минус, и для конкретного сегодняшнего результата, пожалуй, скорее плюс.
Программа еë масштабна – и включает в себя бетховенскую “Аврору”, в которой не боится, сыграть оригинальную авторскую педаль в прямом смысле этого слова (кто пианист, тот меня поймëт) ). Несколько оригинален вкус, но в рамках.
Ë Соа экстраверт, а Тимофей с Антоном, пожалуй, интроверты, вот как ещë можно сказать. Ещë можно сказать, что Ë Соа – железная леди из древнекорейского государства Когурë.
Уже в том, как Александр Ключко выходит на сцену, есть определëнная царственность, человек обозначает себя неслучайным на этом празднике жизни. С первых звуков – масштаб развития, звуки – те самые “кирпичики пути”, а не красивые рыбки в аквариуме, как бывает в нашей неидеальной жизни весьма часто. Хозяин положения, дирижëр, автор интерпретации, философ.
Тридцать вторая соната – настоящая, этюды – великолепны. Вообще, конечно, по духу и по идее исполнительства как такового ещë и очень близок мне, всю свою бренную жизнь пытаюсь, сидя за инструментом, смотреть именно в таком направлении – и здорово в этом смысле встретить душу-единомышленника!
Коки Куроива из Японии начал прямо с “Тройки” Чайковского. И это на конкурсе Чайковского прозвучало как-то “удивительно по-чайковски” и вызывало неподдельную улыбку. “Рисует” еë светлыми красками, немного в стиле японской живописи. За ней идëт “Думка”, в быстрых частях которой кайфует от происходящего и задорно посматривает в зал. И только потом – Бах.
По свечению, по свежести в чëм-то перекликается с Джорджем Харлионо из вчерашних выступлений, притом что эстетика и вкус последнего при всей своей оригинальности мне однозначно ближе. Но Коки, разумеется также имеет полное право на существование, на сцену, на свою публику. У него, безусловно есть своë лицо.
Ну и несколько слов про последний “заезд” в первом туре.
Начнëм с Богдана Дугалича (Сербия), чья подготовка к конкурсу была тщательной, а сам он человек, безусловно, одарëнный.
Немного смущает отсутствие цепкости в звуке, он чуть плоский, как бы придавливающий. Всë-таки естественный путь движения звука – из инструмента, через сердце, потом мозг, а потом – на волю и по метафизической сети, напоминающей вай-фай, к слушателю. )) Мы его достаëм, словно жемчужину со дна морского. Жалко, когда львиная доля звукового спектра уходит в обратном направлении – с пальца и в клавишу, словно в песок… Особенно это слышно в форте.
Это замечание, конечно, касается, далеко не только нашего нынешнего конкурсанта, такой момент, к сожалению, распространëн. Но с другой стороны – затаив дыхание я (и весь зал) прослушал гениальную медленную часть 7-й сонаты Бетховена в исполнении Богдана. Да и большая часть этюдов была очень достойной! Без всяких сомнений Богдан – настоящий музыкант.
Лю Цяо из Китая – хрупкая по комплекции девушка, играет не очень большим звуком, словно над пяльцами с мелкой вышивкой, но в миниатюрах, особенно лирических, получаются весьма милые интерпретации.
Этюд Листа “Шум леса”, фа-мажорный ноктюрн Чайковского – еë музыка. Но такая музыка – не во всей, разумеется, программе. Таким образом, 31-я соната Бетховена оказалась для исполнительницы, пожалуй, чересчур длинным произведением.
И последние два конкурсанта – Константин Хачикян и Валентин Малинин. Первый запомнился тем, что чуть ли не единственный выбрал в свою программу сонату Моцарта, что не может не вызывать уважения. Во время прослушиваний этих дней закралась мысль, что Моцарта в наши дни в значительной степени стали обходить стороной как конкурсно-опасного. Но, как видим, не все. Константин – эстет, и Бах, и Моцарт, и Чайковский у него в первую очередь красивы.
Валентин же совсем иной, ему присуще желание выстраивать монументальные полотна во фресковом стиле, высказывание его пламенно, психологично, декламационно, в кульминациях достигало силы и убеждëнности credo. Особенно меня впечатлила его “Апассионата”.
Валентин Малинин: «Чтобы музыка жила, её нужно исполнить по-настоящему»
И ещë пару слов, чисто утилитарного толка, о сегодняшнем дне. Вы, наверное, заметили, что-то перестал анализировать неаккуратности текста у конкурсантов, дело в том, что сегодня с одной стороны не было больших аварий, с другой же – чисто не играл никто. Можно отметить ещë большую расслабленность конкурсантов.